Волгодонск Пятница, 29 марта
Общество, 04.08.2016 12:41

В Калмыкии обнаружен прародитель вокзала Волгодонска

В Калмыкии обнаружен прародитель вокзала Волгодонска

Элистинский вокзал, фото конца 80-х годов.

У вокзала Волгодонска нашелся предшественник. Им оказался вокзальный комплекс в Элисте. Как выяснилось из документа, опубликованного архивным управлением города, проект вокзала в столице Калмыкии послужил основой для строительства аналогичного сооружения в Волгодонске.

В 1966 году железнодорожную станцию в городе посетил начальник Северо-Кавказской железной дороги Александр Кимстач. Во время встречи с коллективом станции он сообщил, что в Волгодонске планируется построить новый железнодорожный вокзал. От этого обещания до начала строительства прошло более 7 лет. За это время городу успел сильно измениться. Из небольшого промышленного центра с населением меньше Сальска Волгодонск после начала строительства «Атоммаша» за два-три года дорос до стотысячного города. Кратно увеличились и объемы пассажирских перевозок.

Старый одноэтажный вокзал, построенный одновременно со станцией перестал справляться с пассажиропотоком и не мог больше служить главными транспортными воротами города. К слову, зал ожидания старого вокзала, объединенный с билетными кассами, по площади был не больше большой комнаты в частном доме. Техническое задание на проектирование вокзала должно было учитывать и новую географию города. В 1950 году от поселка до вокзала было несколько километров пыльной дороги, а к 1970 году город вырос к самой станции. Проектом сразу предусматривалось и перенос к привокзальной площади автобусной станции местных и межобластных перевозок. О том, что город будет строить совмещенный авто и железнодорожный вокзал, впервые сообщил в ноябре 1971 году в интервью в местной газете Юрий Федерякин, на тот момент заместитель председателя горсовета на общественных началах.

kMBM8f8.jpg

Привокзальная площадь, старый вокзал. Автор фотографии − Евгений Сагин

Окончательное решение о строительстве вокзала было принято в 1975 году. В конце июня 1975 года в адрес городского Совета пришло письмо из управления Северо-Кавказской железной дороги о  разрешении строительства в Волгодонске совмещенного авто-железнодорожного вокзала. 10 июля 1975 года вышло соответствующее решение исполкома горсовета, санкционирующее начало строительства. К строительству вокзала в 1976 году приступил Строительно-Монтажный поезд-550 (СМП) «Севкавтрансстроя».

Перед началом стройки предметом спора между железнодорожниками и горсоветом стало место привязки вокзала на местности. Генеральный план города, принятый еще до начала строительства «Атоммаша», предусматривал размещение пассажирского вокзала в створе улицы, отходящей от парка и площади Победы (фактически и вокзал, и привокзальная площадь должны были размещаться на площадке от нынешнего караоке-клуба «Соло» до остановки Насосная). Железнодорожников такой вариант не устраивал – перенос вокзала требовал изменения конфигурации станции и переноса части приемо-отправочных путей. К тому же с началом строительства первых общежитий по нынешней улице 50 лет СССР, выходящей к уже существующему вокзалу, композиционная ось формировалась сама собой.

станция.jpg

Решение исполкома горсовета Волгодонска о строительстве нового вокзала, источник − архивный отдел города на сайте администрации Волгодонска

В решении о разрешении строительства есть интересная деталь. В нем прямо указывается город, вокзал которого использовался как основа для Волгодонска. Им стал вокзал столицы Калмыкии, Элисты, открытый в 1969 году. На фотографиях он отлично соотносится с вокзалом Волгодонска. При адаптации проекта в Волгодонске в СКЖД решили использовать типовой проект. Изменения коснулись размеров здания – «крылья» вокзала были удлинены, по иному было решено и оформление фасадов вокзала. В Элисте фасад вокзала украсили барельефом, а в Волгодонске − электромеханическими часами, производства ГДР. Иной оказалась и конструкция кровли над залом ожидания. Для автобусной станции был добавлен капитальный навес.  В Волгодонске при отделке вокзала использовались и более дорогие материалы: полы из мрамора и гранита, подвесные потолки из алюминиевых профилей, полированные оконные стекла.

0_f226a_545f6c55_orig.jpg

Элистинский вокзал, фотография из живого журнала Ильи Буяновского

Поэтому в новый генплан уже «задним числом» внесли строящийся вокзал. Проект вокзала дорабатывали перед и в процессе строительства. По первоначальным планам вокзал должен был состоять из центрального стилобата с залом ожидания на втором этаже и двумя крыльями с техническими и бытовыми помещениями станции. Особенностью проекта стал высокий перрон, по которому пассажиры сразу могли попасть в зал ожидания. Старое здание вокзала оставалось в стороне или подлежало сносу.

2.jpg

Вокзал строится. Фото из фондов Волгодонского эколого-исторического музея.

В перспективе, при условии роста интенсивности пассажирского движения допускалось строительство дополнительных перронов для второго и третьего путей. Но после начала стройки все же решили надстроить старый вокзал вторым этажом, облицевать его плиткой и соединить общей крышей-навесом с крылом нового корпуса вокзала. Рядом со старым вокзалом была построена и башня с прожекторами на верхней площадке. В неузнаваемом виде первый вокзал был встроен в новый вокзальный комплекс.

Вокзал строился на двух уровнях. Верхний уровень и самый большой зал ожидания занимали службы железнодорожного вокзала, нижний – автовокзал с открытой площадкой ожидания под навесом. Уже в первой половине 80-х годов с автовокзала в сутки отправлялось более полутора тысяч человек. В 1981 году автобусами было перевезено 265 тысяч пассажиров, в 1982 году − 280 тысяч, а в 1983 году уже 471 ты­сяча человек.

Новости на Блoкнoт-Волгодонск
  Тема: О тебе, любимый Волгодонск  
железнодорожная станция ВолгодонскаяИстория Волгодонска
0
0
Народный репортер + Добавить свою новость