Как в Волгодонске началась и завершилась эпоха огнедышащих паровозов
Паровоз СО-17 на станции Добровольская, фото публикуется впервые
Читайте также:
- В Калмыкии обнаружен прародитель вокзала Волгодонска (04.08.2016 12:41)
- Как станция Добровольская превратилась в Волгодонскую (28.03.2015 00:30)
- Поезд едет в Волгодонск (09.03.2015 14:00)
Эпоха паровозов в Волгодонске продолжалась почти 30 лет — с начала 50-х и до конца 70-х годов круглые сутки город оглашали протяжные свистки окутанных дымом и паром стальных локомотивов.
Железная дорога пришла в Волгодонск одновременно со строительством города. Десятки паровозов и дизельных мотовозов обеспечивали доставку и перераспределение строительных грузов к Цимлянской ГЭС. Без железной дороги гидроузел в столь короткие строки не был бы построен.
В Волгодонске главной «рабочей лошадкой» железных дорог стал паровоз серии СО - Серго Орджоникидзе. Паровозы этого типа были наиболее распространенными грузовыми локомотивами на сети железных дорог Советского Союза с начала 50-х годов. Они не были самыми мощными, быстрыми и элегантными, но являлись сравнительно простыми в эксплуатации и обслуживании, были нетребовательными к профилю пути, могли водить грузовые, а при необходимости и пассажирские поезда. С 1934 по 1951 год на заводах в Брянске, Коломне, Красноярске, Луганске (Ворошиловограде), Улан-Удэ и Харькове было построено 4 487 паровозов этой серии.
Локомотивщики станции Добровольская, 50-60-е годы
Именно паровоз СО-18 с номером «497» 26 июля 1952 года провел по плотине Цимлянской ГЭС первый поезд. Из Волгодонска в Цимлянск состав провел машинист Александр Мышачий. Паровозы этой серии обеспечивали грузовое движение на линии между Куберле и Морозовском и спустя 15 лет после прибытия в Волгодонск первого поезда. В 50-е годы основным топливом для локомотивов являлся каменный уголь, добываемый тут же на шахтах Восточного Донбасса, а в дальнейшем паровозы были переведены на более технологичное нефтяное топливо. Члены локомотивных бригад — машинист, помощник машиниста и кочегар были как члены одной семьи, а каждый паровоз - большим, капризным, но отзывчивым ребенком. Управление паровозом во многом оставалось ремеслом, которое следовало не учить, а осваивать. Опытные машинисты буквально чувствовали свой тепловоз. Сохранилась сделанная в 1957 году фотография, запечатлевшая на путях станции Добровольская (так до 1964 года называлась станция Волгодонская) паровоз СО-17 под номером 2819. На обратной стороне фотографии кто-то из членов локомотивной бригады подписал свой паровоз коротко и нежно — «кормилец».
Последний товарный поезд тянет паровоз
В Волгодонске паровозы и тепловозы работали вместе более 15 лет, гораздо дольше, чем на других железнодорожных линиях. Тепловозы, сменщики паровозов, начали поступать в локомотивное депо Сальск (в зоне его ответственности находилась и станция Добровольская) уже с 1961 года, а с 1963 года на тепловозную тягу начался полный перевод грузового и пассажирского движения между Сальском и Волгоградом. В Волгодонске же паровозы продержались дольше. Регулярное грузовое движение под паровой тягой прекратилось около 1979 года. Но еще несколько лет подряд паровоз каждый день таскал вагоны пассажирского-хозяйственного поезда из Волгодонска в Морозовск и обратно. Тот поезд был медленным и подолгу стоял на всех разъездах у каждого хутора. Хозяйственным его называли за магазин-лавку с продуктами и цистерну с питьевой водой, из которой снабжались некоторые удаленные разъезды. После того, как последний паровоз Волгодонска был отставлен от работы, свой последний приют он нашел недалеко нашего города, на станции Морозовская-Южная. Там еще долгие годы находилась дорожная база запаса паровозов, куда были свезены локомотивы со всего Лиховского и Ростовского отделений СКЖД. Предполагалось, что в случае войны, в особенности ядерной, паровозы будут расконсервированы и поведут эшелоны на Запад. Морозовскую базу запаса распилили на металл в конце 90-х годов, а места паровозов там заняли ржавые тепловозы.
Тем не менее, инфраструктура паровозной тяги между Волгодонском и Морозовском поддерживалась в порядке более 20 лет. На станции Цимлянская, где ранее находилось отдельное паровозное депо, в рабочем состоянии сохранилась колонка для заправки паровозов водой. В последний раз ее использовали около 1997 года. Тогда через Ростовскую область проследовал ретро-поезд с американскими туристами из Москвы в Сочи. Когда прокладывали маршрут движения поезда, выяснилось, что большинство пунктов питания паровозов водой уже уничтожены, а одна из немногих работающих колонок сохранилась в Цимлянске. Поезд пришлось заворачивать на Волгодонск.
Слева - паровозная колонка, справа - водонапорная башня
От паровозной эпохи в Волгодонске осталось немногое. Главным памятником того времени остается хорошо заметная водонапорная башня на улице Морской. Ее построили для обслуживания зданий и жилых домов на станции Добровольская и для снабжения водой паровозов. Сама башня не используется и медленно разрушается на протяжении более чем 35 лет. Построили ее крепко, но рано или поздно она рухнет, если не будет разрушена специально.
Еще один памятник, даже более интересный, чем водонапорная башня, был утерян из-за самодурства руководства железной дороги. На станции Волгодонская между третьим и четвертым путями еще 20 лет назад стояла целая колонка для заправки паровоза водой. Она представляла собой высокую вертикально поставленную стальную трубу с горизонтальной вращающейся трубой, присоединенной к верхнему концу так, чтобы образовать поворотный кронштейн. На сопло подвижной горизонтальной трубы надевался гибкий кожух, по которому вода и заливалась в котел паровоза. На верху колонки крепился фонарь-флюгарка с четырьмя разноцветными стеклами. При повороте колонки в рабочее положение для заправки паровоза, машинист видел зеленый огонек на флюгарке, означавший старт заправки. Колонка была уничтожена случайно. Во время инспекторской поездки на станцию одного из руководителей СКЖД, высокий начальник обратил внимание на колонку, назвал ее «ржавым и ненужным хламом» и потребовал спилить. Оспорить приказ никто не посмел, и спустя пару дней гидрант разрезали на металл.
Ретро-поезд Волгодонске
Впрочем, на этом история паровозов в Волгодонске не закончилась. В последний раз паровозный гудок на станции Волгодонская раздался в 2013 году. В апреле наш город посетил ведомый паровозом серии «Л» ретро-поезд «Победа», состоящий из пассажирских и товарных вагонов с экспозицией, посвященной Великой Отечественной войне. Ожидается, что в следующем году маршрут ретро-поезда по паровой тягой вновь проложат через Волгодонск.
В настоящее время увидеть «живой» паровоз в движении гораздо легче, чем еще 15 лет назад. Сейчас в стране наблюдается настоящий паровозный ренессанс, а старые локомотивы бережно сохраняются и восстанавливаются до рабочего состояния в рамках программы по сохранению исторического наследия на железных дорогах. В действующих локомотивных депо воссоздаются участки для обслуживания паровозов, спустя много лет возобновляется и подготовка машинистов паровозов. Часто «оживляются» даже паровозы, много лет простоявшие в качестве памятников рядом с вокзалами.
Действующий цех по ремонту паровозов в депо на станции Подмосковная, 2021 год
На Северо-Кавказской железной дороге паровозы обслуживаются в депо Тихорецка в Краснодарском крае, на Северной железной дороге - в одном из локомотивных депо Санкт-Петербурга. Но крупнейший в России центр по восстановлению и ремонту паровозов находится в Москве в депо на станции Подмосковная, объединенной с музеем железнодорожной техники.
Более того, восстановленные паровозы теперь водят не только ретропоезда, но и обычные составы, будь то товарные или пригородные поезда. В Санкт-Петербурге уже никого не удивишь видом окутанного паром и дымом паровоза, тянущего за собой состав из товарных вагонов в морской порт. По выходным между Рыбинском и Ярославлем и между Бологое и Осташковым под паровой тягой бегают пригородные поезда. В Ростовской области в этом году на период курортного сезона пригородный поезд «под паровозом» был запущен между Ростовом и Таганрогом.
Константин Прибрежный
Новости на Блoкнoт-Волгодонск