Волгодонск Четверг, 02 мая
Общество, 21.11.2023 11:40

Шлюз №15 обследуют для поиска провалов и подвижек грунта

Специалисты проведут обследование шлюза №15 в Волгодонске для оценки состояния основания гидротехнического сооружения.

Администрация Волго-Донского бассейна внутренних водных путей заказала проведение работ по обследованию состояния грунтов основания шлюза №15. Соответствующий электронный аукцион с начальной стоимостью работ в размере 1,83 миллионов был размещен на портале госзакупок.

В 2022 году исполнилось 70 лет с начала эксплуатации шлюза №15 и всех гидротехнических сооружений Волго-Донского водного пути. 70 лет работы — срок немалый, особенно для такого сложного объекта, как судоходный шлюз. Опыт эксплуатации Цимлянского гидроузла показал, что ГЭС и судоходные сооружения строились с большим запасом прочности и надежности, что не отменяет процессов постепенного уменьшения конструкционной прочности отдельных узлов и сооружений.

Шлюз №15 выдержал проверку временем, но как оказалось, надежность ряда конструкционных элементов шлюза, а также состояние грунта в основании шлюза требуют проверки. Текущий мониторинг состояния шлюза не выявил больших значительных проблем в его эксплуатации. При этом, как следует из закупочной документации, с 2008 года для некоторых секций шлюзовой камеры характерны горизонтальные перемещения, превышающие предельно допустимые значения критериев безопасности. В межнавигационный период 2021-2022 годов при осушении камеры шлюза наблюдались множественные очаги фильтрации с незначительным выносом грунта в основании шлюзовой камеры. Был выявлен и ряд других нежелательных явлений.

Для более полного обследования состояния шлюза в межнавигационный период 2023-2024 годов гидротехническое сооружение будет подвергнуто обследованию с помощью разных инструментов. На глубине до 14 метров основание шлюза будет обследовано с помощью радара. На глубину до 5 метров рабочие пробурят специальные скважины, которые после завершения обследования будут полностью заделаны.

По итогам обследования станет ясным реальное состояние камеры шлюза и грунтов в его основании. Полученные материалы будут использованы при составлении программы капитального ремонта шлюза №15.

Для Волгодонска шлюз №15 это не просто один из элементов судоходного канала, а один главных памятников и и символов города. Последний шлюз Волго-Донского водного пути стал одним из лучших памятников промышленной архитектуры середины 20-столетия в России. Конные статуи казаков стали символом участия донского казачества в Великой Отечественной войне и реабилитации казачества в целом. Казаки со шлюза №15 стали собирательным образом воинов добровольческих кавалерийских казачьих корпусов, сформированных летом 1942 года из местного населения в Ростовской и Сталинградской областях. Первую славу конникам принесли атака немецких позиций под станицей Кущевская, ставшая примером одной из немногих успешных операций такого рода за годы войны. Осенью 1942 года из добровольцев был сформирован 5-й гвардейский Донской казачий кавалерийский корпус, закончивший войну в Австрии. В Ростове-на-Дону в память о 5-м Донском кавалерийском корпусе в 1974 году в начале проспекта Стачки в районе железнодорожного вокзала был установлен памятник казакам-конникам.

Скульптуры казаков создавались в Москве под руководством знаменитого скульптора Георгия Мотовилова при участии скульпторов и графиков Михаила Габе и Григория Щульца. В работе принимали участие студенты и сотрудники Московского высшего художественно-промышленного училища. Сам проект шлюза и постаментов для скульптур создала творческая группа Леонида Полякова. Постановлением Совета министров РСФСР № 1327 от 30 августа 1960 года монумент «Казаки» отнесён к памятникам государственного значения.

Константин Прибрежный

Новости на Блoкнoт-Волгодонск
шлюз №15Волгодонскгрунтсудоходный каналобследование
0
0
Народный репортер + Добавить свою новость