Волгодонск Четверг, 02 мая
Общество, 30.03.2022 15:35

«Детскую больницу и БСМП на Гагарина должен был соединить туннель для доставки пищи»: врач-педиатр Анатолий Чернега

Новым героем рубрики «Лица города» стал известный в Волгодонске врач-педиатр Анатолий Чернега.

Анатолия Васильевича Чернегу хорошо знают многие жители Волгодонска. Вот уже более 40 лет он работает в медицине города. Анатолий Чернега занимал руководящие должности в детской городской больнице, при его активном участии в 80-е годы педиатрия и вообще детская медицина в городе вышли на новый уровень. В свои 75 лет Анатолий Васильевич по-прежнему ведет активный образ жизни и не порывает с профессией. В интервью «Блокноту» он рассказал о своем жизненному пути и вспомнил некоторые интересные факты о становлении медицины города.

2.jpg

По традиции расскажите о своей семье. Где находится ваш родной город?

Я родился 1 января 1947 года в семье военного летчика, поэтому детство прошло буквально «на колесах». Куда отца служить посылали, туда и мы ехали. Родился я в Пензе, но по документам место рождения - город Энгельс в Саратовской области. Отец родом из-под Одессы, он окончил летное училище в Энгельсе и стал летчиком. Мама родом из Энгельса, познакомилась с отцом, когда тот служил там. Начинал пилотом истребителя, но в последний год войны летал на бомбардировщике. «Бомбил Берлин»: часто повторял он в детстве. После войны служил на Дальнем Востоке. В 1954 году с началом хрущевских сокращений в армии отец демобилизовался, и семья окончательно осела в Энгельсе. Отцу предлагали перейти в гражданскую авиацию в саратовский авиаотряд, но он отказался и переучился на водителя. Так до выхода на пенсию и работал шофером. Младшая сестра на полтора года младше меня, живет в Пензе.

хор.jpg

Врачом мечтали стать еще в детстве?

В Энгельсе я окончил школу-восьмилетку, а после поступил в коммунально-строительный техникум, хотя с детства мечтал связать жизнь с медициной. Играл со взрослыми и сверстниками «во врача» и пытался лечить лечить их по каким-то собственным рецептам. Но с первого раза войти в медицину не получилось. Техникум окончил с хорошей специальностью - мастер по строительству и эксплуатации газовых сетей. После выпуска из техникума успел поработать по специальности мастером газовой службы в Ульяновске. А потом был призван в армию в самые знаменитый войска - стройбат. А после армии, не смотря ни что, решил реализовать детскую мечту и поступить в медицинский институт. Родители мое решение поддержали и пообещали поддержку, ведь учиться предстояло 6 лет. Но вначале перед поступлением окончил 11 класс в вечерней школе рабочей молодежи, а затем отправился сдавать экзамены в Саратовский медицинский институт. Выбрал педиатрический факультет. Почему? Просто нравилось работать с детьми.

После такого перерыва легко было учиться на медика? Не возникало желания бросить все и вернуться к первой профессии?

В первое время учеба давалась очень тяжело. Это латынь и связанная с ней огромная медицинская номенклатура. Для того, чтобы запомнить и расставить «по полочкам» в голове такой колоссальный массив данных - требовалась зубрежка, зубрежка и еще раз зубрежка. В медицине вообще надо много выучить наизусть. Но к старшим курсам удалось стать одним из лучших студентов на потоке. Помимо учебы не забывал и об общественной деятельности: вступил в партию (без членского билета карьера была закрыта), активно участвовал в спортивной жизни вуза.

Где работали после  вуза?

После окончания института было несколько вариантов выбора места работы, где молодой специалист должен был отработать несколько лет. Предлагал и несколько мест сравнительно близко к дому, но я выбрал один из самых экстремальных и решил поехать с берегов Волги сразу в Иркутскую область на станцию Зима. В итоге не прогадал и нашел в Сибири любовь на всю жизнь! Моя супруга Оля окончила Хабаровский мединститут и тоже приехала в Зиму работать по распределению. Оля - врач-терапевт, очень грамотный доктор, ее очень хорошо знают в Волгодонске. Она уже давно на пенсии и практику не ведет, но многие волгодонцы ее хорошо помнят. После прохождения годовой интернатуры в районном центре был направлен в больницу участковым педиатром. А после года работы меня направили в участковую больницу в поселок Зулумай сразу главным врачом. Вместе с участковыми врачами в подчинении было до 40 человек. Больница, а вернее больничка, была всего на 20 коек, но ответственность для молодого врача все равно была огромной. На месте пришлось стать врачом-универсалом, как в пословице «От скуки — мастер на все руки». Хотя, скучать, конечно, не приходилось. На работе был круглые сутки. Кем я только не был: и мелкие операции, за исключением полостных делал, и зубы удалял. И роды пришлось на месте принимать. Даже аборт по показаниям пришлось делать. В общем, эти два года в глухом поселке дали мне как врачу-практику опыта лет за десять.

на совещании.jpg

Как оказались в Волгодонске? Почему решили переехать в наш город?

Спустя два года срок отработки был закрыт, можно было выбирать место для работы по желанию. И в 1980 году мы оказались в Волгодонске. «Атоммаш» гремел на всю страну из телевизора и со страниц газет. Перед переездом отправил несколько писем в разные города: Припять (там где Чернобыльская АЭС), Ульяновск, Энгельс, где жили родители, и Волгодонск. Из Припяти пришел отказ - вакансия оказалась занятой. Из Ульяновска и Энгельса пришли положительные ответы. Но в итоге выбрали Волгодонск. Это был современный, молодой и перспективный город.

В Волгодонске пришлось начать работать «с низов»?

В Волгодонск наша семья приехала на поезде. В городе сразу по предварительной договоренности получили работу - я участковым педиатром, а супруга — терапевтом в третьей поликлинике. А я начал работу с Красного Яра. Потом меня перевели в филиал детской поликлиники №2 на Ленина заведующим отделением. Но мне больше нравилось именно лечебное дело, которое в поликлинике не освоишь. Поэтому я перевелся в стационар детской больницы на Лермонтова врачом-ординатором, после поликлиники даже пришлось пойти на понижение в должности. Но через некоторое время в больнице произошла ротация, и я возглавил отделение. Тогда же пришлось поучаствовать открытии нового корпуса детской больницы.

Эту же больницу открыли чуть ли не в бывшем общежитии?

Да, раньше помещения ДГБ на улице Максима Горького, 188 занимало общежитие консервного завода. Мне пришлось участвовать в открытии этого корпуса. Город быстро рос, людей с каждым годом пребывало. Приезжали в первую очередь молодые люди, здесь знакомились, создавали семьи, рожали детей. Волгодонск тогда считался самым молодым городом области и одним из самых молодых городов страны. Поэтому коечного фонда в детской больнице остро не хватало, ее отделения были разбросаны в разных слабо приспособленных помещениях по всему городу. Вот город и передал общежитие больнице. Здание пришлось ремонтировать и частично переделывать, приспосабливая под нужды учреждения. Помню, выяснилось, что крыша протекает, а уже идет ремонт. Лазили наверх, искали проблемный участок крыши, договаривалась о срочном ремонте. Тогда все сделали качественно — залили асфальтом, после крыша лет 20 наверное не протекала.

семья.jpg

Размещение ДГБ на Горького планировалось как временный вариант?

Да. Ей на смену должна была прийти знакомая всем горожанам во уже 30 лет недостроенная больница на улице Гагарина. Она проектировалась как крупный межрайонный медицинский центр, по своим возможностям сравнимый с областной детской клинической больницей в Ростове. Мы считали, что Волгодонск будет обслуживать весь юго-восток области. Больница рассчитывалась как многопрофильное учреждение. Вместе с главврачом Биркиным даже планировали построить рядом с больницей коттеджи для врачей — таким способом думали привлечь опытных специалистов в город, ведь тогда строительство индивидуального жилья в крупных городах, таких как Волгодонск, было фактически под запретом. К больнице примыкала вертолетная площадка для экстренной доставки пациентов в тяжелом состоянии. Вообще же, больница планировалась как часть главного медицинского городка вдоль улицы Гагарина от проспекта Мира до улицы Энтузиастов. Там, где сейчас строится медсанчасть АЭС, начали возводить, а потом бросили большой административно-хозяйственный корпус с фабрикой-кухней, которая должна была снабжать готовыми обедами, завтраками и ужинами и детскую больницу и БСМП. В этом же корпусе проектировали актовый и спортивный залы. Как и в больших медицинских центрах в крупных городах корпуса детской больницы и БСМП должны были соединятся подземным туннелем с хозяйственным корпусом. Туннель требовался для беспрепятственной доставки продуктов питания и прочих необходимых для работы больниц материалов. Насколько я знаю, к прокладке этих туннелей так и не приступили.

Но потом главврач сменился, а тут и развал Советского Союза подоспел. Решили, что пока город обойдется больницей на Максима Горького. Вот до сих пор и обходится. К 1991 году больница была фактически готова - работали лифты, отопление подключили, часть оборудования уже доставили в город. Даже хирургическое отделение уже было практически готово к работе. Помню, как принимали бассейн. Оставалось совсем чуть-чуть, но в итоге все работы встали. Считаю, что срыв запуска больницы был одной из самых больших ошибок. Мы в итоге потеряли лучшее в области учреждение такого рода, на строительство которого сейчас потребуются колоссальные суммы. Успели открыть два крыла больницы с поликлиникой и инфекционным отделением. Да и то, их открыли, во многом благодаря усилиям наших врачей. У заведующей детской поликлиникой Татьяны Михайловны Ходак были связи на Ростовской АЭС, она и договорись с атомщиками о помощи при завершении стройки и сумела выбить деньги. А соседний инфекционный корпус открылся благодаря главному врачу больницы Геннадию Бурыкину. Он приложил максимум усилий для этого, подключил и прессу, и телевидение. И корпус в итоге сделали. А иначе стояла бы больница одной большой развалюхой до сих пор. В инфекционном корпусе вначале открыли рентген кабинет, потом — уронефрологическое отделение, на месте которого потом разместили реанимационное отделение.

Можно ли достроить больницу сейчас? Не знаю. Но еще в 80-е годы помню один из разговоров со строителями. Когда размечалась площадка под больницу. Выяснилось, что ее предстоит построить на дне ложбины с толстым слоем осадочного материала, для чего потребовались особые усилия по созданию надежного фундамента, который покоился на буронабивных сваях под защитой бентонитового раствора. Строители уверяли, что такой фундамент выдержит сто и более лет.

митинг.jpg

Что можете поставить себе в заслугу по работе в 80-е годы?

Наверное, это создание полноценной детской реанимации. Как раз в это время я дорос до заместителя главного врача детской больницы по лечебной работе. Тогда вместе с главным врачом больницы Юрием Александровичем Биркиным удалось создать в больнице реанимационное отделение. По всем показателям реанимационное отделение нашей больнице тогда не полагалось. Реанимацию создавали в тех больницах, где уже была действующая хирургия. Мне с Биркиным пришлось поехать в Москву. Там нам удалось согласовать создание реанимации, но с условием: найти средства из собственных фондов. Реанимация под названием отделения интенсивной терапии в городе была создана. А Волгодонску это отделение требовалось безотлагательно. Уровень детской и младенческой смертности в городе тогда по целому ряду причин был выше, чем сейчас. Тогда много малышей в городе погибали от стенозирующего ларинготрахеита. Вирусная инфекция провоцировала воспаление голосовых связок, ребенок начинал задыхаться и погибал. Такие случаи регистрировались в городе неоднократно, в особой зоне риска были дети в возрасте до 3 лет. В итоге за несколько лет распространение этой болезни после открытия детской реанимации и внедрения современных методик лечения удалось победить.

В детской больнице оставалась до выхода на пенсию?

Спустя 15 лет работы в детской больнице произошел трагический случай - умер ребенок. Пришлось уйти с должности начмеда заведующим отделением патологии с нарушением двигательного аппарата для детей с церебральным параличом. После того, как отделение закрыли во время очередной оптимизации, перешел на специализацию по нефрологии, заболеваниям почек. В отделении, которое разместилось в новой больнице на Гагарина было 40 коек. К сожалению, и это отделение было закрыто, хотя патологии почек занимают одно из первых мест среди заболеваний детей. После того, как уронефрологические отделение было закрыто, я на больницу разозлился (смеется), я ушел работать на скорую помощь, оттуда и вышел на пенсию, потом некоторое время на работал. Но вскоре коллеги предложили работать в наркологии на освидетельствовании. Там проработал года 2-3, нов итоге сам ушел, работа оказалась не по мне, но взамен я устроился в школьно-дошкольный отдел управления здравоохранения для проведения медицинских осмотров в школах и садиках.

1.jpg

Что значит быть детским врачом?

С детишками надо уметь работать, ведь ребенок - есть ребенок. К каждому ребенку необходим отдельный подход, поэтому настоящий врач-педиатр должен быть и тонким психологом. И еще о работе с родителями не стоит забывать, общение с ними имеет первостепенную важность для постановки правильного диагноза и назначения курса лечения. Родителям необходимо не просто рассказать, а доказать правильность выбранного курса. Вот, к примеру, ситуация с прививками. Сейчас многие родители от них отказываются, без разрешения родителя сделать прививку ребенку нельзя. Ранее же решение принимал врач, а сейчас родители, которые часто руководствуются поверхностными знаниями, добытыми из интернета. В городе был и такой случай. Единственный на весь Волгодонск врач-эндокринолог уволились после жалобы со стороны родителя и оказанного на нее давления. Место освободилось, но нового врача так и не нашли.

Помните своего первого пациента?

Еще во время учебы в Саратове на старших курсах по собственной инициативе устроился внештатно в медсанчасть в Энгельсе. Приходил на дежурства, наблюдал за работой врачей в хирургии и терапии. Позднее стал ассистировать при несложных операциях — в общем набирался опыта. Первым пациентом оказалась женщина лет пятидесяти. Я в первый раз произвел осмотр и поставил диагноз, а потом еще и наблюдал ее. Знаете, честно скажу, привыкнуть к смерти нельзя. Я до сих пор помню всех, кто умер. Первым, кого я не мог спасти был ребенок с тяжелой формой пневмонии. В больницу слишком поздно родители доставили. Еще когда работал врачом в участковой больнице в Зулумае, женщина от инфаркта умерла. Для молодого врача такие события — всегда огромный стресс. Скажем так, на смерть пациента можно смотреть немного отстранено, но привыкнуть нельзя.

пациент.jpg

Чем увлекаетесь?

Люблю спорт и до сих пор еще немного занимаюсь. Еще во времени студенчества даже подрабатывал спортивным фельдшером и играл за сборную института по футболу. Стоял в воротах. А еще играл в волейбол, баскетбол. Уже в Волгодонске команда детской больницы занимала призовые места на соревнованиях по волейболу на городских спартакиадах. А еще любил и люблю петь, пока была возможность, выступал в хоре. Не пропускал и танцы, пока был молод. Веду здоровый образ жизни: не курю, не пью и матерно стараюсь не ругаться.

Расскажите о своей семье? Дети по врачебной стезе пошли?

Старший сын работал на АЭС, а сейчас свое дело открывает. Младший сын в Москве живет, торговлей занимается. По медицинской стезе, как родители, они не пошли. Наверное, видели, как мы с женой на работе пропадали. Я, бывало, целыми сутками не вылезал из стационара. Вся надежда на внука (у меня еще и две внучки есть), он в десятом классе учится, я ему советую в мединститут поступить. А пока он на деде лечением занимается: делает массаж, изучает мышцы человеческого тела.

Компьютеризация и создание больших баз данных - это благо для медицины?

Для меня компьютеры — конечно, проблема, просто в силу возраста. Но в целом - это благо, но с важным замечанием. Сейчас врач вынужден выполнять двойную работу. Мы вводим данные в компьютер и от руки заполняем карточку. Время на работу с пациентом теряется ряди бюрократической процедуры.

6.jpg

Какой совет можете дать будущим врачам?

Медицину надо любить. Здоровье человека, жизнь - это высшая ценность. Врач не может быть равнодушным. Сейчас многие идут в медвузы из меркантильных соображений. Сейчас быть врачом в какой-то степени стало модно. Такие студенты стараются быстро получить диплом и сразу начинают искать легкие деньги. Может, такой человек и станет специалистом, но врачом он не будет никогда. Сейчас много молодежи, кто после вуза приходит в медицину, увольняются... Но те, кто остаются - это настоящие патриоты своего дела, которые могут дать фору старшему поколению.

«Блокнот Волгодонска» желает Анатолию Васильевичу крепкого здоровья и всяческих благ!

Константин Прибрежный

Новости на Блoкнoт-Волгодонск
  Тема: Лица города Волгодонска  
врачисторияВолгодонскдетская городская больница
6
1
Народный репортер + Добавить свою новость