Волгодонск Воскресенье, 24 ноября
Общество, 30.09.2014 10:02

Создать в морге Волгодонска человеческие условия не могут или не хотят

Создать в морге Волгодонска человеческие условия не могут или не хотят

Месяц назад «Блокнот Волгодонска» писал об ужасающем состоянии обоих моргов города - патолого-анатомического и судмедэкспертизы. О трупах, хранящихся вповалку и штабелями, о грубом, циничном отношении сотрудников моргов к родственникам покойных, о бесконечных вымогательствах и колоссальных поборах патологоанатомов и санитаров, давно ставших обыденными.

Статья «Волгодонску срочно нужен новый морг, а его сотрудникам - совесть» вызвала широкий резонанс, многочисленные комментарии и отклики читателей. И получила неожиданное продолжение. Пенсионерка Любовь Кузьмина обратилась в редакцию «Блокнота» и, с трудом сдерживая слезы, попросила опубликовать ее историю.

Крик души

- То, что вы написали про морг - все правда! Впервые столкнулась с ужасом, что там творится, еще 10 лет назад. Тогда пропал мой старший сын Роман. Утром ушел на работу и не вернулся ни вечером, ни на следующий день. Искала его везде - у друзей, знакомых, в больницах, в милиции и, наконец, в морге. Если что-то случилось, опознать его было легко - на груди большая татуировка скорпиона. Но везде получала отрицательный ответ - сына никто не видел, в сводках он не значился. У патологоанатомов тоже. К ним, как и в милицию, звонила несколько раз, приходила, умоляла посмотреть среди неопознанных. Как сердце чуяло...

Нашла сына только через четыре дня. В морге. Меня на опознание не пустили, пошла соседка - она когда-то работала медсестрой, общалась с Романом с детства. И еле смогла узнать его по остаткам татуировки - тело разложилось так, что смотреть было практически не на что. Обмыть и одеть его тоже было невозможно. С трудом завернули в тряпку. Хоронили в закрытом гробу... Так и живу все эти годы - без вины виноватая перед сыном. Что не смогла похоронить его достойно, не смогла даже попрощаться с ним по-людски...

Лишь после похорон выяснилось, что Роман умер в подъезде одной из многоэтажек. Его обнаружили сразу, в то самое утро, когда мать названивала в милицию и больницы. И в тот день, когда Любовь Николаевна приходила искать сына в морге, он уже был там. И на следующий день, когда сердце матери снова привело ее к скорбному заведению. Помочь убитой горем женщине и всего лишь проверить недавно поступившие неопознанные трупы никто не захотел.

Или не смог?

Ведь уже в то время в обоих волгодонских моргах были серьезные проблемы и с поломанными холодильниками, и с нехваткой мест хранения умерших - об этом, как уверяет Любовь Кузьмина, ей тогда и заявил Дмитрий Коптев (ныне заведующий бюро судмедэкспертизы), объясняя, почему умерший парень через три дня буквально разваливался на куски.

Кстати, сегодня Дмитрий Борисович уверяет, что в подведомственном ему заведении проблем нет. Хотя десятки волгодонцев, хоронивших своих близких, свидетельствуют об обратном. Да и после публикации нашей статьи истории в их комментариях - одна хуже другой.

А тогда, 10 лет назад, Любовь Кузьмина писала во всевозможные инстанции, обращалась в суд с требованием наказать виновных в том, что творится в моргах Волгодонска. Но добиться справедливости так и не смогла.

Поборы «за вредность»

За последние годы Любовь Николаевна еще не раз сталкивалась с сотрудниками моргов - как председатель домкома помогала соседям устраивать похороны. Был случай, когда добивалась захоронения погибшего парня, тело которого не востребовала пьющая мать. Прежде чем удалось договориться, чтобы его похоронили в отдельной могиле, а не в общей траншее среди прочих невостребованных трупов, Кузьминой пришлось выдержать нешуточную битву с заведующим морга.

А еще с той поры она тщетно пытается забыть жуткую картину - как в траншеи лопатами закидывают груды гниющих останков людей...

5 лет назад, когда умерла тетя, Кузьминой снова пришлось бороться за то, чтобы покойница до похорон не превратилась в разлагающуюся биомассу. То ли в виде мести «за вредность», то ли действительно тогда в холодильной камере морга снова не оказалось свободных мест, то ли их там вообще никогда не бывает, но за сохранность тела родственницы у Кузьминой затребовали внушительную сумму. За то, чтобы тело положить в холодильник.

Уже в этом году, 19 марта, у Любови Николаевны в морге снова вымогали 5.000 рублей - на «обмыть и побрить» умершего дядю. А 29 июня, чтобы не затягивать вскрытие умершего мусульманина, у его родных (соседей Кузьминой), требовали 10.500 рублей. Плюс столько же за само вскрытие. Хозяин семейства умер накануне. Согласно вере, его надо было похоронить до захода солнца. Но в тот день, по словам судмедэкспертов, очереди на вскрытие ждали более 50 покойников. Соблюсти традицию родственникам так и не дали. Впрочем, похороны не через неделю, а хотя бы через день, все равно обошлись им очень дорого.

Морг: закрыть нельзя работать

И это - лишь малая толика того, что стало известно «Блокноту». В то же время ни Роспотребнадзор, ни областной Росминздравнадзор, даже зная о существующих проблемах, закрыть волгодонские морги не могут. Ближайший, в Зимовниках, меньше на три четверти. Не возить же умерших в Ростов?.. 

Спустя месяц после нашей публикации, 26 сентября, в патологоанатомическом бюро Волгодонска состоялась выездная коллегия министерства здравоохранения Ростовской области. С участием Галины Резниковой - главного врача ГДУ РО «ПАБ», в чьем ведении находится волгодонский морг. Обсуждали, в основном, проблемы нехватки кадров и финансирования. Так сказать, российского масштаба проблемы - ну не хотят нынче медики идти в патологоанатомы. А морг Волгодонска остро нуждается и в профессиональных лаборантах - ведь по новому законодательству обычные медсестры уже не имеют права самостоятельно готовить препараты и исследовательский материал. Даже если они ну очень опытные. А еще нужны современные лабораторные приборы и инструментарий.

Впрочем, зашла речь и о возможном внесении Волгодонского ПАБ в перспективный план реконструкции. Который, может быть, сформируют в будущем году. Если повезет, и руководство области выделит необходимое финансирование.

Казалось бы, у города появилась хотя бы призрачная надежда на то, что в моргах Волгодонска все-таки создадут человеческие условия. Это ведь не просто склад для трупов. Там работают люди. И люди же забирают оттуда тела своих родных и близких.

Однако, телефонный разговор с Резниковой 29 сентября развеял и эту надежду в прах. Галина Леонидовна предупредила, что публично не станет подтверждать свои слова. Но все же рискну передать их суть. 

Мечтать не вредно - вредно умирать

В моргах Волгодонска все будет, как было до сих пор. И даже хуже. Денег в бюджете Ростовской области для мертвых нет, и не предвидится. Для живых-то мало осталось. Как обычно, патологоанатомическая служба финансируется по остаточному принципу. Впрочем, с октября и это скудное финансирование урезается - дай Бог, на зарплату бы наскрести. Если сотрудники морга захотят отремонтировать здание или сломанные холодильники, им остается только скидываться на краску и вызов ремонтной бригады. Сама Резникова, старейший и уважаемый патологоанатом, прекрасно понимает ситуацию, но кардинально изменить ее просто не в силах. Кстати, ничего ужасающего в нашем морге она и не заметила...

То есть, о новом морге Волгодонск может только мечтать. Мечтать, как говориться, не вредно. Вредно надеяться, что санитары и врачи городских моргов перестанут обирать тех, кто хоронит своих близких. Или хотя бы пустят часть этих денег на благое дело - починят, наконец-таки, холодильные камеры, построят траурный зал, отремонтируют здание, закупят так необходимое новое оборудование. Ведь даже по самым скромным подсчетам, на взятки с родственников умерших давно можно было построить новый морг. И не один.

Елена ЛАЗАРЕВА


Новости на Блoкнoт-Волгодонск
0
0
Народный репортер + Добавить свою новость