Волгодонск Пятница, 01 ноября

Осушение Цимлянского моря, огромные больницы и гига-парк: обнаружен план несуществующего Волгодонска

Каким видели Волгодонск строители и архитекторы в начале 80-х годов?

Тогда стройка «Атоммаша» только набирала обороты, а город рос как на дрожжах. К 1980 году население Волгодонска превысило 140 тысяч человек, а еще через 15 лет население города должно было превысить 300 тысяч. Этим планам было не суждено сбыться, но от той эпохи остался целый ряд интересных документов, показывающих, как должен был выглядеть наш город к настоящему времени.

карта малая.jpg

Картосхема Волгодонска из фондов Волгодонского эколого-исторического музея

В фондах Волгодонского эколого-исторического музея хранится интересная схема существующей и перспективной застройки города на конец 70-х — начало 80-х годов. Она охватывает старый город и новый город со станицей Соленовской. Красный Яр и поселок Ново-Соленовский на схеме не обозначены. На чертеж нанесены все многоквартирные дома в городе и участки для индивидуального жилищного строительства, не построенные дома нанесены в виде не залитых черным цветом контуров прямоугольников. Чертеж дает возможность понять, как мог выглядеть «большой» новый Волгодонск между двумя заливами.

Район привокзальный площади ждала перестройка

старый город.jpg

Цифрами на плане обозначены: 1 - поселок железнодорожников, 2 - проектируемые 14-этажные дома на улице Ленина в ЮЗР, 3 - квартал №42

Старый город к началу 80-х годов уже приобрел неизменную к настоящему времени структуру застройки. Город уже дорос до Красного Яра, в Юго-Западном районе каждую неделю заселялись несколько пяти и девятиэтажных домов. Стройка переместилась на улицу Ленина, где архитекторы запланировали возвести ряд 14-этажных жилых домов.

Из интересного, не был реализован ансамбль парадной застройки улицы Морской в районе нового железнодорожного вокзала. Это место было обжито еще в пятидесятые годы и почти 20 лет считалось отдельным поселком железнодорожников в составе города. Ближе к центру города в самом начале 50-х годов построили скромные служебные дома в два этажа на 1 или 2 квартиры, а с другой стороны привокзальной площади для размещения семей железнодорожников возвели несколько одноэтажных домов на 2 квартиры каждый.

В начале 80-х годов рассматривалось предложение о сносе поселка железнодорожников и застройки нечетной стороны улицы Морская многоэтажными жилыми и административными зданиями. Зона реновации распространялась от привокзальный площади в сторону товарного двора станции и до места, где сейчас стоит знак «Слава труду». За ним планировалось разместить филиал городского почтамта для приема писем и посылок непосредственно из почтово-багажных вагонов. Сам знак был установлен на время до того момента, как город должен был приступить к строительству третьего моста на залив. Тогда считалось, что автомобильная эстакада от моста должна сразу выходить на улицу Морскую.

На плане стоит обратить внимание на плотную застройку жилыми вагончиками т. н. квартала №42 напротив медучилища, который на тот момент оставался крупнейшим в городе сосредоточением временного жилья.

Станица Соленовская сохраняла сельский облик

Соленовская и въезд в новый город.jpg

Цифрами на плане обозначены: 1  - станичный стадион, 2 - парадный въезд в новый город во сторону путепровода был застроен только в конце 80-х годов

Станица Соленовская с 1976 года административно подчинялась Волгодонску, но сохраняла сельский облик. В 1980 году будущее станицы было неопределенным. Поговаривали о ее расселении и сносе. На месте сельских усадеб хотели построить многоэтажные дома и проложить широкие проспекты. А пока в ожидании сноса строительство частных домов в станице было запрещено, а новые жилые кварталы вдоль бульвара Великой Победы и улицы Энтузиастов постепенно «отъедали» зону застройки станицы вглубь Соленовской. Важным отличием станицы того времени стала разреженность ее застройки. Тогда дома стояли на огромных участках, а в центральные части кварталов станицы занимали огороды и сады. На плане на месте современного переулка Платова отмечен стадион и футбольное поле. Сейчас все свободные земельные участки в бывшей станице плотно застроены.

«Кочующий» небоскреб, осушение водохранилища и поле дураков

парк и набережная.jpg

Цифрами на плане обозначены: 1 - небоскреб, 2 - дворец молодежи, 3 - стадион, 4 - теннисные корты, 5  - баня

Как обустроить будущую городскую набережную? Этот вопрос неоднократно обсуждался в городе в конце 70-х годов. Планы на нее были большие — планировалось строительство нового речного вокзала в комплексе с высотной гостиницей. Но начинать стройку в границах существующей береговой линии было бессмысленно из-за мелководья. Почти на половину года вода отступала от береговой линии на несколько сотен метров. Поэтому акваторию водохранилища между Сухо и Мокро-Соленовскими заливами следовало либо углубить, либо осушить, добравшись таким образом до глубокой воды. Один из вариантов роста города как раз отображает перспективу продвижения городских кварталов на месте осушенного мелководья.

Ряд микрорайонов, тогда еще незастроенных, нанесены на план с высокой точностью. К примеру, структуры планировки микрорайонов В-5, В-9 и В-9 на 80-100% соответствуют итоговому варианту застройки. Но ряд объектов, нанесенных на план, в реальности, так и не появились. Например, это большой банный комбинат на углу улиц Черникова и Энтузиастов. Некоторые объекты в ходе проработки схемы застройки города меняли место расположения. На плане в квартале ВЦ-1 вдоль улицы Ленинградской (сейчас там располагаются автосалон и строящийся Центр единоборств) обозначен первый в городе 25-этажный жилой дом, который должен был выходить фасадом на улицу Ленинградскую. Потом его перенесли в соседний квартал ВЦ-2 и даже успели выкопать котлован под фундамент высотки, до сих пор сохранившийся на местности.

Но самый большой интерес на плане представляет квартал, отданный под размещение Районного парка, который уже в те года стали называть «полем дураков». На план нанесены три группы сооружений в парке. Ближе к улице Академика Королева на план нанесен огромный Дворец детей и юношества в составе детских художественной и музыкальной школ, школы юных натуралистов, дворца пионеров и школьников с обсерваторией. К дворцу примыкал стадион, а на месте современного храма Рождества Христова планировали возвести теннисные корты и прочие спортивные сооружения (на плане это изображение «колеса со спицами»).

Высотный город и медгородок за проспектом Мира

новый новый город.jpg

Цифрами на плане обозначены: 1 - медгородок №2, 2  - квартал В-У, 3 - медгородок №1, 4   - зона размещения НИИ

К концу 80-х годов развитие Волгодонска остановилось на линии проспекта Мира и улицы Индустриальной. Огромные пространства площадью более 700 гектаров были заброшены. А а между тем, здесь планировании построить жилье почти на 100 тысяч человек. Самая «новая» часть города характеризовалась массовым использованием домов высотных серий с 10 и более этажами. На берегу Мокро-Соленовского залива собирались строить второй в новом городе медицинский городок из четырех комплексов больничных зданий и научно-исследовательских институтов. В соседнем с больничным городком микрорайоне В-17 удалось построить только три дома, а уже в 2000-е годы многоэтажные дома для атомщиков, детский сад и индивидуальные дома там строили по новому проекту. Один из самых крупных и населенных городских микрорайонов В-16 был застроен почти в точности с первоначальным планом, а вот схема застройки соседнего квартала В-у в итоге была переделана. Первый вариант предполагал строительство огромных домов-китайских стен вдоль улиц Гагарина и Индустриальной, от которых было решено отказаться в пользу более компактного типа застройки.

Совсем иным выглядит сейчас пространство между Октябрьским и Жуковским шоссе. Здесь свободные земли, казалось, разделены между индивидуальной жилищной застройкой и гаражами. Но в начале 80-х годов территории между новым городом и промзоной «Атоммаша» выделялась в две зоны: медицинскую и научную. Вдоль улицы Гагарина строились медицинские учреждения, а далее шла полоса земли для размещения корпусов научно-исследовательских и опытно-конструкторских институтов, призванных работать сфере атомного и энергетического машиностроения.

Константин Прибрежный

Новости на Блoкнoт-Волгодонск
  Тема: О тебе, любимый Волгодонск  
Волгодонскновый городистория
13
1
Народный репортер + Добавить свою новость