Сколько «Волгодонсков» бороздили реки и океаны
"Волгодонск» принимает зерно у причала элеватора, 11 апреля 1970 года. Фото из фондов Ростовского областного музея краеведения
Читайте также:
- Как в Волгодонске хотели построить огромную гостиницу-веретено без углов в водохранилище (03.11.2020 09:01)
- Почему виноградники у станицы Цимлянской считались уникальными (20.07.2020 20:01)
- Как сталинские архитекторы превратили Кумшацкий бугор в город Цимлянск (01.04.2019 17:57)
В честь «Волгодонска» были названы два сухогруза, траулер и военный корабль, а реки, озера и каналы России до сих пор бороздит ветеран речного флота сухогруз «Волгодонск».
Почти все волгодонцы, наверное, знают, что в составе Каспийской флотилии с 2011 года несет боевую службу малый артиллерийский корабль «Волгодонск». Ранее на нем проходили службу моряки-срочники из Волгодонска, а город передал экипажу корабля ряд подарков, вроде телевизора для кают-компании, призванных сделать более комфортными условия службы на корабле.
«Волгодонск» стал первым боевым кораблем ВМФ России, который был именован в честь нашего города. Но на гражданском флоте кароним, то есть имя судна, «Волгодонск» использовался еще с 60-х годов.
С открытием Волго-Донского судоходного канала было завершено создание единого водного пути от Санкт-Петербурга до Ростова. Такое событие, как открытие самого оснащенного на тот момент канала, не могло не найти отражения в истории речного флота. Габариты шлюзов нового канала задали новый стандарт в речном судостроении. Так появился новый тип грузовых судов «Волго-Дон», строительство которых продолжается и по настоящее время. Появились в составе флота и несколько основных и вспомогательных судов «Волго-Донов». Первым такое название еще в 1929 году на фоне возросшего интереса к проектированию канала получил небольшой мореходный пароход Азовского государственного морского пароходства. Первый «Волго-Дон» во время Великой Отечественной войны был захвачен немцами, а затем и торпедирован советской подводной лодкой. В честь открытия в 1952 году Волго-Донского судоходного канала в составе торгового флота появился целый ряд грузовых судов и буксиров «Волго-Донов»: пароход в составе Черноморского морского пароходства, колесный пароход на Лене, буксир на Верхней Волге.
Но Волгодонска среди них не было, ведь наш город на тот момент был еще слишком незначительным населенным пунктом, который остался в тени стройки канала и старой переселенной станицы Цимлянской. Но к 60-м годам ситуация изменилась: Волгодонск обзавелся крупным химическим заводом всесоюзного значения и превратился из рабочего поселка в город. Значительно выросло и число судов торгового и рыболовецкого флотов, теперь суда строились огромными сериями на отечественных и зарубежных верфях, а спускаемые на воду серийные сухогрузы, танкеры и траулеры стали получать имена в честь городов.
Траулер "Волгодонск" в Лиепае, 1989 год. Фото - архив fleetphoto.ru.
В 1963 году дошла очередь и до Волгодонска. Тогда на судостроительном заводе «Ленинская кузница» (сейчас это предприятие известно как «Кузня на Рыбальском») был спущен на воду средний рыболовный траулер морозильный или сокращенно СРТМ «Волгодонск». В Волгодонске этот «рыбак» так и не побывал. В 60-80-ые годы траулер был приписан сначала Мурманску, а затем и к Ленинграду и вел промысел в Северной Атлантике. Уже в 90-е годы траулер был выкуплен дальневосточной рыбопромысловой компанией и совершил переход в Японское море. Там же в 1997 году траулер был сдан на лом.
Второй же «Волгодонск» до сир пор в строю. В декабре следующего 1964 года на воду на верфи Slovenske Lodenice n.p. в чехословацком Комарно был спущен сухогруз, при крещении сразу получивший название «Волгодонск». Судно представляло собой сухогруз с четырьмя трюмами, переназначенными для перевозки сыпучих и генеральных грузов. «Волгодонск» стал одним из первых представителей серии судов типа «Калининград», в 60-е годы составившие основу речного флота на реках европейской части СССР. Сухогруз представлял собой двухвинтовой сухогрузный теплоход с классическим расположением надстройки, жилых помещений, капитанского мостика на корме. Длина судна составляла 103 метра, осадка с грузом — 2,8 метров, водоизмещение с грузом — 2 800 тонн. Экипаж в составе 16 человек мог находиться в автономном плавании 16 суток.
"Волгодонск" под разгрузкой в Южном речном порту Москвы, 1986 год. Фотография из проспекта "Канал имени Москвы".
«Волгодонск» легко помещался в шлюзы Волго-Донского канала (стандартный размер шлюзовой камеры составляет 145 на 18 метров с ограничением по глубине в 4 метра). При некоторой доработке судно можно было выпускать в прибрежные воды Балтийского и Азовского морей. С 1962 по 1968 годы на чехословацкой верфи было построено более 100 судов данного типа. Многие из них все еще продолжают работать, среди них и «Волгодонск». С учетом массовости серии в Министерстве речного флота СССР было принято именовать новые сухогрузные суда в честь малых и средних городов СССР. В результате соседями «Волгодонска» на стапелях в Комарно стали «Ярцево» (город в Смоленской области), «Байкальск», «Гороховец», «Краснослободск», «Новокуйбышевск».
После постройки «Волгодонск» был приписан к порту Ростова-на-Дону, а большую часть службы теплоход провел в составе Волго-Донского речного пароходства. После спуска на воду и комплектования команды теплоход спустился вниз по Дунаю, прошел берегами Черного моря к Керченскому проливу, а оттуда теплоход прибыл к месту приписки.
В 1965 году «Волгодонск» совершил первый официальный визит в наш город, встав под загрузку зерном у причала элеватора. Если о постройке траулера «Волгодонск» в местных газетах было посвящено несколько строк, то прибытие сухогруза «Волгодонск» превратили в настоящий праздник. Этому событию была посвящена отдельная статья в городской газете «Ленинец»: «И вот уже причал заполнен до отказа. С развивающимся по ветру красным знаменем пришел отряд пионеров. Играет духовой оркестр. В 12 часов дня, пройдя 14-й шлюз, из-за поворота показался «Волгодонск». Грохнули якорные цепи. Капитан отдает последние распоряжения, и осторожно разрезав форштевнем волну, теплоход во всю свою 90-метровую длину застывает у станки причала. Теплоход полностью механизирован, автоматизирован, команде созданы все условия для работы и отдыха».
В следующие 45 лет «Волгодонск» прошел тысячи километров от Ростова до Москвы, Горького, Нижнего Новгорода и Ленинграда, регулярно заходя за грузами в Волгодонск. Теплоход за это время перевез десятки тысяч тонн зерна из Волгодонска к мельницам Горького, Рыбинска и Москвы. Теперь увидеть ветерана речного флота на Дону и Цимлянском водохранилище уже практически невозможно. С 2010 года «Волгодонск» поменял порт приписки с Ростова на Санкт-Петербург. Судно по-прежнему в строю, но его рейсы преимущественно ограничены Невой, Волго-Балтийским водным путем и средней Волгой.
На Дону же можно встретить совсем другой «Волгодонск». В 2017 году приписанный к порту Таганрог теплоход «Сибирский-1115» был переименован в «Волгодонск». Новый «Волгодонск» моложе старого «Волгодонска» (судно построили в 1981 году в Финляндии) и изначально строился как сухогруз типа «река-моря» для плавания по рекам и морским заливам в Западной и Восточной Сибири. В 2010 году несколько сухогрузов этого типа совершили переход на Дон. «Молодой» «Волгодонск» длиннее старого почти на 30 метров и может совершать переходы по внутренними морям. Например, в декабре 2021 года «Волгодонск» стоял с грузом зерна в окрестностях Стамбула.
Константин Прибрежный
Новости на Блoкнoт-Волгодонск