Станица Романовская имела «соленое» прошлое
Читайте также:
- В Цимлянской сыну императора налили вино, а в Романовской калмык Алешка показал цесаревичу золотистого коня (19.10.2020 20:04)
- В Волгодонск жители Красного Яра приехали на быках и грузовиках (11.05.2020 19:01)
- Время основания Романовской могли намеренно удревнить (29.09.2019 15:14)
- Добрые люди ишо летом на Маныч за солью съездили, а тебе все некогда было об этом подумать, - с укором сказала Дуняшка Мишке
«Тихий Дон. Книга четвертая»
Более чем 100 лет назад станицу Романовскую и Манычские озера соединял соляной тракт, по которому выпариваемая на озерах соль попадала на столы жителей Дона.
Сейчас обычная столовая соль считается рядовой добавкой к пище, а врачи часто советуют не увлекаться потреблением этого продукта. Но в позапрошлом веке соль имела на порядок большее значение. Соль была главным и самым доступным пищевым консервантом, а за обладание месторождениями соли всегда велась упорная и часто кровавая борьба.
Еще в начале 18 столетия донские казаки претендовали на обладание соляными промыслами на речке Бахмутке (современные города Бахмут и Соледар) в Донецкой области Украины. Конфликт вокруг месторождения между донцами и слободскими казаками стал одной из причин кровавого восстания Кондратия Булавина. Уже при Екатерине Великой донским казакам в качестве альтернативы была дарована привилегия на добычу соли из соленых Манычских озер.
Соль для внутреннего потребления в границах казачьих обществ освобождалась от пошлин, которые значительно повышали стоимость продукта во внутренних губерниях России. Манычская соль была самосадочной, то есть выпадающей из соляного раствора на дно и берега мелких озер.
Добыча соли была сезонной и начиналась во второй половине лета и, в зависимости от погоды, длилась до октября. Какого-то сложного оборудования она не требовала. В июле уровень озер начинал понижаться. Вода отступала, а кристаллики соли выпадали на дно. Прибывшие к соляным озерам казаки делили озера на участки по жребию. За добычей соли следил специально приставленный инспектор. Соляную смесь оставалось только выгрести на берег, просушить и грузить в возы. «Урожай» соли во многом зависел от погоды. Дождливое или наоборот слишком сухое лето значительно влияли на объемы и качество выпадающей в осадок соли.
Соль мало было добыть, основную трудность представляла ее доставка к потребителям. Манычские озера и вытекающая из них река Маныч пересыхали большую часть года и слабо были приспособлены для перевозки соли в баржах. В результате соль приходилось вывозить гужевым транспортом. Для этого от озер в первой половине 19 столетия было проложено два особых «соляных» шляха.
Первый и самый главный из них, начинался от слободы Маныч-Николаевской, где и жили соледобытчики. За станицей Великокняжеской (современный город Пролетарск) солевозная дорога разветвлялась на два направления. Первая дорога шла по направлению на северо-запад к станице Аксайской, вторая - поворачивала севернее к станице Константиновской. В ней вплоть до Революции находилась главная соляная биржа Дона.
Существовала и вторая солевозная дорога, проходившая восточнее. Она соединяла слободу Манычско-Грузскую со станицей Романовской. Протяженность дороги составляла около 123 верст или немногим более 130 километров. От Маныча дорога шла на север к станции Куберле и через станицу Кутейниковскую выходила к станице Романовской. По современным меркам Маныч-Романовскую солевозную дорогу можно было считать трассой только с большим допущением. Мостов через балки и реки, крупнейшей из которых был Сал, не было. Спасало только то, что ко времени начала вывоза соли с озер уровень воды в степных реках значительно падал, а некоторые из речек полностью пересыхали. Профиль дороги повторял все элементы рельефа, а единственным элементом благоустройства были несколько колодцев, проложенных вдоль трассы, позволявших пополнять запасы воды во время долгого пути через безводные степи.
В Романовской войсковое правление соорудило и соляной амбар, откуда соль распределялась и продавалась по округе. Из Романовки часть соли переправляли в соседнюю станицу Цимлянскую и по степным дорогам вывозили еще дальше на север. Перевозки соли по Дону с Романовской пристани большого значения не имели.
Соледобыча на Маныче была рентабельной при сохранении высоких пошлин на соль внутри страны и в отсутствие железных дорог, позволяющих доставлять соль в неограниченном количестве с крупных месторождений. В 80-е годы 19 столетия соляная монополия была отменена, тогда же на донской земле появились железные дороги. К этому времени добыча соли на Маныче достигала 16 тысяч тонн в год, после она начала падать. Для поддержания добычи на озерах были основаны две новые слободы, Манычско-Грузское и Манычско-Николаевское, упомянутые выше, заселенные крестьянами-переселенцами. На некоторых озерах были сооружены и плотины, позволяющие регулировать сток воды и скорость выпадения соли из рассола. Эти меры отчасти позволили стабилизировать добычу. Последний значительный рост добычи на Маныче пришелся на годы Гражданской войны, когда линия фронтов отрезала Дон от источников соли. Позднее регулярный сбор соли здесь прекратился. В настоящее время от Маныч-Романовской солевозной дороги на местности не осталось практически никаких следов .
Анатолий Козин
Новости на Блoкнoт-Волгодонск