Волгодонск Пятница, 19 апреля
Общество, 25.04.2019 09:56

«Я знаю, я чувствую: я на своем месте»: учитель года Ольга Бокова

В рубрике «Лица города» - учитель русского языка и литературы школы №21, победитель конкурса «Учитель года-2019» в Волгодонске Ольга Бокова.

Ольга Бокова окончила Ярославский Государственный педагогический университет им. К.Д.Ушинского, имеет специальность «Учитель немецкого языка, русского языка и литературы». В профессии Ольга Владимировна уже 20 лет. В этом году она завоевала титул «Учитель года-2019». О тонкостях конкурса и работе с детьми в интервью «Блокнот Волгодонск». 


Вы считаете, что учитель - ваше призвание?

Когда учитель, проработав немалое количество лет в школе, испытывает радость и удовлетворение от своей профессии, можно с уверенностью сказать, что это его призвание. Я знаю, я чувствую: я на своем месте. Это моё! Когда получаю весточки-поздравления от учеников, ставшими уже капитанами полиции, учителями, косметологами, да что там говорить, просто хорошими людьми, я четко осознаю: все мои старания и труды не напрасны!  Я живу не зря! С уверенностью могу сказать о себе словами Д. И. Менделеева «Вся гордость учителя в учениках, в росте посеянных им семян...»

Кто или что повлияло на выбор вашей профессии?

Заканчивая одиннадцатый класс, я уже для себя твердо решила: буду работать с детьми. Только я колебалась между выбором профессии учителя и воспитателя. Решила все за меня мой учитель немецкого языка, Бравая Ирина Николаевна. Она пригласила к себе в кабинет и сказала, что «выбила» мне целевое направление в Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д.Ушинского на факультет иностранных языков. А так как кроме немецкого языка я очень любила русский язык и литературу, остановила свой выбор на специальности «учитель немецкого языка, русского языка и литературы», так сказать убила двух зайцев.

Поздравление с Днем учителя.jpg

Как давно вы в профессии, изменилась ли ваша жизнь с работой в школе?

Уже свыше 20 лет работаю я учителем и считаю, мне крупно повезло в жизни. Мое становление как учителя происходило за семь тысяч километров от Москвы, в суровом Забайкальском крае, в маленьком военном гарнизоне Даурия, куда я переехала на место службы мужа-офицера сразу после окончания педагогического университета. Полная надежд, оптимизма и уверенности в своих силах, я пересекла порог обычной общеобразовательной школы. Естественно, учителей в гарнизонах в то время не хватало. Помимо 36 часов немецкого языка, русского языка и литературы, я получила «бонусом» 7Г класс, так сказать, в личное пользование. Класс был отнесен в непонятную в то время для меня категорию «класс компенсирующего обучения». Основной контингент составляли не дети из офицерских семей, а дети коренных забайкальцев-бурят. Это были другие дети, не такие, которые живут в больших городах. Многие из обучающихся толком не умели на русском языке писать, не говоря уже о немецком.

С чего начать?  Сначала я наивно полагала, что моя первостепенная задача - донести до детей прочные знания. Но, как оказалось, мои знания никто и брать-то не хотел. И тут я поняла: нужно сначала постараться стать для них психологом, другом, наставником, классной мамой, в конце концов. Да, оказалось сложно установить контакт с детьми, не видевшими родительской заботы и ласки, с детьми, которые привыкли к тому, что они – дети «второго сорта». Они не хотели принимать меня как учителя. Ученики, словно дикие озлобленные звереныши, видели во мне неприятеля. Моя цель была проникнуть в их замкнутый, черствый мир, достучаться до сердец и растопить их, как масло, а потом уж и знания приложатся. На первых уроках мы разговаривали обо всем, знакомились. В основном говорила я. Ведь учитель русского языка и литературы, как никто другой, может правильно подобрать и выстроить нужные слова. Великая сила слова творит чудеса! Я рассказывала им, как живут в больших городах, какой ходит транспорт, какие есть профессии. Говорила о своих походах в кино, театр, поездках за границу. Затем и дети стали рассказывать о себе, свои маленькие истории. Маленькими, но уверенными шажками мы шли навстречу друг к другу. Я практически жила в школе (благо у мужа «служба и опасна и трудна»). Внеклассные мероприятия. Бесконечные репетиции. Совместные праздники. Походы. Наши первые грамоты. Наши первые победы. Уже через два годы с моего класса была снята категория «класса коррекции». Слезы радости от того, что мы «растем»! Растем вместе!

Вы строгий учитель или добрый друг?

Я, скорее, добрый друг. Быть строгим учителем у меня как-то сразу не получилось, думаю - не стоить и начинать. А вообще, я стараюсь быть партнером своих учеников. Ведь нынешние дети в разы отличаются от моих прежних учеников: они более открытые, более любознательные, начитанные, коммуникабельные, социально активные. Они не боятся задавать «каверзные вопросы», высказывать свое мнение, они по-другому воспринимают и перерабатывают информацию. Благодаря своим ученикам я успеваю быть, как говорится, «три в одном»: и учителем-предметником, и заместителем директора по воспитательной работе, и классным руководителем. Да-да, не усмехайтесь! Скажите, нельзя успевать во всем одинаково хорошо? Где-то должно «западать»? Рецепт успеха –прост. Мои дети –это мои самые первые и надежные помощники, моя сила, уверенность, опора. И, конечно, моя гордость! Естественно, бывают такие моменты, что кажется: у меня ничего не получается, я ничего не успеваю, и опускаются руки, мучают сомнения… Тогда я начинаю понимать, что права не имею бросить все, бросить именно сейчас, когда мы вместе, когда в меня верят, когда уже столько всего сделано. И начинаю действовать, вовлекаю всех в общее дело. И только в партнерских отношениях мы можем достичь успеха! И они об этом знают.

01.jpg

Расскажите об участии в конкурсе «Педагог года», как это было?

Участвовать в конкурсе «Педагог года» сложно и интересно. Подобные конкурсы – это возможность показать себя, свой профессионализм. Это замечательная площадка по обмену педагогическим опытом! В присутствии жюри и коллег я волновалась как на экзамене. Но тем этот конкурс и хорош, что дает возможность понять, над чем еще надо работать и в каком направлении планировать свое дальнейшее развитие. Пройдя все конкурсные испытания, я теперь по-другому понимаю, что такое обобщение опыта, что такое открытый урок, публичное выступление, словом, лучше представляю, какие знания, навыки должны быть в арсенале современного педагога. После всех испытаний я еще больше почувствовала уверенность в себе, стремление и желание совершенствовать свои знания.

img_2121.jpg

Расскажите, откуда вы родом?

Я родом из старинного города Ярославля, который входит в состав «Золотого кольца России».

Выпускной в детском саду.jpg

Расскажите о вашей семье, как ваши близкие относятся к вашей профессии?

У меня две дочери. Старшая дочь окончила ЮФУ, замужем, воспитывает сына. Младшая дочь – учащаяся 7-го класса нашей школы. Отличница, победитель школьного конкурса «Ученик года-2018». Я очень горжусь своими детьми, они – мои главные помощники.

Как проводите свободное время и есть ли у вас хобби? 

Как и у любого учителя, а тем более у заместителя директора по воспитательной работе – у меня практически нет свободного времени. Если вдруг оно и появляется – я читаю книги, с удовольствием вяжу.

Последний звонок -2018.jpg

Как вы считаете, что главное в профессии «Учитель»?

Во-первых, расти -  значит больше понимать, больше чувствовать сердцем, предвидеть, направлять. Именно направлять своих учеников, а не заставлять. Я должна выявлять самые лучшие качества, заложенные в душе каждого ребенка, ибо «каждый ребенок талантлив по-своему». Многие ребята боятся и сомневаются в своих способностях — именно в этот момент больше всего им нужна учительская поддержка и внимание. Какое счастье — видеть глаза ребенка, получившего признание и одобрение, даже самый маленький успех — это уже наша совместная победа!

Во-вторых, расти - значит, развиваться, обучаться, совершенствоваться, не останавливаться на достигнутом. Учитель – всегда ученик, всегда познаёт себя, всегда совершенствуется, всегда учится. Каждый день я учусь, применяю новые методики, различные средства обучения и воспитания, читаю научную литературу, участвую в вебинарах и семинарах, прохожу курсы профессиональной подготовки, обмениваюсь опытом в сетевых сообществах учителей. Я всегда стараюсь добиваться успехов: ведь у успешного учителя – успешные ученики!

В-третьих, очень важно для учителя чувствовать поддержку своих коллег в любом начинании. И здесь мне повезло. Я работаю в самом лучшем творческом коллективе под руководством замечательного наставника – директора Елены Климовской. У нас очень грамотный методист - Олеся Морозова. Здесь меня окружают люди, готовые поддержать и помочь в трудную минуту. Что бы не случилось, я твердо знаю: мы есть друг у друга, вместе – мы сила, способная горы свернуть!

Какие у вас планы на будущее?

Не люблю загадывать на будущее, предпочитаю жить настоящим. Конечно, самый главное мероприятие следующего года - участие в областном конкурсе «Учитель Дона». Для меня это будет очень серьёзным испытанием. Ведь там я буду представлять не только свою родную школу, но и город Волгодонск. Это огромная ответственность!


Новости на Блoкнoт-Волгодонск
  Тема: Лица города Волгодонска  
новостиВолгодонскучительЛица города
2
0
Народный репортер + Добавить свою новость