«Под «Атоммашем» километры тоннелей»: главный архитектор завода Михаил Никишин
Читайте также:
- «Волгодонск и «Атоммаш» - это одно целое»: Ровшан Аббасов (01.10.2020 19:03)
- «Турецкий реактор и бангладешские парогенераторы»: «Атоммаш» отгрузил самую крупную партию оборудования для АЭС (26.09.2020 09:01)
- «Сразу после вуза решил связать судьбу с «Атоммашем» и не прогадал»: Сергей Подольский (13.09.2020 18:05)
35-летний Михаил Никишин родился в Волгодонске, а после окончания вуза уехал из нашего города и более 10 лет работал в Москве и Московской области. Несколько лет назад он вернулся в родной Волгодонск после получения приглашения занять ответственную должность на «Атоммаше».
Должность Михаила Никишина, главный архитектор, звучит несколько необычно для машиностроительного завода. Он во главе из команды в 50 человек следит за всеми зданиями, сооружениями и инженерными коммуникациями на всем пространстве огромного завода.
Ваше детство прошло в Волгодонске?
Да, я родился в 1985 году в Волгодонске. В наш город приехали еще мои дедушка и бабушка. Дедушка родом их хутора Верхоломов, а бабушка - с Куберле. Уже в Волгодонске появилась на свет моя мама. Так получилось, что воспитывала меня в основном бабушка. Учился в школе №1. В детстве занимался плаванием, с третьего по пятый классы посещал бассейн «Дельфин», благо он располагается рядом со школой. А перед старшими классами увлекся силовым троеборьем или пауэрлифтингом. Это увлечением перешло и на период учебы в институте, вплоть до последнего пятого курса. В своей весовой категории несколько раз становился чемпионом Волгодонска, по сути даже первый спортивный разряд заработал.
Чем увлекались в школе, как выбирали вуз для получения высшего образования?
В школе больше всего спорт привлекал, а по учебе скорее относился к обычным рядовым школьникам. По оценкам был скорее хорошистом, даже одна тройка была. Из предметов больше нравились точные и естественно-научные дисциплины, особенно геометрия, физика и биология. В 2002 году окончил школу и сразу подал документы в наш филиал НПИ, сейчас это ВИТИ НИЯУ МИФИ. Почему выбрал этот институт? Гуманитарием себя не считал, лучше всего давались точные науки. К тому же институт находился рядом с домом, а учеба в другом городе была просто не по средствам. Когда подавал документы в вуз, то рассчитывал поступить на специальность «Промышленное и гражданское строительство», но на бюджетное отделение не хватило 14 баллов по сумме сданных экзаменов. Так получилось, что мой поток оказался последним, кому пришлось сдавать вступительные экзамены. Со следующего года в зачет абитуриентам стали учитывать баллы ЕГЭ. Не попав на архитектуру, пришлось выбирать между тремя специальностями, баллы по которым позволяли поступить на бюджетное отделение. Это «Котло и реакторостроение», «Оборудование и технология сварочного производства» и «Технология машиностроения». Я выбрал «сварку». С работой сварщика был знаком с детства, еще дедушка показывал в гараже как пользоваться сварочным инструментом, поэтому решил продолжить заниматься любимым и знакомым делом.
Как прошла учебе в вузе?
Учеба в вузе, как раньше сказали, была «в кайф»! Если в школе я скорее просто проводил отведенное для занятий время, то в вузе учился по-настоящему. Нравилась и специальность, и преподаватели, и однокурсники. Себя, будущих сварщиков, мы называли «ферзями», ведь с такой специальностью работу можно найти везде - и на заводе, и на стройке.
На первом курсе было трудно. По школьной привычке думал, что главное это просто отсидеть лекции, которые по возможности можно и просто прогулять. Урок, что так делать не надо, получил в конце первого семестра. Сказать, что в своей группе был лидером, нельзя, но учился выше среднего. Были отдельные предметы, которые очень нравились. В вузе нравилась высшая математика. Интерес к ней привил едва ли не самый лучший преподавать Кирилл Кириллович Гладун. Такой сложный и абстрактный для понимания предмет он умел изложить образно и просто. Физику интересно и весело преподавал Тигран Гамлетович Аскарян. Настольной книжкой тогда стал курс физики Татьяны Трофимовой. Во время учебы стал участвовать и в научных конференциях по электротехнике и психологии.
Во время учебы успели познакомиться с «Атоммашем»?
На пятом курсе в 2007 году попал на «Атоммаш» на полугодовую преддипломную практику. Практику проходил на участке сборки и сварки реактора в первом корпусе. Этот участок занимался реакторами только по названию, которое осталось от 80-х годов. Моим наставником на практике стал Геннадий Халиков, подготовку диплома курировал Павел Меженский. Тема дипломной работы работы звучала так: «Технология сборки и сварки пылеулавителя». Проект был скорее умозрительным, но через несколько лет производство такого оборудования по аналогичному проекту было освоено на заводе ЗИО-Подольск.
Почему спустя более чем 10 лет работы в Москве решили вернуться в Волгодонске?
Я здесь родился и мне нравятся Волгодонск и его люди. Как говорят мои друзья, «мы живем в раю». У нас прекрасный климат, короткая зима, великолепная весна, теплое лето, замечательная осень. Здесь просто здорово. После защиты диплома мне предложили пять мест работы: несколько вакансий на «Атоммаше» и место на заводе «Энергомаш» в подмосковном Чехове. Тогда и чеховский «Энергомаш», и «Атоммаш» входили в «Энергомашкорпорацию». Лучшие условия были в Подмосковье. В Чехове работал мастером-инженером-технологом в цехе сборки и сварки тепловой, атомной и уникальной арматуры. На «Энергомаше» проработал три с половиной года. После «Энергомаша» устроился на ЗИО-Подольск в отдел главного энергетика, где за несколько лет дорос до заместителя главного энергетика. ЗИО-Подольск уже тогда входил входил в состав «Атомэнергомаша», что позднее сыграло свою роль в моей судьбе. В 2014 году перешел на работу в КБ «Точмаш» имени Нудельмана в Москве на должность заместителя главного инженера - главного механика. Это режимное оборонное предприятие в составе Госкорпорации «Ростех». В Москве и Подмосковье работал и жил почти 11 лет. А потом я отчасти неожиданно для себя вернулся в Волгодонск. Мои коллеги по ЗИО-Подольск узнали, что на «Атоммаше» ищут нового главного архитектора завода. Благодаря им мне и пришло предложение вернуться в родной город и на «Атоммаш». «Атоммаш» за это время однозначно расцвел. По сравнению с 2007 годом, я завод просто не узнал. Общие черты остались прежними, но суть сильно изменилась.
Чем занимается главный архитектор завода?
Главный архитектор - это человек, который отвечает и следит за зданиями и сооружениями, дорогами, подземными коммуникациями, спецпричалом «Атоммаша». Соответственно, к моей компетенции относятся вопросы по восстановлению этих зданий, принятию решений о работоспособности, безопасности сооружений. Мы входим в состав Управления архитектуры и капитального строительства со штатом в 50 человек, которое подчиняется напрямую главному инженеру завода. «Начинкой» зданий занимаются уже другие службы, например главный энергетик. Занимается наше управление и поддержанием площадей, которые «АЭМ-Технологии» сдают в аренду другим производственным компаниям «Росатома». С помощью подрядных организаций мы приводим корпуса предприятий в первоначальное проектное состояние. Мы поддерживаем и арендованные площади. Перед сдачей в аренду наша служба выполняет капитальный ремонт, а после сдачи в аренду текущий ремонт проводит уже арендатор.
Чем уникален «Атоммаш» с точки зрения на завод, как на инженерное сооружение?
Территория «Атоммаша» огромна, почти 177 гектаров. Только площадь кровли зданий и сооружений составляет более одного миллиона квадратных метров. Длина первого корпуса составляет 774 метров, ширина 376 метров, высота пролетов - до 44 метров, его площадь - более 33 гектаров (больше, чем площадь всего квартала парка Молодежный - «Блокнот»). По два главных корпуса «Атоммаша» являются уникальными объектами. В России есть похожие сооружения, например корпусами подобных размеров располагают «Уралмаше» в Екатеринбурге, «Севмаше» в Северодвинске, крупные трубопрокатные заводы. Но отличительный особенностью «Атоммаша» является очень высокая грузоподъемность кранового оборудования, нагрузки от которого передаются на несущие конструкции корпусов, и высота главных пролетов (до 44 метров). В проект завода сразу была заложена огромная протяженность подземных коммуникаций. На «Атоммаше» коммуникации проложены в тоннелях размерами шесть на 8 метров. В них спокойно может перемещаться человек. Протяженность таких тоннелей составляет несколько километров. А на более старых предприятиях трубопроводы выносят наверх на эстакады или прокладывают в земле в лотках.
Первый корпус «Атоммаша» был построен более 40 лет назад. Как решаются задачи поддержания корпуса в рабочем состоянии?
Если просто не следит за сооружениями завода, то они и простояли бы те же 40 лет. Но при постоянном контроле и своевременных ремонтах, корпус может эксплуатироваться десятки лет. В ближайшее время планируем заменить обшивку стен корпуса из сэндвич-панелей, активно ремонтируем кровлю, постоянно ведем мониторинг состояния несущих конструкций корпусов. В 2019 году провели очень большую работу, выполнили предварительные обследования по этому направлению. Еще в 80-е годы «Атоммаш» столкнулся с проблемой просадок на лессовых грунтах. В пролетах, где эксплуатируются станки весом в сотни тонн, такие просадки могут стать фатальными. На заводе планируется реализация программы по закреплению оснований несущих колонн, после чего просадочные явления исчезнут. У нас квалифицированный штат специалистов, и мы имеем понимание того, как нужно действовать.
Расскажите о своей семье.
С супругой Настей я познакомился еще во время учебы в институте. После института поженились. Дочери уже 14 лет, сыну - 4 года. Дочка учится в школе №16, а сын ходит в детский садик. Дочка хочет стать сценаристом, а сын еще не определился (смеется).
Чем увлекаетесь свободное от работы время?
Свободного времени просто нет, даже на выходные часто приходится решать какие-то рабочие моменты. Напряжение снимаю на рыбалке, предпочитаю щуку, окуня и других хищников ловить. Весной на майские праздники мы ездим с друзьями и коллегами в Астрахань на Волгу, ловить воблу. А здесь по мере возможностей с друзьями отправляемся на рыбалку на Дон, за Волгодонск.
Какой характер необходимо иметь для работы на такой должности?
В первую очередь следует быть уверенным в себе. Следует выбрать свой путь и цели в жизни и достигать их, невзирая на трудности. Ты должен понимать, что будешь делать завтра, послезавтра, через 5-10 лет. Если этого нет, то человек превратиться в пустышку. Любую работу нужно любить, ведь зачем заниматься нелюбимым делом? Свою работу я очень сильно люблю. Есть и другой важный и одновременно простой посыл: работать следует на благо предприятия. На самом деле это важно, потому что если человек будет ходить на работу просто ради зарплаты, то с таким настроем нельзя добиться ни карьерного роста, ни получать удовольствие от дела, которым ты занимаешься.
Анатолий Козин