Мать троих детей из неблагополучной семьи лишат родительских прав
В ходе рейда представители органов и учреждений системы профилактики на месте изучали условия, в которых живут и воспитываются дети.
В Волгодонске на учете состоят 59 неблагополучных семей, находящихся в социально опасном положении. В этом году социальные службы уже направили в суд два материала о лишении родительских прав. Главная цель рейда, организованного Главным Управлением МВД России по Ростовской области, – ранняя профилактика семейного неблагополучия и жестокого обращения с детьми. Первый дом, в который направляется комиссия, находится фактически в центре старого города. Оттого дико наблюдать царящую в нем обстановку: грязные, свисающие кусками со стен обои, паутина, мусор и тараканы, ползающие буквально везде. В этом доме живет двухлетняя Таня (здесь и далее имена членов семей изменены — прим.). Девочка не ходит в садик, хотя возраст уже позволяет. Ее мать говорит, что ей не по карману устроить туда ребенка. Это и неудивительно, ведь женщина официально не трудоустроена. У Тани есть старшие брат и сестра, которые уже ходят в школу. Однажды мальчик ушел гулять и долго не возвращался. Его нашли на вокзале сотрудники полиции и отвезли домой. А там сына хватились только на второй день. Тогда мама долго раскаивалась и обещала исправиться. Говорила, что сын часто подолгу гуляет вне дома, поэтому она не придала значения его длительному отсутствию. Но прошло время, и все вновь вернулось на круги своя.
В ответ на вопрос проверяющих: «А чем вы сегодня будете кормить ребенка?» женщина открывает крышку старого секретера и взору участников рейда предстает живописная картина: среди целлофановых пакетов с крупами и макаронами проворно снуют десятки тараканов. «Пакеты закрыты», — оправдывается хозяйка дома. На вопрос: почему не вывели тараканов, создающих антисанитарные условия, следует ответ: «Сейчас бесполезно, весной надо». Впрочем, к радости множества тараканьих поколений, эти слова повторяются уже много лет безо всякого подкрепления их действием. Готовой еды в доме нет, правда, хозяйка дома, по ее словам, «как раз собиралась готовить». Питьевая вода сомнительного происхождения в стеклянных банках хранится на улице, своего уголка в доме, где можно было бы делать уроки, у детей нет.
Когда-то эту многодетную мать уже лишили родительских прав на четверых детей, которых поместили в детский дом. Но это не смутило упрямую женщину: она родила еще троих. «Лишение прав — не выход, - в приватной беседе делится одна из участниц рейда. - Для детей их родители, какие бы они ни были, все равно останутся самыми дорогими и родными. Здесь нужны другие методы». А вот какие именно - точно сказать никто не берется. С другой стороны, угроза лишения родительских прав часто становится единственной мерой, заставляющей таких родителей взять себя в руки, бросить пить и начать заботиться о ребенке не только на словах.
— Наиболее частый вид насилия, помимо физического и психического, — отсутствие заботы о детях, т. е. невнимание к основным нуждам ребенка в пище, одежде, медицинском обслуживании и присмотре, - комментирует ситуацию старший инспектор комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Галина Дьяченко. — Ребенок при этом фактически оказывается брошенным, находится без присмотра, не имеет подходящей одежды и жилища. Все это приводит к тому, что ребенок физически истощен, апатичен. Отсутствие нормальных санитарно-гигиенических условий дома приводит к плохой гигиене кожи и волос. Ребенок может не ходить в школу или прогуливать уроки, так как у него отсутствует хорошая одежда. Часто у него нет стола для выполнения уроков.
Еще один темный дом, на этот раз в Красном Яру. Пустые электрические патроны на потолке , на полу возле печки разбросаны импровизированные дрова — куски плинтуса. В ответ на вопрос о том, где проводит время живущий здесь ребенок, встретивший нас дедушка мальчика указал на смятую кровать, приткнутую в уголке между двух комнатушек. В ходе осмотра жилища ни игрушек, ни стола для выполнения школьных уроков обнаружено не было.
— Это просто их образ жизни, по-другому они жить не умеют и не хотят, — отзывается на увиденное одна из сотрудниц социальной службы. - Большинство из них внутренне сломлено, их, к сожалению, уже нельзя вернуть к нормальной жизни. Самое страшное в этом то, что дети становятся заложниками такой жизни своих родителей.
Многодетная мать Анна. Последние полгода работники социальной службы ставили ее в пример другим семьям: она перестала злоупотре[censored] алкоголем, устроилась на работу, заботилась о дочерях. Но в этот раз комиссию ждало разочарование: Анна встретила участников рейда будучи нетрезвой и сразу начала жаловаться на старшую дочь, которая якобы ее игнорирует. Долгие уговоры с предложением бесплатного лечения у нарколога и психолога нужного эффекта не дают, женщина только еще больше распаляется в приступе жалости к себе. И с работы, оказывается, тоже собирается уходить. Лишь не уточняет — добровольно ли.
Этот образ жизни — с равнодушным отношением к окружающей обстановке, грязи, нищете, наконец, к своей внешности, — очень часто передается детям, выросшим в таких семьях, «по наследству». Доказательство правоты такого пессимистического взгляда не заставляет долго себя ждать: мы попадаем в съемную квартиру, где живут две сестры со своими детьми. Девочки родились в неблагополучной семье, затем воспитывались в приюте для несовершеннолетних. Теперь они сами стали матерями, но большого желания вырвать своих детей из того окружения, в котором они сами когда-то росли, они не выказывают: по грязной квартире ползают целые полчища тараканов, на полу валяются упаковки от предметов женской гигиены, на кухне практически отсутствует мебель. Но больше всего поражают глаза девушек: они полны апатии и безволия.
Однако, не во всех семьях, стоящих на учете, картина безрадостна. Одними из последних делегацию проверяющих встречает семья, где живут сестры: 12-летняя Женя и ее старшая сестра с мужем и собственным ребенком, фактически заменяющая младшей сестре мать. С самой матерью-то все в порядке, просто сожительство с ухажером оказалось для нее важнее воспитания собственных дочерей. Но сестры уже научились обходиться без мамы: дома у них чисто и уютно, а на лице Жени играет румянец и добрая улыбка. Как только ее старшая сестра оформит над ней опекунство, эта семья скорее всего будет снята с учета.
А бывают и такие семьи, которых не обескураживают плохие бытовые условия. Участники рейда попадают в дом к 45-летней Галине и ее 4 детям. Самой старшей девочке — 10 лет, у младшей скоро первый день рождения. Семья живет в небольшом строении барачного типа на отшибе — фактически за пределами города. В плохо освещенных тесных комнатах минимум мебели, из развлечений — только телевизор и кот. Но никакого уныния в этом доме не чувствуется и в помине. Галина, жизнерадостная женщина средних лет, с готовностью отвечает на вопросы проверяющих и заполняет выданную ей работниками социальных служб анкету. Дети, примостившиеся на кровати, бойко общаются со строгими гостями. Семье помогает брат хозяйки. От государства они недавно получили участок земли в новом городе, вот только что-то там построить им пока не на что.
— К счастью, фактов жестокого обращения с детьми со стороны их родителей в ходе рейда «Семья» не выявлено, — говорит начальник отдела по делам несовершеннолетних 1-го отдела полиции МУ МВД России «Волгодонское» Елена Урядникова. — В прошлом году на территории обслуживания первого отдела полиции одно такое преступление имело место, было возбуждено уголовное дело, сейчас оно находится на рассмотрении в суде. Тем не менее, было установлено, что ряд семей проживает в жилищных условиях, не соответствующих санитарным нормам. Таким семьям постоянно оказывается помощь. Детей на время мы направляем в детский социально-реабилитационный центр, где с ними работают психологи. За этот срок их родители могут устроиться на работу, привести в порядок свое жилье, избавиться от вредных привычек.
Несмотря на в целом удовлетворительные итоги, в ходе рейда была выявлена семья, детям в которой не обеспечен надлежащий уход. В настоящий момент ставится вопрос о лишении их матери родительских прав и отправке детей в приют.
О результатах рейда рассказывает Галина Дьяченко:
— В ходе рейда были проверены семьи, ведущие асоциальный образ жизни, живущие в трудных жизненных ситуациях, требующие постоянного контроля и социальной помощи со стороны органов профилактики. Соответствующие социальные службы продолжат работать с этими семьями.
Рейд закончен, но работа с семьями продолжается. Конечно, у каждой из них своя непростая история, свои обстоятельства, которые повлияли на их нынешнее положение. Но никакие оправдания не могут освободить от ответственности за судьбу своих детей. Так что каждому родителю следует помнить: если вы плохо заботитесь о своем ребенке, то можете его лишиться. Новости на Блoкнoт-Волгодонск