Почему Ростов-папа относится к Волгодонску как к нелюбимому сыну?
По генеральному плану 70-80-х годов Волгодонск должен был стать самым передовым городом СССР с населением в 500 тысяч человек, которому доступны все современные блага цивилизации. Комсомольский энтузиазм, лучшие умы страны, конвейерная сборка реакторов на «Атоммаше» должны были превратить Волгодонск в эдакую «атомную долину», по сравнению с которой США нервно бы курили у столба со своими «силиконовыми и кремниевыми долинами».
В высоких кабинетах всерьез обсуждали планы по созданию Волго-Донского края со столицей в Волгодонске и «прирезанными» к нему сельскими территориями Ростовской и Волгоградской областей. Для сельских жителей близость к мировой столице мирного атома могла стать пропуском в счастливую безбедную жизнь. Зачем ехать 300 верст в Ростов или Волгоград, когда под боком огромный развивающийся город − с железнодорожным и автовокзалом, речпортом и аэропортом, современными больницами, объектами культуры и образования, рукотворным Цимлянским морем...
Как считают эксперты, эти мечты во многом были разбиты после того, как Волгодонск с развалом СССР потерял статус стратегически важного города великой державы. О нем перестали говорить в высоких министерских кабинетах. Фактически энергетическую столицу России отдали в ласковые объятия ростовских чиновников. Видимо, в их сознании Волгодонск − провинциальный городишко. Такой же как, например, Белая Калитва или Гуково.
Может, это звучит грубо и обидно, но нужно признать, что Волгодонск, образно говоря, стал колонией для Ростова-на-Дону, а волгодонцы для ростовчан − словно аборигены, у которых за «стеклянные бусы» можно выменять миллиарды киловатт электроэнергии и миллиарды рублей налогов. Вместе с «обезжиренным» Волгодонском «потухли» и сельские районы в округе, во многих из которых уже можно снимать исторические фильмы о 17-18 веках, где только столбы с электрическими проводами напоминают о том, что на дворе все-таки век 21-й.
Цимлянская ГЭС полностью обеспечивает электричеством Волгодонск
Волгодонск можно смело называть столицей российских энергетиков. Электроэнергию генерируют с помощью воды (Цимлянская ГЭС), сжигания природного газа и мазута (ТЭЦ-2) и атомной энергии (Ростовская АЭС).
Цимлянская ГЭС построена в 1949-1954 годах. Собственно, благодаря этой «великой стройке коммунизма» и появился город Волгодонск. Помимо выработки электроэнергии, ГЭС обеспечивает крупнотоннажное судоходство на Дону, орошение засушливых земель, водоснабжение, защиту от наводнений и т. д.
Мало кто знает, но, как рассказывают силовики в приватных разговорах, именно Цимлянская ГЭС была первоначальной целью террористов, взорвавших в 1999 году жилой дом № 35 по Октябрьскому шоссе. Поэтому вскоре после теракта приступили к строительству моста через Дон, чтобы оградить ГЭС от взрыва с транспортных средств. Важно помнить, что в рукотворном Цимлянском море, которое появилось благодаря ГЭС, добывали до 10 процентов рыбы всего СССР!
Сейчас Цимлянская ГЭС вырабатывает около 0,5 миллиарда кВт/ч электроэнергии в год. Общее потребление электроэнергии Волгодонском составляет как раз 0,4-0,5 миллиарда кВт/ч. То есть одна Цимлянская ГЭС полностью обеспечивает электричеством весь город.
Волгодонская ТЭЦ-2 бесплатно охлаждает тепло в батареях горожан.
ТЭЦ-2 введена в эксплуатацию в 1977 году. На сегодняшний день обеспечивает теплом и горячей водой всех горожан и практически все предприятия (кроме тех, у кого собственные котельные). Выработка электроэнергии составляет примерно 1,6 миллиарда кВт/ч − ее хватит почти на четыре Волгодонска.
Побочным продуктом производства электроэнергии является тепло. Горячий пар охлаждают в батареях домов горожан. И это еще большой вопрос − кто кому должен платить? Сейчас платят волгодонцы за тепло и горячую воду. А ведь могло быть наоборот − энергетики доплачивают горожанам за то, что охлаждают пар в их батареях.
Но все равно излишки пара выбрасывают в атмосферу. А раньше он шел на огромное тепличное хозяйство за «Атоммашем», где круглый год выращивали овощи и фрукты.
«Атоммаш» должен был завалить весь мир атомными реакторами
Самым грандиозным и ценным активом столицы российской энергетики, конечно же, был градообразующий завод «Атоммаш». В конце 60-х годов в стране возник дефицит электроэнергии, который грозил заморозить экономический рост СССР. Быстро и эффективно ликвидировать его могло только строительство атомных станций. Волгодонск для строительства крупнейшего в мире завода атомного машиностроения выбрали неслучайно. Близко к южной металлургической базе СССР. Волго-Донской судоходный канал упрощал и делал крайне дешевой доставку сырья и отгрузку комплектующих. Крупногабаритные грузы можно было доставлять по всему миру через Азовское, Черное, Средиземное и Каспийское моря.
Строительство «Атоммаша» объявили Всесоюзной ударной комсомольской стройкой, которая стала последней в СССР. Официальное принятие в эксплуатацию завода состоялось в декабре 1978 года. До строительства завода население Волгодонска составляло 35 тысяч человек, а в 1981 году было уже 135 тысяч. Количество персонала «Атоммаша» к 1990 году − 21 тысяча человек.
До этого нигде в мире не была реализована конвейерная сборка атомных реакторов в режиме замкнутого цикла − начиная от получения заготовки и завершая отгрузкой готового изделия. По амбициозным планам руководства СССР «Атоммаш» должен был завалить страну и весь мир современными надежными реакторами для АЭС. И таким образом не только продать высокотехнологичные изделия, но и взять все прогрессивное человечество на техобслуживание этих реакторов (по аналогии с автомобилями, которые все вынуждены гонять на фирменные автосервисы).
Реализация этого проекта сулила золотые горы для страны и для Волгодонска. Город штамповал реакторы для получения сверхприбылей в масштабах государства, а страна в благодарность за это создавала для волгодонцев лучшую инфраструктуру в СССР. В рамках этого взаимовыгодного партнерства Волгодонск и должен был стать «городом будущего».
Ростовская АЭС может обеспечить электричеством 52 Волгодонска
Логичным продолжением работы «Атоммаша» стала Ростовская атомная станция, которая находится буквально в черте города − всего в 12 километрах. Первый энергоблок запустили в декабре 2001 года с обещаниями городского и регионального руководства о железобетонной 50-процентной льготе на электроэнергию, и что жители 30-километровой зоны АЭС будут жить как коты во время масленицы.
В то же время стоял резонный вопрос: а как будут эвакуировать 240-тысячное население 30-километровой зоны в случае аварии на АЭС? Ведь к тому времени в Волгодонске уже не было авиа-, железнодорожного и речного пассажирского сообщения. Атомщики поклялись, что приобретут 4 тысячи автобусов, которые всегда будут на ходу, а часть из них осуществлять пассажирские перевозки, возможно, даже по льготным расценкам.
В итоге автобусы так и не появились, льготы на электроэнергию отобрали, средств на 30-километровую зону лишили. Ну и, видимо, чтобы совсем унизить Волгодонск, у атомной станции отобрали даже ее название.
С 2001-го по 2010 годы станция по требованию горожан (!) называлась Волгодонская АЭС. Знающие люди говорят, что идея переименовать в Ростовскую принадлежит бывшему директору Александру Паламарчуку − якобы в отместку за то, что в 2005 году горожане выбрали в депутаты Законодательного Собрания не его, а редактора газеты «Хозяйство» Олега Пахолкова. Плюс горожане никак не хотели успокоиться и требовали справедливого наказания супруге Паламарчука за ДТП, когда она на огромном внедорожнике сбила насмерть мотоциклиста. Ну и, как рассказывают, Паламарчук неоднократно публично называл Волгодонск «спальней для сотрудников АЭС» . Многие помнят, что «спальня» в те годы была без лампочек − фактически не было уличного освещения, что способствовало росту разбоев, грабежей, изнасилований и убийств. И это в городе, в черте которого стоит атомная станция. Волгодонск должен сверкать ночью как новогодняя елочка!
Сейчас на атомной станции уже работают три энергоблока, которые за 2015 год выработали 20,9 миллиарда кВт/ч, что хватило бы примерно на 52 Волгодонска. Строится четвертый, то есть электроэнергии будет еще около 7 миллиардов киловатт (еще на 17 Волгодонсков).
Налоговые платежи в бюджеты всех уровней от РоАЭС только в 2015 году составили 3 миллиарда 209 миллионов рублей. Львиная доля налоговых платежей уходят в региональный бюджет, а его средства распределяют депутаты Законодательного собрания Ростовской области во главе с лидером фракции «Единая Россия» Виктором Дерябкиным. Благодаря их решениям из нескольких миллиардов атомных рублей Волгодонску гарантированно остается только около 100 миллионов (или три процента).
Цифры и факты
Общее количество вырабатываемой электроэнергии в Волгодонске составляет: 0,5 (ГЭС) + 1,6 (ТЭЦ-2) + 20,9 (РоАЭС) и равняется 23 миллиардам кВт/ч в год. Вся Ростовская область (с Волгодонском) потребляет почти 17,97 млрд кВт/ч в год. То есть, образно говоря, мы кормим электроэнергией и себя, и всю Ростовскую область, и остается еще 6 миллиардов кВт/ч, плюс скоро у нас появится 7 млрд
киловатт от 4-го энергоблока.
23 млрд кВт/ч если умножить на 3,5 рубля (столько платит население) получается 80,5 миллиарда рублей. То есть город Волгодонск только электроэнергии производит на эту сумасшедшую сумму! Для сравнения − весь бюджет Ростовской области составляет 127 млрд рублей.
Льготы на электроэнергию − возрождение былой славы Волгодонска
Депутат Государственной думы РФ фракции «Справедливая Россия», выходец из Волгодонска Олег Пахолков несколько лет назад собирал многотысячные митинги в Волгодонске с требованиями льгот и выплат по 30-километровой зоне. Однако льготы отобрали. Но была и победа − Волгодонск стал единственным в России муниципалитетом, которому из-за протестов населения выплатили 10 процентов средств от капитального строительства блоков АЭС (это был 2-й блок РоАЭС).
− А представьте, например, если бы Волгодонску и окрестным сельским районам снизили стоимость электроэнергии, как обещали, на 50 процентов, - говорит Олег Пахолков. − Для населения и предприятий. Наша территория стала бы энергетическим Клондайком: утраченный транспортный узел можно восстановить, плюс у нас дешевая энергия. Все это вместе дало бы мощный толчок открытию десятков-сотен энергоемких производств − в Волгодонске и сельских районах.
У Волго-Донского края сразу бы появилась перспектива. Рабочие места, высокие зарплаты. А это строительство жилья. Плюс обеспеченных городских жителей нужно кормить, а, значит, загрузка сельхозпредприятий вокруг Волгодонска.
И так, глядишь, год за годом и осуществится мечта руководства СССР − Волгодонск станет мировой атомной столицей, которая штампует безопасные реакторы для мирного атома всей планете. Вокруг − сотни безопасных энергоемких производств. Волгодонск вырастет до полумиллионника, в котором живет умная, богатая техническая интеллигенция. В окрестных сельских районах благодаря низкой стоимости электроэнергии стоят перерабатывающие комбинаты − овощи и фрукты везут со всего ЮФО.
Нужно понимать, что Волгодонск благодаря советскому наследию − перспективный город и сейчас, в эпоху рыночной экономики. Мы зарабатываем на своей территории огромные деньги, обеспечиваем всех электроэнергией. Чего стесняться − рискуем здоровьем, потому что находимся в прямой видимости атомной станции. Поэтому мы хотим к себе уважения и соответствующего отношения. Дайте нам хотя бы давно обещанные льготы на электроэнергию и оставьте хоть 15, а не три процента налоговых отчислений наших энергетических предприятий. Остальное мы заработаем сами!
Хорошие новости: у господина Дерябкина есть совесть
У Волгодонска неоднократно отнимали налоговые деньги в Законодательном Собрании Ростовской области, которое раз за разом меняло бюджетные параметры с целью еще больше «обезжирить» атомный город. И, видимо, что-то засвербило в душе у спикера областного парламента Виктора Дерябкина, нахлынуло чувство социальной справедливости, когда в апреле 2011 года снова зашел вопрос о льготах населению 30-километровой зоны
РоАЭС.
− Нужно выяснить, почему на Дону самая дорогая электроэнергия, и заставить чиновников объяснить это жителям − наша обязанность, - цитирует Виктора Дерябкина «Комсомольская правда» от 21 апреля 2011 года. − Жители 30-километровой зоны имеют право на льготы, и средства на них мы должны искать в региональном бюджете. Может, скидка населению будет не 50, а 30 процентов, может, мы предоставим им какие-то бесплатные лимиты. Но мы ищем пути решения этого вопроса и, думаю, найдем. Такая уверенность у нас есть.
Почему засовестился Дерябкин? Возможно, вспомнил цифры бюджета − сколько налогов приносит Волгодонск и его энергетические предприятия и сколько остается от этих налогов горожанам?
− Предлагаю уважаемому Виктору Ефимовичу устранить несправедливость уже на следующей неделе, - говорит депутат Госдумы Олег Пахолков. − Он, как лидер фракции «Единая Россия» и председатель Законодательного Собрания Ростовской области, согласно закону, может собрать внеочередное заседание депутатов областного парламента и поставить на голосование вопрос о возвращении льгот на электроэнергию населению и предприятиям 30-километровой зоны РоАЭС. Пусть не на 50, а как сам предложил − на 30 процентов. Себестоимость электроэнергии на РоАЭС − около 90 копеек за киловатт, остальное достается в основном посредникам. Давайте умерим их аппетиты и за счет этого сделаем Волгодонску 30-процентную льготу.
Наверное, это станет для всех жителей Волго-Донского края доказательством твердых намерений господина Дерябкина. Обещал на 30 процентов снизить − снизил! Значит, и обещанные
6 миллиардов рублей на третий мост в Волгодонске найдет. Хотя, если снизят тариф на электричество и не будут драть три шкуры по налогам, то мы и на третий, и на четвертый мост сами заработаем! Новости на Блoкнoт-Волгодонск