Как могли выглядеть знаменитые шлюзы в Волгодонске на самом деле
Читайте также:
- Бунт проституток, раздевание конвоиров и прочие нетипичные истории времен строительства Цимлянского гидроузла (25.03.2019 14:59)
- Как заключенные копали тоннели по типу метро у Волгодонска (18.03.2019 13:19)
- Замгубернатора и министр культуры приехали на 50-летие эколого-исторического музея Волгодонска (01.03.2019 17:16)
Шлюзы №№ 14 и 15 давно стали одним из символов Волгодонска. Без арки шлюза №14 и конных статуй казаков на шлюзе №15 представить наш город уже невозможно.
Но в первоначальном варианте проекта шлюзы могли выглядеть иначе. В фондах московского музея архитектуры имени А.В. Щусева сохранился рисунок, представленный на закрытый конкурс по проектированию сооружений Цимлянского гидроузла и эксплуатационных поселков (будущих Волгодонска и Цимлянска).
Фасад верхней головы шлюза №14. Авторы проекта Л.М. Поляков, С.М, Бирюков и Г.Л. Борис. Из фондов Государственного научно-исследовательского музея архитектуры имени А.В. Щусева (Москва)
В первом варианте проекта судоходных сооружений Цимлянского гидроузла предполагалось построить шлюзы в двухкамерном варианте, что позволяло обеспечить непрерывное движение судов по всему каналу. Шлюзовой комплекс №14 в этом варианте состоял из двух отдельных идентичных шлюзов, перекрытых арками. Между шлюзами располагался бы остров, на мысу которого со стороны водохранилища соорудили маяк с рострами (носами кораблей).
Шлюз №14 после постройки. Хорошо заметна ассиметричность комплекса сооружений шлюза и маяка.
Но уже в процессе строительства в целях экономии было принято решение отказаться от сооружения парных шлюзов и обойтись только однокамерным вариантов шлюза. Пропускная способность канала при этом сократилась. Но строители оставили задел для возможного расширения канала. Со стороны водохранилища был сделан глубоководный подход, а конструкция плотины оставляла возможность врезки в тело насыпи дополнительной шлюзовой камеры.
Спутниковый снимок шлюза №14. Сейчас часть территории под потенциальную вторую нитку шлюза занята дачными участками.
Проект расширения Волго-Донского судоходного канала уже появлялся и в 2000-е годы. Тогда лоббистом проекта выступал Казахстан. Но после 2014 года интерес к перестройке канала пропал.
Новости на Блoкнoт-Волгодонск