«Волгодонск - город творческий, но хаотичный»: художница Любовь Донцова
Читайте также:
- «Блокнот» провёл один день в рядах спасателей Волгодонска (27.12.2020 14:57)
- Миллион рублей выиграл волгодонец Михаил Бабкин в телешоу «Миллион на мечту» (26.12.2020 18:55)
- «Лучший ваш подарочек – я»: шикарная Снегурочка из «Блокнота» подготовила волгодонцам сюрприз (26.12.2020 15:44)
В рубрике «Лица города» художница, дизайнер, а также преподаватель из Волгодонска Любовь Донцова, чьи работы регулярно занимают призовые места на всероссийских и международных конкурсах.
Любовь Донцова является важнейшей фигурой в культурной жизни Волгодонска. Она состояла в правлении «Союза художников Волгодонска» с момента создания организации, а в данный момент является председателем правления ростовского регионального творческого объединения «Лик». На счету Любови Донцовой более 150 картин, более 200 студентов-выпускников школы дизайна «Диапазон», ее выставки и работы представлены во многих городах России и даже за рубежом. В эксклюзивном интервью «Блокноту» Любовь Николаевна поделилась историей своей жизни, ее сложными этапами, а также секретами творчества и мнением о состоянии культурной составляющей Волгодонска.
Когда и где вы родились? Кто ваши родители? Как прошло ваше детство? Кем мечтали стать?
Я родилась 8 ноября 1957 года в селе Большая Буконь Семипалатинской области в Казахстане. Я русская, наша семья была сослана в Казахстан после революции. Детство было замечательное, советское. У меня очень радостные воспоминания о детстве. Жили небогато, но дружно. Папа - мастер спорта по велогонкам и лыжам, мама работала в кадрах. Конкретной мечты у меня не было, ходила на многие кружки, хотелось все попробовать, однако к старшим классам занялась спортивным ориентированием. Играла в баскетбол, занималась художественной гимнастикой, а также пулевой стрельбой.
Любовь Донцова. 1967 год.
Какое у вас образование? В каком возрасте и при каких условиях вы поняли, что живопись - это ваше?
После окончания школы я год работала лаборантом в кабинете изобразительного искусства строительного техникума, и встреча с преподавателем Зайцевым определила мой выбор. Так, я поступила в педагогический институт на художественно-графический факультет. Сейчас со мной пытаются связаться из Семипалатинска по поводу моей дипломной работы, так как мое исследование затрагивало архитектурный декор города. В 2012 году поступила в Ростове-на-Дону в ЮФУ на специальность «Разработка рекламных продуктов и дизайн-проектирование» для преподавания данных дисциплин, а также для использования данных знаний и умений на практике. Мне присылают студентов из «Волгодонского техникума информационных технологий, бизнеса и дизайна имени В. В. Самарского», которых я практикую по графическому дизайну. Также я разрабатываю афиши, баннеры, пригласительные, каталоги и другую полиграфическую продукцию для проведения выставок в рамках моей текущей должности - председателя правления ростовского регионального творческого объединения.
Любовь Донцова с отцом. 1968 год.
Когда вы переехали в Волгодонск? Почему выбрали именно этот город?
В Волгодонск я приехала в 1981 году после окончания института. Я вышла замуж, мой муж окончил школу милиции, и его перераспределили в Волгодонск. Мы оказались в незнакомом городе с двумя чемоданами и моим этюдником, который сначала выполнял роль стола в однокомнатной квартире.
Расскажите о вашей жизни сегодня. Чем вы занимаетесь? Какие должности занимаете? Что входит в ваши обязанности? Хватает ли вам времени на творчество?
На данный момент я являюсь председателем правления ростовского регионального творческого объединения «ЛИК», руководителем студии живописи и дизайна, а также преподавателем дисциплин по дизайну. В студии могут заниматься все, кто причастен к творчеству, а также те, кто желает научиться чему-то с нуля. На мне практически все: выставочная деятельность, бухгалтерия, отчетная деятельность, помощь во вступлении в организацию новых членов, число которых сейчас достигло 34 человек. Половина участников из разных городов и регионов России. Так или иначе, хочется больше времени на творчество, но тем не менее мне интересна вся моя деятельность, я этим живу.
Расскажите о своей семье и друзьях. Поддерживают ли они ваше творчество и работу?
У меня взрослая талантливая дочь. Она - мой главный и строгий судья в творчестве, которая всегда меня поддерживает. В связи с тем, что я преподавала дизайнерское искусство, у меня более 200 студентов-выпускников, с которыми я поддерживаю связь. Они работают дизайнерами во многих городах России: Москве, Санкт-Петербурге, Ростове, Волгодонске.
Любовь Донцова с дочкой Екатериной. 1999 год.
Комфортно ли развиваться творчески в Волгодонске? Какие плюсы и минусы вы видите в городе? Как вообще, по вашему мнению, обстоят дела с культурой в Волгодонске?
Волгодонск - очень творческий город. Если повнимательнее его рассматривать, здесь можно найти множество заинтересованных в творчестве людей. Нередко мне удавалось встречать творческих волгодонцев в других городах России. Однако, по моему мнению, в городе не хватает хотя бы небольшой современной галереи, в которой горожане имели бы возможность духовно обогащаться, развиваться, отдыхать. Кроме физического потребления пищи человеку, вне зависимости от возраста, необходима и пища духовная. У меня множество идей и проектов по развитию творчества в Волгодонске, и я буду рада, если их удастся осуществить. На собрании микрорайона №18 мною была озвучена идея по улучшению внешнего вида микрорайона, которая была поддержана председателем волгодонской городской Думы Сергеем Ладановым. Теперь в планах арт-объект в данном микрорайоне, посвященный ветеранам Великой Отечественной Войны, труженикам тыла и заслуженным строителям. Надеюсь, что все получится. Также считаю, что в Волгодонске нет профессионального подхода к эстетическому внешнему облику города, цельности и структурности. Он хаотичен и не упорядочен.
Ваша работа приносит вам удовольствие?
Если бы мои занятия не приносили мне удовольствия, я бы этим не занималась. С возрастом акцент сместился с материальных ценностей в пользу духовных.
В каких жанрах вы работаете? Какой из них самый любимый? Сколько у вас работ? Что для вас вдохновение?
Пишу в различных жанрах, в основном портрет-образ. Есть и сюжетные философские направления. Присутствует натюрморт, крайне редко пейзаж. Портрет-образ, пожалуй, самый любимый. У меня 150 работ, а также 6-7 незаконченных. Что касается идей, то чем больше у человека накопленного жизненного опыта, тем больше и идей. Они, словно зерна, попадают в почву - так и рождаются произведения. Как правило, я не знаю, что в итоге получится. Есть только замысел. Видеть конечный вариант, я считаю, можно лишь в двух случаях: в процессе обучения, а также при работе на заказ. У сформировавшегося творческого человека произведение «рождается» как раз-таки с вдохновением. В основном работаю ночью, потому что ничто не отвлекает, можно погрузиться, уединиться. Работаю акварелью, гуашью, витражными красками. С 2014 года много работаю пастелью. Я не понимаю художников, которые пишут всю жизнь в одном направлении. Сложно развиваться, если не пробовать разные техники.
В одном из интервью вы рассказывали о сложном периоде вашей жизни, который повлиял на творчество. Что случилось и как именно это отразилось на работах?
В январе 2013 года со мной связались по телефону мошенники, которые с помощью психологии «зомбировали» людей. Если в течение пяти минут не положить трубку, то человек, вне зависимости от образования или пола, попадал «на удочку». Это же касалось и людей творческих - они особо восприимчивы к такому роду манипуляций. Люди на том конце провода знают, за какие ниточки потянуть: затрагивались личные темы о семье, матери, детях… Их жертвы оставались по итогу без квартир, уходили из жизни, однако меня спасло искусство, мое творчество. С тех пор я начала работать пастелью и в направлении мистический символизм.
Стала ли пандемия и период самоизоляции для вас испытанием?
Определенно на меня это как-то повиляло, но не скажу, что кардинально. Раньше была привычка куда-то бежать, искать идеи, чем-то вдохновляться. В период самоизоляции пришлось задаться вопросом - «Что можно найти рядом?». И я нашла. Закупилась фруктами, рисовала их и съедала. Так получилась целая серия работ под названием «фруктомания», в ходе которой я написала 15 картин.
Какие у вас проходили выставки? Что проходит в данный момент?
Первая моя выставка, прошедшая за пределами Волгодонска, была в Ростове. В 2017 мои работы были представлены в Москве. Были выставки в Санкт-Петербурге, а также на международных конкурсах. В 2019 году я вступила в Москве в Евразийский Художественный Союз, откуда мои работы попали в Испанию, в Барселону. Сейчас в Волгодонске проходит моя выставка под названием «Контрасты». В ней сочетаются работы, написанные яркими масляными красками и работы, написанные пастелью - они в противовес нежные, очень тонкие, душещипательные. Так, разная техника предполагает разные подходы и понимание.
Как вы относитесь к критике?
Особой критики в свой адрес не получаю. Максимум, дочь поделиться своим мнением, и я к ней прислушаюсь. Но я готова к любому мнению, мне это интересно. Вообще, я всем советую: после завершения работы уберите ее, а затем посмотрите на нее под другим ракурсом. Настоящий художник всегда найдет, что исправить или подправить.
Имеете ли вы какую-то финансовую выгоду от своих работ? Приходилось ли вам работать в рамках контракта? Сложнее ли выполнять работы на заказ? Некоторые современные художники работают на заказ, им приходят предложения из разных уголков земли, они неплохо оплачиваются. Как вы к этому относитесь?
Сейчас почему-то считается, что в творчество не нужно вкладываться: нет спонсоров, меценатов, инвесторов. Членам нашего объединения приходится самим вкладывать средства: на баннеры, пригласительные, транспортировку. Инструменты, используемые для написания картин, также дорогостоящие: холст, краски - все это имеет свою цену. Однако я не понимаю людей, которые говорят, что в силу своих финансовых возможностей они не собираются писать, к примеру, более одной картины в месяц. Творчество - это такая вещь, которую невозможно удержать. Это потребность. У меня был опыт написания портретов на заказ, занималась реставрацией.
Сегодняшнее время можно описать, как время умелых маркетологов и потребителей, от которого мы должны уйти, иначе погибнем. Все зависит от того, как ты преподнес свой продукт. Он перестал иметь художественной ценности, он имеет лишь ценник. Главное, как говорят, умело его «втюхать». Сегодня меряются не художественной ценностью приобретенной картины, а ее стоимостью.
Что посоветуете юным художникам, которые захотят добиться таких же высот, как вы, а может быть, даже прыгнуть выше? Подрастающее поколение способно продолжить славную традицию?
Подрастающему поколению я бы посоветовала не увлекаться подражанием. Нужно делать что-то свое, пусть даже по началу «корявенькое». Начинать нужно с малого. На своих занятиях я говорю: уберите линейку, ее нельзя использовать в живописи. Рисуйте «от себя», используйте эмоции и впечатления. Задания в духе «нарисуйте то, что у вас ассоциируется с желтым цветом» заставляют человека фантазировать, включать воображение.
Андрей Мордвинов
Новости на Блoкнoт-Волгодонск