Подгоры – поселок, исчезнувший под Волгодонском
Фрагмент топографической карты из атласа за 1998 год. Подгоры обозначены на нем как жилой населенный пункт с людностью от 100 до 500 человек
Еще один рассказ из цикла «О тебе, любимый город» будет посвящен Подгорам – поселку строителей Ростовской АЭС, расположенному в 10 километрах от Волгодонска. Населенный пункт просуществовал чуть более 12 лет, успев побывать и вахтовым поселком, и военной частью. В 1999 году Подгоры были окончательно расселены, а все здания на месте поселка снесли. Теперь о Подгорах напоминают только заросшие фундаменты домов, кое-где сохранившиеся руины стен и оставшиеся нетронутыми замощенные бетонными плитами улицы поселка.
К 1985 году строительство первого блока Ростовской АЭС вступило в завершающую стадию. Перед руководством подрядных организаций была поставлена задача ускорить сооружение второго и третьего энергоблоков АЭС. Активизация строительства при проводимых одновременно с ними пуско-наладочных работах требовало увеличения числа рабочих и инженеров на площадке. Дополнительные временные рабочие кадры требовалось где-то размещать, а существовавшие к тому времени рабочие городки при самой АЭС и общежития в Волгодонске перестали справляться с наплывом людей.
Выход руководство дирекции строящейся АЭС и главного подрядчика компании «Энергострой» видели в сооружении временного рабочего поселка непосредственно при АЭС, который должен был обеспечить комфортным жильем на весь период строительства станции вахтовых рабочих и специалистов, обеспечивающих пуско-наладочные работы на энергоблоках. Дома в поселке не должны были уступать по уровню отделки и условиям жизни городским общежитиям и одновременно допускали возможность их строительства за крайне сжатые сроки. Любопытно, но именно в год закладки Подгор на другом конце Волгодонска проходило расселение и ликвидация Новосоленовского, другого временно рабочего поселка, возникшего за тридцать лет до этого при строительстве Цимлянской ГЭС.
Площадку для будущего поселка выбрали в трех километрах от АЭС, между прудом-охладителем станции и спецдорогой, связывающей атомную станцию и Волгодонск (сейчас это Жуковское шоссе). Расчетная численность населения поселка планировалась на уровне 2,5-3 тысяч человек, из которых постоянное население (обслуживающий персонал с семьями и постоянные рабочие на АЭС) должен был составить до 500 человек. Остальные 2-2,5 тысячи составили вахтовые и временные рабочие. Над названием поселка долго думать не стали – присвоили новому населенному пункту имя Подгоры, по названию находившейся рядом казачьей станицы Подгоренская.
– Место для Подгор подбирали по двум критериям — близость к стройплощадке АЭС и размещение поселка на землях, неиспользуемых в сельском хозяйстве, – рассказывает Петр Головко, в конце 80-х годов занимающий пост главного архитектора Волгодонска. – На момент закладки поселка, да и сильно позже, территория под ним находилась в Дубовском районе, хотя электроэнергию, воду поселок получал с площадки АЭС, а все жители были прописаны или зарегистрированы в городе. Жителей поселка, которые остались бы работать на АЭС, планировали переселить в новые дома в микрорайоне В-17, который проектировался как место размещения жилья для атомщиков в Волгодонске. Там же хотели построить и медсанчасть АЭС.
Подгоры оказались в двойственном административном подчинении. Жилье в поселке было только ведомственным, как и местный ЖЭК, магазины и поликлиника. Являясь частью Волгодонска де-факто, Подгоры за весь период своего существования находились на земле Дубовского района. В состав города территория Подгор вошла уже после расселения поселка, в результате земельного обмена между Волгодонском с одной стороны и Волгодонским и Дубовским районами с другой. Отдельного административного статуса Подгоры не получили. Жители поселка, постоянно проживающие в нем, принимали участие в выборах депутатов Городского Совета. В отличие от других рабочих городков при крупных стройках Подгоры нанесли и на топографические карты.
– Подгоры возводили в большой спешке, – рассказывает принимавший непосредственное участие в строительстве поселка Виктор Качурин. – Сборные дома по железной дороге шли из ГДР в контейнерах и в крытых вагонах. Если с приемкой контейнеров проблем не возникло, то с крытыми вагонами вышли проблемы: при перегрузке деталей домов из вагона в вагон на границе Союза и Польши (из-за разной ширины железнодорожной колеи) некоторые детали были утеряны, что создано определенные проблемы при сборке домиков. Аналогичные сборные дома поставлялись в вахтовые поселки на нефтегазовые месторождения Западной Сибири. Отсюда и очень хорошее утепление домов. Каждый дом по окончанию сборки должен был быть полностью готовым к заселению. В комплект дома входили системы канализации, отопления, вентиляции, материалы для внутренней отделки помещений и мебель. При монтаже выяснилось, что некоторые «материалы» потерялись или были украдены.
Подгоры были разделены на три больших квартала, отделенными друг от друга двумя улицами. Из ГДР в поселок привезли быстровозводимые дома двух типов – одноэтажные, получившие название «Бранденбург» (по названию города в ГДР) и двухэтажные «Берлины». Последними были застроены два квартала, прилегающие к Жуковскому шоссе. Одноэтажные «Бранденбурги» собирали в северном квартале, находящимся сразу за поселковым клубом. Таких домиков в Подгорах возвели около 50 штук. Срок эксплуатации поселка рассчитывался до 12-15 лет. Из железобетонных блоков на центральной площади Подгор построили клуб. В отдельных зданиях находились столовая и магазины. Все дома в поселке имели двойную нумерацию – сквозную строительную и обычную, с привязкой к конкретной улице.
– Согласно техническому заданию после строительства третьего энергоблока Ростовской АЭС намечались поставка горячей воды в новый город. Одновременно вокруг АЭС планировали построить рыбоводческое хозяйство, большой тепличный комплекс. На месте Подгор, после завершения стройки, хотели разместить техническую базу и эксплуатационные службы для обслуживания теплиц, рыбоводческого хозяйства и организации, которые занимались бы эксплуатацией трубопроводов от АЭС к городу, - продолжает свой рассказ Петр Головко.
Основная часть домов в Подгорах сразу предназначались под общежития. Три больших «Берлина» передали для размещения семей обслуживающего персонала поселка, поэтому планировка в них была квартирного типа. В зависимости от проекта были одно, двух и трехкомнатные квартиры, но от нехватки жилья семьи в них размещались с подселением из принципа одна комната – одна семья. Повезло тем, у кого были ордера на однокомнатные квартиры. Один дом с квартирами заселили сотрудники дирекции строящейся АЭС, два дома досталось «Энергострою» – генеральному подрядчику стройки. Основная часть семейных работала в Подгорах, меньшая – непосредственно на стройплощадке АЭС. Домов квартирного типа на приезжих с семьями все равно не хватило и через некоторое время их начали селить в общежития.
– Заселяться поселок начал в конце августа - в начале сентября 1986 года, – рассказывает Татьяна Ольховатова, приехавшая на строительство Ростовской АЭС из Иркутской области. – Сразу заселили шесть общежитий. Поселок принимали руководители стройки Белоконенко, Шило, Тростанец. На весь поселок было несколько администраторов, помимо меня ими были Лина Павловна Макаренко, Надежда Яковлевна Зверева. Сам поселок строили в 1985-1986 годах. Поселок заселялся поэтапно. Вначале заселили командировочных из Балаково. В Подгоры ехали строители, монтажники и наладчики со всех атомных станций Советского Союза. Особенно много людей приехало с Балаковской и Калининской АЭС, из Ставропольского края. На практику приезжали и монтажники из Баку (которые по возвращению на родину должны были использовать полученный опыт на строительстве Азербайджанской АЭС, площадка которой находилась к юго-востоку Баку, в местечке Наваи– «Блокнот» ). Позже на работу в коммунальные службы, столовую в поселке стали устраиваться и жители окрестных станиц и хуторов. Некоторые ездили из Подгоренской или Жуковской на работу в Подгоры каждый день
В поселке действовали пост милиции, почта, поликлиника. По воспоминаниям Татьяны Ольховатовой почтовый адрес, для корреспонденции, адресованной в Подгоры, выглядел следующим образом: «город Волгодонск, поселок Подгоры, улица такая-то, номер дом». Своих детского садика и школы в Подгорах создавать не стали, поэтому для подвоза детей в школу №23 и детские садики в Волгодонске руководство АЭС выделяло несколько «Икарусов». При клубе же работало несколько кружков по интересам для детей. В город жители поселка добрались на попутных машинах или на троллейбусе №7, маршрут которого пролегал от проходной АЭС до Комсомольской площади в городе. На дороге к АЭС у поселка, на двух из трех имевшихся выездов устроили троллейбусные остановки.
Еще до появления первых жителей в Подгорах, в апреле 1986 года, произошла авария на Чернобыльской АЭС. Ее последствия и общий экономический спад, начавшийся в последние годы существования Советского Союза, скоро сказались на Подгорах. Если в Волгодонске антиатомные настроения разделялись многими горожанами, то для Подгор АЭС и связанные с ней строительные организации были и местом работы и владельцами жилого фонда поселка. Летом и осенью 1989 года в Волгодонске прошли массовые митинги против продолжения строительства Ростовской АЭС. Колонна демонстрантов пешком отправилась от города к АЭС. При подходе в Подгорам на въездах в поселок были выставлены посты милиции, а протестующие и жители Подгор через кордоны обменивались репликами вроде: «Продались вы за гречку!» – орали зеленые и «Вы хотите развалить страну и город!» – кричали в ответ зеленым строители АЭС.
В 1990 году строительство АЭС было заморожено и Подгоры массово начали покидать прикомандированные специалисты. За несколько месяцев поселок опустел на три четверти. Остались в Подгорах только некоторая часть технических специалистов, продолжавших работать на АЭС, часть строителей и обслуживающий персонал – работник ЖЭКа, общежитий, магазинов и почты. Дирекция АЭС успела переселить своих сотрудников в город, подыскав для них комнаты в квартирах или общежитиях. Те же, кто находился в штате «Энергостроя», оказались брошенными, в предоставлении жилья в городе им было отказано. Если раньше в городе проводились антиатомные митинги, то теперь жители Подгор выходили с плакатами, содержащие призывы не забывать об их участи.
– В поселке отключили горячую воду. Зимой заморозилась и общая система водоснабжения. Воду оставшимся семьям привозили из города в автоцистернах. Сразу закрыли магазины, клуб, поликлинику. Почтовое отделение еще проработало несколько месяцев, но в итоге закрыли и его, – делится воспоминаниями Татьяна Ольховатова. – Спасало только то, что дома в поселке были очень теплыми и полное вымораживание зимой в отсутствие отопления сразу не наступало. Домики были очень теплые. Когда работало центральное отопление зимой окна часто приходилось держать открытыми. Сейчас все ставят евроокна, а в Подгорах рамы на окнах уже были такими, – вспоминает Татьяна Ольховатова. Доставку продуктов с трудом удалось наладить с помощью автолавки. В отсутствие централизованного отопления люди спасались электрическими обогревателями. Электрические сети оказались перегруженными и в полузаброшенном поселке начались пожары
– Загорелся номер три по Дубовской улице. Телефонной связи не было, пришлось бежать к шоссе и чуть ли не бросаться под колеса проезжающих машин. Только так и удалось вызвать пожарных. Когда пожарные приехали, дом уже сгорел, – рассказывает Татьяна Ольховатова.
Будущее Подгор и его жителей предсказать никто не брался, но, как оказалось, временное решение проблемы пришло от Министерства обороны. В 1991-1994 годах на территорию России начался вывод воинских частей из Восточной Европы и военных формирований, перешедших под юрисдикцию России из бывших союзных республик. Войска часто выводились в чистое поле. Если для подразделений, ранее базировавшихся в ГДР, правительство ФРГ частично оплачивало строительство новых военных городской, то части выводимые из Средней Азии и Закавказья старались разместить в любом доступном месте. И тут новый, построенный всего несколько лет назад поселок, к тому же почти пустой, оказался весьма кстати. Так, Подгоры на несколько лет стали местом постоянной дислокации 56-й отдельной десантно-штурмовой бригады.
Военнослужащие 56-й бригады в Подгорах. На заднем плане - здание бывшего поселкового клуба. Фото - сайт polk56.my1.ru
К 1988 году это соединение базировалось в городе Иолотань Туркменской ССР. Подразделения бригады воевали в Афганистане, участвовали в пресечении беспорядков в Ферганской долине, в 1990 году части бригады перебросили на усмирение беспорядков в Баку. В 1991 году бригада была выведена на временную дислокацию в станицу Зеленчукская Карачаево-Черкесской республики.
В феврале 1992 года начался заезд военных, осенью-летом началось заселение нового военного городка. В октябре 1992 года бригада была официально передислоцирована в Волгодонск. Вначале приехало несколько грузовиков с солдатами – передовая группа. Они начали расчищать завалы, потом принялись восстанавливать системы жизнеобеспечения поселка и жилые дома. В клубе разместился штаб полка, в «Берлинах» – общежития для семейных и холостых офицеров, там же устроили и казармы. В северной части поселка одноэтажные домики переделали в оружейку, склады материальной части полка, продовольственный и парашютный склады, автомобильные боксы. Рядом с поселком, благо земли хватало, военные обустроили тренировочные стрелковые позиции. Гражданское население перевели в несколько двухэтажных домов в юго-восточной части поселка
Военные восстановили медсанчасть, магазины – продуктовый и военторг. Площадь перед клубом превратилась в плац. В дни посещения родителями солдат-срочников на площади играл бригадный оркестр. На окраине поселка военные построили собственное подсобное хозяйство.
Из Волгодонска подразделения бригады отправлялись на Первую чеченскую войну. С декабря 1994 года по август - октябрь 1996 года сводный батальон бригады воевал в Чечне. В рядах 56-й бригады служил и Сергей Молодов, именем которого названа одна из площадей Волгодонска.
Артдивизион бригады принимал участие в конце 1995 года - начале 1996 года в операции под Шатоем. Отдельный взвод АГС-17 бригады с марта 1995 года по сентябрь 1995 года в составе сводного батальона 7-й гвардейской воздушно-десантной дивизии принимал участие в горной компании в Веденском и Шатойском районах Чечни. В октябре-ноябре 1996 года сводный батальон бригады был выведен из Чечни. В 1997 году бригада была переформирована в 56-й гвардейский десантно-штурмовой Краснознамённый, орденов Кутузова и Отечественной войны полк, который вошел в состав 20-й гвардейской мотострелковой дивизии. В июле 1998 года приказом Министра обороны РФ в связи с возобновлением строительства Ростовской АЭС полк начал передислокацию в город Камышин Волгоградской области. К 1 августа 1998 года половина подразделений была переведена на новое место дислокации. Один батальон полка оставался в поселке Подгоры до тех пор, пока не ушла последняя машина полка.
После вывода военных для оставшихся в поселке жителей настали крайне тяжелые времена – воду приходилось брать за несколько километров в станице Подгоренская, постоянное электроснабжение также пропало. Жили при свечах, а пока было тепло еду готовили на улице. Жилыми осталось только 3-5 домов. Канализация после демонтажа военными насосной станции перестала работать, и туалеты также пришлось устроить на улице.
Жители писали письма на имя президента России и губернатора области, пикетировали мэрию города. Под выселение в поселке попадали 55 семей.
Согласно воспоминаниям Татьяны Ольховатовой, эвакуация жителей Подгор в Волгодонск прошла 18-20 декабря 1998 года. Тогда большую часть оставшихся жителей поселка при содействии МЧС и администрации города вывезли в Волгодонск. В городе «подгоренцам» выдавали ордера на получение квартир по улице Индустриальной, 16, Гагарина, 9, Дзержинского,1. Новый год в Подгорах встретили две семьи, вскоре также перебравшиеся в город. После этого поселок опустел уже навсегда. Остатки жилых домов разобрали. Дольше всего сохранялось целым здание клуба, но и его через несколько лет разобрали. На этом и закончилась история поселка Подгоры.
Бывший клуб. Автор фото - Иван Федоренко
Редакция «Блокнота Волгодонска» выражает благодарность за помощь при подготовке статьи Татьяне Ольховатовой, Елене Тарасовой, Петру Головко и Виктору Качурину.При написании статьи использовались материалы сайта Википедия.