Волгодонский «Атоммаш» поставит 12 атомных реакторов для российских и зарубежных АЭС
ВВЭР-1200 для Белорусской (Островецкой) АЭС
«Атоммаш» поставит реакторное оборудование для 12 энергоблоков 5 АЭС в России и за рубежом, сообщили «Блокноту Волгодонска» в пресс-службе «Атомэнергомаша».
В число 12 реакторов входит и отгруженный на прошлой неделе ВВЭР-1200 для первого блока Белорусской (Островецкой АЭС). Помимо Белорусской АЭС, «Атоммаш» займется производством реакторных установок для Курской АЭС-2 и Балтийской АЭС в России, АЭС «Аккую» в Турции и АЭС «Куданкулам» в Индии.
12 блоков включают в себя реакторы трех типов: ВВЭР-1200 пойдут на АЭС в Белоруссию, АЭС «Аккую» и Балтийскую АЭС. Реактор предыдущего поколения – ВВЭР-1000 – будет поставлен на третий блок АЭС «Куданкулам» в Индию. Реакторы нового поколения – ВВЭР-ТОИ – «Атоммаш» изготовит для Курской АЭС-2, строительство которой началось в 2014 году. На заводе уже начали обработку обечайки для первого экспериментального образца ВВЭР-ТОИ.
Обечайка реактора ВВЭР-ТОИ
Отдельно в списке контрактов завода стоит исследовательский реактор на быстрых нейтронах для НИИ атомных реакторов в Димитровграде, начало производства которого запланировано на первую половину 2016 года. В перспективе завод в составе головной компании «АЭМ-технологии» может получить заказы для АЭС в Бангладеше, Иордании и Финляндии. По словам директора по производству Волгодонского филиала «АЭМ-технологии» «Атоммаш» Виталия Шишова, завод обеспечен заказами до 2025 года. К 2018 году «Атоммаш» планирует выйти на производство 3 комплектов реакторного оборудования в год в кооперации с карельским «Петрозаводскмашем» (реактор + 4 парогенератора + сопутствующее оборудование), а с 2018 года — на производство 4 комплектов.
За три года структура выручки «Атоммаша» «перевернулась». По словам Виталия Шишова, в настоящее время на атомную тематику приходится 80% выручки предприятия, а ведь еще в 2009 году на оборудование для АЭС приходилось 10% выручки предприятия, а на нефтепереработку и нефтегазохимию – 80%. Если атомные реакторы во многом являются символом завода, то по весу отгруженного оборудования лидируют парогенераторы для атомных станций, транспортные шлюзы, ловушки локализации расплава и другое оборудование.
Транспортный шлюз для Нововоронежской АЭС-2
За счет заказов «Росатома», «Атоммаш» превзошел объем производства «энергомашевского» периода. Выручка предприятия выросла до 6,5 миллиардов рублей (прогноз на 2015 год, прогноз на 2016 год в компании не раскрывают) по сравнению с 3,8 миллиардами рублей, в 2013 году и 4 миллиардами в 2014 году (под контроль «Росатома» «Атоммаш» перешел в 2012 году). На предыдущем пике развития в 2009 году выручка завода достигала 3,8 миллиарда рублей. Увеличилась и численность занятых на заводе. После перевода под «АЭМ-технологии» всех активов «Энергомашкопорации» в Волгодонске и приглашения новых рабочих и инженеров, численность занятых на «Атоммаше» достигла 2500 человек (но пика численности занятых в 2900 человек после 90-х годов завод еще не достиг).
Участок «чистой сборки» парогенераторов
В ближайшее время долю отгрузки продукции по неатомным заказам планируют довести до 30%. Вторым по значимости источником заказов для завода является нефтеперерабатывающая промышленность. Здесь завод сохранил свою специализацию в производстве сложного колонного и реакторного оборудования для нефтепереработчиков, приобретенную еще во времена «Энергомаша». Сейчас главным заказчиком является Орский НПЗ в Оренбургской области. Для него завод изготовляет два реактора гидрокрекинга и ректификационную колонну для переработки нефти. Еще одну подобную колонну «Атоммаш» производит для Московского НПЗ «Газпром-Нефти». Из других крупных заказчиков «Атоммаша» выделяется «Лукойл» – для него завод производит вторую партию опорных свай общим весом в 4 тысячи тонн для нефтедобывающей платформы на Каспийском море. Второе перспективное направление работы в «АЭМ-технологиях» связывают с производством шиберных задвижек для магистральных нефтепроводов. В конце 90-х шиберные задвижки едва не стали одной из основных специализация завода, но потом их производство было свернуто, а заказы от «Транснефти» ушли к более удачливым конкурентам. На «Атоммаше» после завершения всей процедуры сертификации и поэтапному освоению компонентов шиберных задвижек надеются запустить их поточное производство с 2017 года.
Часть сваи для нефтедобывающей платформы на Каспийском море
Несмотря на рост загрузки предприятия, проблема избыточных площадей на заводе никуда не делась. Сейчас производственным «сердцем» завода остается корпус №1. Частично компенсировать уменьшение станочного парка за предыдущие годы удалось достичь за счет автоматизации и модернизации существующего и приобретения нового оборудования. Два главных пролета заняты производством оборудования для АЭС, вторая часть корпуса – оборудования для нефтехимии. Второй главный корпус №4 фактически пустует – в нем остались заготовительное и механическое производства, но и их планируется перевести в корпус №1. Заводу все равно необходимо наращивать объемы выручки. Для сравнения, выручка второго по размеру машиностроительного предприятия Волгодонска – «Атоммашэкспорта» – находится в пределах 3 миллиардов рублей, при том, что мощности и численность занятых на предприятиях могут различаться в несколько раз.
В компании пытаются найти способы использования пустующих площадей, но пока без особого успеха. Большие надежды возлагались СП между французской компанией «Альстом» и «Атомэнергомашем» по сборке тихоходных турбин для АЭС и производству части комплектующих для них. По первоначальным планам, СП хотели разместить на свободных площадях в корпусе №4. Проект был анонсирован несколько лет назад, но пока его фактическая реализация в Волгодонске так и не началась. Между сторонами продолжаются переговоры, но сроки развертывания сборки турбин не называются.
Новости на Блoкнoт-Волгодонск