Волгодонск Понедельник, 29 Мая
Телефоны рекламного отдела:8 (8639)27-03-07, 27-03-16, 8(938)146-17-63, 8(938)146-17-99

Информационный портал «Блокнот Волгодонска» – это не только самые свежие и интересные новости города, но и своеобразный справочник Волгодонска, который помогает найти нужный товар и услугу или партнеров по бизнесу.

Наш портал работает ежедневно и круглосуточно. Здесь вы можете узнать о самых интересных событиях в жизни города, а также активно участвовать в обсуждении прочитанного.

Хотите быть в курсе всего? Начинайте свой день с нашим сайтом.

Топ-5 самых интересных и интригующих краеведческих историй о Волгодонске

Общество, 02.01.2017 09:15

На страницах «Блокнота Волгодонска» с 2015 года ведется рубрика «О тебе, любимый город». В ней мы размещаются фотографии и статьи об истории города и его окрестностях. В материалах раздела рассказывалось как об истории самого Волгодонска, так и об истории местности, на которой и возник наш города. В завершении 2016 года можно подвести итоги нашей рубрики и вспомнить наиболее интересные материалы.

Вокзал Волгодонска оказался родом из Элисты

35_full.jpeg
У вокзала Волгодонска нашелся предшественник. Им оказался вокзальный комплекс в Элисте. Как выяснилось из документа, опубликованного архивным управлением города, проект вокзала в столице Калмыкии послужил основой для строительства аналогичного сооружения в Волгодонске. Старый одноэтажный вокзал, построенный одновременно со станцией перестал справляться с пассажиропотоком и не мог больше служить главными транспортными воротами города.  

В решении  строительстве есть интересная деталь. В нем прямо указывается город, вокзал которого использовался как основа для Волгодонска. Им стал вокзал столицы Калмыкии, Элисты, открытый в 1969 году. На фотографиях он отлично соотносится с вокзалом Волгодонска. При адаптации проекта в Волгодонске в СКЖД решили использовать типовой проект. Изменения коснулись размеров здания – «крылья» вокзала были удлинены, по иному было решено и оформление фасадов вокзала. В Элисте фасад вокзала украсили барельефом, а в Волгодонске − электромеханическими часами, производства ГДР. Иной оказалась и конструкция кровли над залом ожидания. Для автобусной станции был добавлен капитальный навес.  В Волгодонске при отделке вокзала использовались и более дорогие материалы: полы из мрамора и гранита, подвесные потолки из алюминиевых профилей, полированные оконные стекла.

Кто, когда и зачем копал донские котлованы в Волгодонске и Цимлянске

7.jpg

Местом отдыха сотен, или даже тысяч горожан на все лето часто становятся «котлованы» – искусственные озера или заливы Дона. При проектировании Цимлянской ГЭС плотину предполагалось намыть из песка, который брался тут же из поймы Дона. Вся долина реки, шириной в 14-20 километров, была сложена речными наносами и на протяжении многих тысяч рек, с конца последнего ледникового периода, создавалась течением Дона или его рек предшественников. Намыв плотины позволял значительно сократить и упростить сроки строительства гидроузла – песчаное ядро позволяло сравнительно дешево и быстро механизировать весь процесс сооружения тела плотины.

Цимлянскую плотину одновременно намывали до 11 земснарядов, выполнивших до 70% земляных работ по формированию насыпи плотины. В зависимости от времени работ, гранулометрический состав грунта на отдельных участках работало от 4 до 8 земснарядов. По мере завершения работ суда передавали с одного котлована к другому. Наиболее крупный участок работ предстоял правобережный участок плотины, разбитый на семь отдельный участков намыва – от Цимлянской ГЭС до Цимлянска. Песок для плотины намывали из Цимлянского котлована и расширенного участка русла Дона перед строящимся железобетонной плотиной Цимлянской ГЭС. Стоит выделить и другие два крупнейших карьера – котлованы №9 и 10а, из песка которых была намыта основная часть плотины на левобережье Дона. Плотина в этой части стройки была разделена на 16 отдельных участков намыва. Девятый карьер вскоре стали называть в честь рабочего поселка Новосоленовский, а карьер 10а по близлежащему шлюзу позже назвали пятнадцатым котлованом. Земснарядами также был пройден нижний уровень судоходного канала от Дона до шлюза №15, а также намыты защитные дамбы будущего речного порта. Работы на последнем объекте проводились в самом конце стройки, при наполнении водохранилища.

Почему «Мирный атом» переехал из Цимлянска в Волгодонск

mirnyy-atom.jpg

Монумент «Мирный атом» рядом с ДК имени Курчатова прочно вошел в сознание горожан как один из символов, олицетворяющих наш город. Вид памятника растиражирован на сотнях и тысячах фотографиях, открытках, значках. Кажется, что представить завершение проспекта Строителей без «Мирного атома» просто невозможно. Между тем, изначально памятник располагался в 20 километрах от центра нового города, перед зданием аэровокзала аэропорта «Волгодонск».Но через некоторое время «Мирный атом» был перенесен в Волгодонск. На новом месте памятник полностью сохранил свой облик. Постамент монумента был выполнен также как и в Цимлянске, сохранив наклонные боковые стенки. По первоначальному проекту, форма постамента перекликалась с видом навигационной башни аэровокзала и наклонных стенок здания. Перенос памятника был согласован и с его автором, Юрием Александровым, одобрившим новое место размещения своего детища. «Мирный атом» за несколько лет по-праву стал одним из символов Волгодонска, без которого невозможно представить наш город. Во многом спонтанное решение чиновника в итоге спасло монумент, которому грозило разграбление и забвение после закрытия волгодонского аэропорта в начале 2000-х годов.

Ростовская АЭС построена на месте древних курганов и кладбищ

sizenov-yu.f.-_-volgodonsk-noyabr-1977.-izyskaniya-dlya-atomnoy-stantsii-_-11.03.2016_01.jpg

Строительная площадка Ростовской АЭС находилась на территории древних захоронений. С таким утверждением выступил волгодонский историк Анатолий Чалых. Это следует из свидетельств очевидцев, которые когда-то участвовали в подготовке строительной площадке АЭС. В распоряжении Анатолия Чалых оказались документальные воспоминания главного инженера экспедиции Горьковского ТЭПа Юрия Сизенова. В 1977 году эта экспедиция была направлена в Харсеев Дубовского района. По результатам обследования, она должна была подготовить отчет о результатах гидрогеологических работ по постоянному хозяйственно-питьевому водоснабжению Волгодонской АЭС. 

По свидетельству Сизенова, на будущей строительной площадке АЭС он встретил Александра Семенова, который представился научным сотрудником Эрмитажа. Он возглавлял свою археологическую экспедицию по раскопкам хазарского периода истории Ростовской области. Для раскопок у гидрологов попросили бульдозер. Те пошли навстречу и два-три часа в день бульдозер работал на раскопках. В итоге работа увенчалась успехом: в кургане «царского типа» на глубине в несколько метров археологи нашли скелет женщины на коне II века н.э. По заключению археологов, это была знатная сарматка. При ней также обнаружили золотые пуговицы от одежды. По всей видимости, это захоронение было ограблено еще в древности.

«Рассказывая о раскопках других курганов, Семенов указал, что площадка Ростовской АЭС – это древнее кладбище», - написал в своих воспоминаниях Юрий Сизенов.

– Это место являет собой комплекс захоронений разных этносов, проживавших в этой части донской равнины, - прокомментировал  эту информацию Анатолий Чалых. – Междуречье Волги и Дона являлось центром (узловым пунктом) Великого Шелкового пути, – тому подтверждение крепость Саркел левобережная (834-965-1117) возле РоАЭС с культурным слоем почти в 3 метра! Фактически здесь находятся наслоения различных культурно-исторических эпох со времен бронзового века: сарматские, хазарские захоронения, средневековые «царские» курганы, татарские, а затем и казачьи погосты. Этим объясняется большая плотность могильников. Так что можно сказать, что золото хазар копали экскаваторами. И это выражение не миф,  а «след», который приведет  к «золоту Трои», найдя своего Шлимана. Это уже будет удел других – мы передаем эстафету поиска следующему поколению. Дерзайте, молодежь! 

Как выглядел первый герб Волгодонска

staryy-gerb-volgodonska.png

В сентябре 2015 года Волгодонск незаметно встретил юбилей одного события – 20 лет назад был утвержден герб и флаг Волгодонска. В качестве официальных символов город получил герб в цветах флага Ростовской области с казачьими бунчуками, якорем и тюльпаном, как центральным элементом композиции. Флаг также вобрал в себя основные композиционные элементы герба города. Старый вариант герба города, эпизодически использовавшийся до 1991 года, с этого момента оказался всеми забытый.

Вопрос о необходимости создании геральдических символов города возник еще в середине 80-х годов, тогда же появились и несколько достаточно удачных вариантов герба города, один из которых даже была размещен на некоторых архитектурных элементах в центре Волгодонска. Официальное описание герба звучало следующим образом:

Русский (правильнее французский – «Блокнот») щит, разделенный по вертикали на равные по величине поля голубого и красного цветов. Красный фон щита – это цвет победившей социалистической революции. Голубой цвет – цвет воды Дона. Дон же символизировали и две волнистые горизонтальные линии в нижней части щита. Половина шестеренки и атомные орбитали отсылали к атомному машиностроению (т.е. заводу «Атоммаш») и строящейся Ростовской АЭС. Синий и красный фоновые цвета были одними из самых распространенных колористических решений на гербах городов РСФСР, повторяя основные цвета флага союзной республики.

«Сине-красный» герб города эпизодически употреблялся при проведении некоторых городских мероприятий. Герб был нарисован и на небольшой, ныне снесенной стелле, при въезде в новый город со стороны путепровода (картинка герба, показанная выше, как раз и была нанесена на памятный знак). 

Новости на Блoкнoт-Волгодонск
  Тема: Итоги года 2016 в Волгодонске  
история Волгодонска
6
0
Народный репортер + Добавить свою новость

Топ 10 новостей

ПопулярноеОбсуждаемое