«Росатом» покупает волгодонский «Атоммаш»
«Росатом» наконец-то получил разрешение от ФАС на выкуп одного из крупнейших энергомашиностроительных заводов России - волгодонского «Атоммаша».
Фактически атомная госкорпорация уже два года распоряжается мощностями завода на правах арендатора, но оформить долгожданное приобретение в собственность до сих пор мешали обеспечительные меры по долгам его бывшего владельца - Александра Степанова, руководителя группы «Энергомаш». Теперь же «Росатом» получит в полное владение имущество, активы и производственные средства ЗАО «Энергомаш-Атоммаш» и ООО «Энергомаш-Атоммаш» без обременения - обе эти компании официально признаны банкротами, по ним введены конкурсные производства.
Большинство экспертов уверено, что возвращение в комплекс атомной промышленности России самого грандиозного завода по производству атомного оборудования - закономерный итог его непростой истории.
История «Атоммаша» - история предательств
В советское время «Атоммаш» создавался специально под выполнение заказов для атомной промышленности. По сути, он должен был стать крупнейшим и уникальнейшим в мире заводом по созданию атомного оборудования и конвейерного производства крупногабаритных изделий. В его строительство были вложены колоссальные средства. В Советском Союзе редко думали о долгосрочной перспективе, но «Атоммаш» стал исключением: планировка цехов и станочное оборудование были подобраны под создание блоков до двух гигаватт единичной мощности, а это вдвое больше, чем серийный ВВЭР-1000, рекомендованный первоначальным проектом.
Однако завод так и не смогли достроить до конца. Не успели создать на его площадях и металлургическое производство, хотя планировали. Начиная с последнего десятилетия прошлого века летопись «Атоммаша» - это история целого ряда предательств.
Сначала многие местные политики в девяностых годах устраивали свою карьеру на крестовом походе против атомной энергетики. В итоге строительство Ростовской атомной станции заморозили на долгие 10 лет, а «Атоммаш» потерял множество перспективных заказов. Затем закрытие недостроенной Горьковской АСТ лишило завод еще части прибыльных заказов, и многие специалисты «Атоммаша» потеряли работу. В тщетной попытке сохранить заводские мощности производство срочно переориентировали на выпуск продукции, далекой от атомной энергетики. Уникальные мастера «Атоммаша» «клепали кастрюли и чайники», чтобы прокормить свои семьи и хоть чем-то помочь родному предприятию. Потом грянула приватизация. После круговерти запутанных приватизационных схем «Атоммаш» попал в руки Александра Степанова - совладельца Энергомаш-корпорации. Кстати, именно тогда корпорация «Росатом» впервые серьезно заинтересовалась «Атоммашем» и пыталась получить хотя бы часть его мощностей. Однако договориться со Степановым так и не получилось.
Тогда же случилось и самое серьезное предательство «Атоммаша». В середине девяностых годов заводу удалось получить заказ на производство двух корпусов реакторов мощностью 300 мегаватт для пакистано-китайской АЭС. Однако весь оплаченный китайцами аванс был украден. Двух заместителей министра энергетики, промышленности и внешнеэкономических связей Китая за это расстреляли. И международная репутация «Атоммаша» была окончательно испорчена.
Новый век - новые возможности
Начало двухтысячных не принесло новых отраслевых заказов, и завод катастрофически быстро деградировал. Часть уникального оборудования продали туркам и китайцам для финансирования других проектов. Чтобы как-то задействовать производство, выполняли заказы нефтяников и «Газпрома», а также пытались организовать массовое производство оборудования газотурбинных блоков малой мощности.
Когда же в 2010 году московский арбитражный суд по иску Сбербанка взыскал с различных активов «Энергомаша» около 14 миллиардов рублей, а в 2013 году осудили и самого Александра Степанова на 4,5 года заключения за преднамеренное банкротство «Энергомаша» (после кризиса 2008 года задолжавшего российским банкам более 30 миллиардов рублей), «Росатом» снова выказал свой интерес к «Атоммашу» и на этот раз смог получить в аренду большинство его мощностей.
За последний год госкорпорация уже вложила в реанимацию волгодонского завода более 500 миллионов рублей. И хотя до сих пор «Росатом» терпит на «Атоммаше» серьезные убытки (по данным некоторых банков, в 2013 году - более 200 миллионов рублей), все же никто не сомневается, что его приобретение - дело крайне выгодное.
«Атоммаш» по-прежнему остается уникальным заводом с колоссальными возможностями, и его дальнейшая благоприятная перспектива уже доказана успешным выполнением нескольких заказов для «Росатома». К тому же атомщики уверены, что глобальных инвестиционных вливаний в основные мощности завода все же не потребуется. И подчеркивают, что выполнение многих зарубежных заказов заводу выгодно даже с точки зрения логистики. К тому же волгодонскому «Атоммашу» вполне по силам победить в конкуренции с подобным заводом в Ижоре. Что говорит о хороших перспективах и для завода, и для его сотрудников.
Новости на Блoкнoт-Волгодонск