Волгодонск Суббота, 27 апреля

Фотограф, ставший миллионером: что известно о «рыночном короле» Волгодонска Анатолии Евсюкове

От работы фотографом до одного из крупнейших собственников коммерческой недвижимости в Волгодонске: кто он - Анатолий Евсюков.

20 января в авиакатастрофу над территорией Афганистана попал известный в Волгодонске предприниматель и владелец сразу нескольких крупных рынков и торговых центров в городе Анатолий Евсюков. Вместе с ним летела и тяжелобольная супруга Анна.

Cам самолет был арендован для транспортировки женщины из Таиланда в Москву. Сын Анатолия и Анны Евсюковых Виталий отправился в Москву регулярным рейсом и сохранил себе жизнь. Вечером 20 января стало известно, что на месте крушения самолета были найдены выжившие. По некоторым данным один из них - Анатолий Евсюков. Его жена - скончалась.

Анатолия Евсюкова хорошо знали в Волгодонске. Он принадлежал к первому поколению городских предпринимателей, возникшему в самом конце 80-х годов и приумноживших свой капитал в 2000-е годы. Наследство у Анатолия Евсюкова большое – несколько рынков, отдельные магазины. «Блокнот» решил вспомнить жизненный путь известного бизнесмена.

- Работать люблю. И делу стараюсь все время посвящать. Первый раз на море поехал в 42 года. А деньги сами не приходят, да и не самоцель они… Приходят сами, если выкладываешься по полной программе. Но цели все равно надо какие-то для себя ставить. Когда начинал работать на заводе, решил, что заработаю себе на мотоцикл «Ява». Вкалывал по полторы смены, выходил в цех по субботам. Так и достиг своей первой настоящей цели. А потом замахнулся на машину. И так же усиленно работал. А я купил тогда старенький «Москвич-402», которому уже 29 лет было. Но и этому тогда был рад, - рассказывал в одном из интервью предприниматель.



Основные бизнес-активы Анатолия Евсюкова в Волгодонске

Из слесарей в фотографы-любители

Анатолий Евсюков родился 13 марта 1958 года в старинном казачьем селе Варламово Чебаркульского района Челябинской области. В детстве его семья переехала в Ростовскую область. Работать он начал с 16 лет. В одном из интервью Евсюков рассказал, что хорошо помнит дату, от которой начинается его трудовая биография – это 10 октября 1974 года. Работать он начал на заводе сельскохозяйственного машиностроения в Зернограде, одновременно учился в школе рабочей молодежи. Начинал учеником токаря, за год овладел специальностями фрезеровщика и заточника. Портрет молодого Евсюкова разместили на доске почета, тогда же он был удостоен знаком «Ударник коммунистического труда».



Вокзал Зернограда в начале 70-х годов. Отсюда Анатолий Евсюков отправился в Волгодонск. Фотография из фондов Зерноградского историко-краеведческого музея.

В 1979 году приятель позвал Евсюкова ехать в Волгодонск работать на заводе «Атоммаш». На новом месте обещали быстрый карьерный рост, жилье и хорошую зарплату. Но карьера на заводе не заладилась, признавался позднее сам будущий предприниматель. Полученный им пятый разряд наладчика токарных станков и автоматических линий в кадровой службе не учли и предложили работать по более низкому предыдущему разряду.



Комбинат панельного домостроения в Волгодонске, 80-е годы. Фотография из фондов Волгодонского эколого-исторического музея.

С «Атоммаша» Евсюков перешел на «Комбинат панельного домостроения», где и проработал следующие десять лет. Много лет прожил в общежитии и малосемейке. Позднее он вспоминал, что тогда его соседями по трехкомнатной квартире были 14 человек. Позднее на КПД работал аккумуляторщиком. Тогда же, еще при СССР, Евсюков занялся собственным бизнесом

Он одним из первых в городе начал заниматься цветной фотографией. Дело было прибыльное. На съемках школьных выпускных в Волгодонске и окрестностях был накоплен первый капитал.

Эпоха челноков и первый собственный рынок

Начало 90-х годов – это эра челноков. Пока одни предприимчивые люди делили городские предприятия, другие – пошли в челночную торговлю. О тех временах в Волгодонске напоминает памятный знак около рынка «Олимп». По-настоящему и надолго на этом бизнесе разбогатели немногие, но для Анатолия Евсюкова челночная торговля стала трамплином для дальнейшего роста. Тогда же им был сформулирован и генеральный бизнес-план – не торговать самому, а организовывать торговлю.

Первые поездки за, товаром были организованы через туристические компании «Спутник» и «Турист». Поднакопив денег, Евсюков сам стал организатором челночных туров – так гарантировался постоянный поток выручки, не было риска погореть в случае проблем с товаром. На автобусах из Волгодонска челноки через Украину, Румынию и Болгарию добирались до Стамбула, где и закупались одеждой. В Пловдиве в Болгарии на волгодонцев напали местные бандиты – автобус и товар тогда удалось отбить.

Во время одной из таких поездок за границу Анатолий Евсюков и познакомился ос своей будущей женой Анной, которая, как и многие другие волгодонцы, пыталась заработать на челночном бизнесе после краха крупной промышленности и строительной отрасли города.

«Челночная» торговля первого этапа рухнула после кризиса 1998 года - тогда рубль упал, и закупать товары за границей некоторое время было невыгодно. Но накопленный за несколько лет капитал был вложен в первый рынок Евсюковых – «Машенька» на улице Думенко. Сам рынок был назван в честь дочери Евсюкова - Марии. 

В «рыночный» бизнес Евсюков зашел в удачный момент. В конце 90-х годов в Волгодонске появился спрос на крытые и оборудованные рынки. Тогда сектор потребительской торговли в городе выглядела совсем иначе. Преобладали многочисленные мелкие продуктовые магазины и ларьки, а из торговых сетей только набирала обороты «Артемида». Крупные федеральные торговые сети отсутствовали. Это был первый этап расцвета малого и среднего «торгового» бизнеса в городе.



Рынок "Машенька", современный вид. С момента открытия рынок несколько раз перестраивался и расширялся.

Место для первого рынка было выбрано удачно, но спорно с точки зрения градостроительных канонов. По генеральному плану города никакого рынка на этом месте не должно было быть. «Машеньку» начали строить на месте узкого пешеходного тротуара за городским универсамом. Это место на улице Думенко облюбовали дачники, продававшие здесь овощи и фрукты с дачных участков. Земля для строительства рынка первоначально была сдана под долгосрочную аренду с условием «цивилизовать» уличную торговлю – то есть создать такие условия, при которых торговцы будут работать под одной крышей и не станут портить вид городской улицы. Рынок на  момент открытия действительно вышел неплохим  - крытые помещения, мясные ряды. На фоне хаотичной уличной торговли в городе тех лет это действительно был прорыв

Последний пункт условного договора с городом был выполнен с большой натяжкой. На «Машеньке» действительно были выделены места для садоводов, но часть торговцев все равно переместилась на свободную часть улицы, и продолжила там работать. С появлением среди торговцев представителей турецкой диаспоры  улица Думенко вообще превратилась в восточный базар. Вот уже 10 лет город ничего не может поделать с нелегальной торговлей на этом месте.

Газета «Наше время писала», что земельный участок под рынок «Машенька» площадью в 1095 квадратных метров был предоставлен ему в бессрочное (постоянное) пользование без аукциона, а сам договор заключен на неопределённый срок, что, по мнению издания, является прямым нарушением действующего законодательства.

Рыночный король Волгодонска

Через два года Евсюков занялся строительством второго рынка в городе. В начале 2000 года на пересечении улиц Кошевого и Дружбы появился котлован, а через три года на этом месте был открыт рынок «Авангард». Примечательно, но в это время предприниматель жил в соседнем многоквартирном доме и не торопился переезжать в собственный коттедж.


ТЦ "Атлант", построен на месте рынка "Анна", названного в честь жены Анатолия Евсюкова

В 2015 году Евсюков открыл крытый торговый центр «Атлант» на улице 30 лет Победы. Стройка вызвала возмущение у многих горожан - торговый центр вышел на красную линию улицы, а парковочных мест было явно недостаточно. ТЦ «Атлант» был построен на месте рынка «Анна», получившего такое название в честь супруги Анатолия Евсюкова. 



"Атлант" строится

Рынок на этом месте возник первым на улице 30 лет Победы – в самом конце 80-х годов. Тогда на пустыре рядом с Домом быта «Радуга» был создан филиал Центрального рынка Волгодонска «для снабжения жителей Юго-Западного района продуктами питания». В самом начале 90-х годов рынок накрыли стальной крышей. В остальном это была типичная торговая зона того времени – с узкими рядами, отрытыми грязноватыми прилавками, шумом и гамом. Аналогичным способом возник и другой рынок в Волгодонске – продуктовый базар «Бахус» на проспекте Строителей рядом с домом №33. Этот рынок также захватил целый сквер под окнами многоквартирного дома.



Так выглядели крытые рынки Волгодонска в 90-е и 2000-е годы. Фотография из архива "Блокнота".

«Атлант» строился уже с использованием новых технологий по сооружению быстровозводимых зданий. Рынки из кирпича, такие как «Машенька» и «Авангард» ушли в прошлое. Если на строительство «Авангарда» от закладки зданий до открытия торговли ушло почти 3 года, то «Атлант» быстро возвели всего за несколько месяцев, и это с учетом затрат времени на демонтаж конструкций старого рынка.



Торговый комплекс на месте бывшего ресторана "Орбита" до и после капитальной перестройки. Первая фотография из фондов Волгодонского эколого-исторического музея. В 80-е годы на площади перед торговым центром торговли не было.

2018-2020 годы стали успешными для предпринимателя с точки зрения расширения бизнеса. Не помешала даже эпидемия ковида, серьезно подорвавшая продажи в розничной торговле и вызвавшая расцвет дистанционной электронной коммерции. 

На этом построение бизнес-империи Евсюкова не остановилось. В 2018 году он выкупил за 45 миллионов рублей у предпринимателя Таисии Чевтаевой ресторан «Орбита» на торговой площади в новой части города. В ходе реконструкции, ресторан был превращен в непритязательный торговый цент. И, как и на улице 30 лет Победы, расширение площадей здания произошло без создания новых парковочных мест.

Площадь бывшего ресторана расширили, а старое советское здание переделали в стиле дешевого хай-тэка с зеркальным ленточным фасадом. При перестройке ресторана был выполнен то  же трюк, что и с сооружением ТЦ «Атлант» в старом городе. Здание фактически заняло всю площадь земельного участка, поглотив места для парковки. Фактически доступ к зданию должен был осуществляться через смежные земельные участки, там же теперь должны были парковаться автомобили.


Анатолий Евсюков (крайний слева) отвечает на вопросы депутатов по поводу перестройки ресторана "Орбита", 2019 год.

На такую стройку даже жаловались местные жители,  опасавшиеся пробок и затруднений с проездами к их домам. Прямо на стройке даже прошло выездное заседание комиссии по строительству Волгодонской городской Думы.  Тогда некоторые депутаты обвинили Евсюкова в нарушении границ территории и в том, что к зданию не смогут подъехать автомобили экстренных служб. Администрацию города, выдавшую разрешение на перепланировку и расширение ресторана,  народные избранники  и вовсе обвинили в двойных стандартах власти. Но депутат Алексей Бородин в интервью журналистам объяснил поведение своих коллег обычным столкновением двух интересов. Что касается проекта, как председатель строительной комиссии, он считает, что придраться - не к чему, а все соответствует нормам и букве закона. Стройка в итоге была успешно завершена в соответствии с изначальным проектом.

Осенью 2018 года Евсюков выиграл конкурс на аренду земельного участка в 500 квадратных метров рядом с рынком «Машенька», где появилась большая площадка для торговли с автомобилей. Но реально автомашины с сельхозпродукцией стали занимать площадь почти на 700 метров больше.

После «Орбиты» Евсюков построил на месте автомобильной стоянки в ЮЗР на въезде в старый город со стороны путепровода небольшой двухэтажный офисный центр, часть которого сейчас занимает частная клиника. Участок он выкупил на торгах. Против стройки возражали местные жители, которые привыкли пользоваться бесплатной парковкой.

- Я лет 5-6 назад на торгах купил эту парковку. Она выставлялась на торги 4 или 5 раз, ее никто не покупал. Я ее купил. Постоянно шли жалобы от жильцов дома, что эта парковка не убирается, не обрезаются ветки. Меня неоднократно вызывали на административную комиссию и штрафовали за это. Я заказал проект, разработал этот проект, два года назад получил разрешение на строительство. Сейчас надумал построить. Не вижу в чем вопрос. Я предлагал этим жильцам сложиться деньгами, я бы построил им рядом стоянку, но никто ничего не хочет. Пусть скинутся на парковку — и будет им парковка. Они сейчас говорят, что не знали, что без их ведома все решили, так надо было ходить на общественные слушания. По продаже этой парковки были общественные слушания и не один раз, а пять. Эти люди могли прийти на общественные слушания и высказать свой протест относительно продажи этой парковки. Однако, никто не приходил, никто ничего не делал, а сейчас - проще простого говорить «Я хочу» или «Я не хочу», а я плачу за это уже 6 лет - налог на мощение, за земельный участок. В чем вопрос? Я не вижу никаких вопросов, - пояснил Анатолий Евсюков.

В итоге стороны пришли к компромиссу: парковка вокруг офисного центра была расширена, а жители близлежащих домов получили свободный доступ на стоянку.

В конце 2023 года завершилось строительство очередных торговых рядов рядом с рынком «Авангард». На месте старого магазина «Витамин» появились новые двухэтажные торговые ряды. В это же время появились слухи, что Анатолий Евсюков приобрел землю под рынком «Восточный» в микрорайоне В-У, сильно пострадавшего от пожара. Но трагедия оборвала жизнь предпринимателя.



Рынок "Авангард" и новые торговые ряды на улице Маршала Кошевого, построенные как уменьшенная копия ТЦ "Атлант".

В 2014 году Анатолий Евсюков получил медаль «За доблестный труд на благо Донского края» за значительный вклад в развитие сферы потребительского рынка. В 2017 году бизнесмена наградили знаком губернатора области «За милосердие и благотворительность».

Константин Прибрежный

Новости на Блoкнoт-Волгодонск
  Тема: Авиакатастрофа с семьей из Волгодонска  О тебе, любимый Волгодонск  
Анатолий Евсюковавиакатастрофакрушение самолетабизнес
4
7
Народный репортер + Добавить свою новость