Как выглядел автоматизированный завод, благодаря которому быстро построили Цимлянскую ГЭС
Большой бетонный завод. Общий вид с высоты птичьего полета.
Читайте также:
- Бунт проституток, раздевание конвоиров и прочие нетипичные истории времен строительства Цимлянского гидроузла (25.03.2019 14:59)
- Кто, когда и зачем копал донские котлованы в Волгодонске и Цимлянске (06.07.2017 09:04)
- Поезд едет в Волгодонск (09.03.2015 14:00)
Старая автомобильная дорога через Цимлянскую ГЭС не используется уже более 10 лет. Когда трасса была открыта для свободного проезда, то автомобилисты и пассажиры автобусов могли заметить в зарослях камыша огромные бетонные «банки».
Бетонные конструкции находились и находятся на подъезде к ГЭС рядом с последним поворотом дороги на электростанцию. Более 50 лет это место занимают заболоченные пустоши, рядом находятся и окраинные дачные участки садоводства «Мичуринец». Но 67 лет назад здесь было едва ли не самое оживленное место во всей округе. Тогда здесь в практически круглосуточном режиме работали тысячи людей, а гудки грузовиков и мотовозов не смолкали ни на час
Бетон иногда называют «маслом» любой стройки. Возведение Цимлянского гидроузла не стало исключением. На Цимлянском гидроузле наиболее сложным объектом стало сооружение водосливной плотины и здания самой гидроэлектростанции. Объем бетона, уложенный в эти сооружения, превысил 1 миллион кубометров бетона. В среднем за три года - с 1950 по 1952 годы, строительство гидроузла поглощало почти 9 тысяч кубометров бетона в сутки.
План бетонного хозяйства Цимлянского гидроузла и его положение на местности. Для размещения бетонных заводов была создана отдельная промышленная зона, вся опутанная автомобильными и железными дорогами.
Бетон для строительства Цимлянского гидроузла производился на двух бетонных заводах, расположенных в 1 километре от будущей электростанции. Большой автоматизированный бетонный завод был оборудован 8 бетономешалками, объем каждой из них равнялся 2 400 литрам. Малый бетонный завод оборудовали двумя бетономешалками, емкостью по 1 200 литров. На тот момент уровень механизации и автоматизации в производстве бетона считался одним из лучших в Советском Союзе
Для бесперебойной работы бетонных заводов они располагали складами открытого хранения для песка и щебня и отдельным цементным элеватором, рассчитанных на 100 тысяч кубометров щебня и гравия и 200 тысяч кубометров песка. От этих сооружений лучше всего сохранились бетонные основания 16 силосов цементного элеватора. Именно эти круглые в проекции конструкции и сохраниться на месте бетонных заводов. Сами башни силосов были выполнены из стальных листов. Их демонтировали после окончания стройки.
На каждом из заводов были установлены автоматические весовые дозаторы для цемента, песка, щебня, воды и пластифицирующей добавки, отдельные бункеры для подогрева смесей и бункерами для выдачи бетона в транспортные средства. Цемент на стройку заводили с нескольких цементных заводов Новороссийска, щебень и гравий — из специально разведанного для этой цели крупного карьера у города Гулькевичи в том же Краснодарском крае. Песок добывался на месте в пойме Дона земснарядами. Основная часть песка шла на намыв тела плотины, а меньшая — на производство бетона.
Для приема и разгрузки вагонов с цементом использовались два подъездных пути. Цемент из вагонов ссыпался в специальные накопители, после чего транспортером передавался в силосы для хранения.
Цемент, щебень и гравий доставлялись на бетонные заводы по железнодорожным путям. Тогда на месте современных дачных участков между ГЭС и Волгодонском проходила густая сеть подъездных железных дорог. Рядом с бетонным заводом даже работала отдельная железнодорожная станция с прозаическим названием «Бетонный завод». Через станцию «Шлюзы» «Бетонный завод» был соединен железнодорожной линией со станцией Добровольская (ныне - станция Волгодонская). Готовый бетон на строящуюся Цимлянскую ГЭС также доставлялся в специальных вагонах мотовозами. Для этого через тело будущей плотины была сооружена специальная стальная эстакада, по верху которой были проложены железнодорожные пути.
Мотовоз с четырехосным вагоном-бетоновозом. На таких платформах по железной дороге бетон вывозился с завода на строящуюся железобетонную плотину Цимлянской ГЭС. На крыше бетонного завода хорошо различим лозунг «Дадим бетона столько сколько потребуется строителям Цимлянского гидроузла!». За бетонным заводом различимы банки цементного элеватора. Фотография из коллекции Волгодонского эколого-исторического музея.
Другой вариант перевозки цемента на строительную площадку. На платформу устанавливалась большая бочка для бетона. На стройплощадке он выгружалась с помощью крана. В кузове грузовика (на фото - слева) установлена другая бочка для цемента, меньшего объема.
Промышленный узел у плотины ГЭС проработал менее чем трех лет. Бетонные заводы рядом с Цимлянской ГЭС были разобраны после окончания строительства электростанции. Но другой бетонный завод, который поставлял бетон на стройплощадки двух шлюзов и промзоны будущего речного порта, сохранялся до начала 2000-х годов. Это предприятие находилось рядом с мостом через судоходный канал. Рядом с высокой насыпью железной дороги до недавних пор можно было увидеть старый элеватор, предназначенный для хранения цемента.
При подготовке статьи использовались материалы Технического отчета о строительстве Цимлянской ГЭС и Волго-Донского судоходного канала.
Анатолий Козин
Новости на Блoкнoт-Волгодонск