Как Волгодонск превратили в деревню
Судно на подводных крыльях «Ракета". Дон, район шлюза №15, фото - сайт fleetphoto.ru/
Читайте также:
- Почему Ростов-папа относится к Волгодонску как к нелюбимому сыну? (27.06.2016 19:00)
- Сюда не заходят корабли — навигация впервые за 64 года обошла стороной речной порт Волгодонска (16.06.2016 13:50)
- Превратится ли советский недострой в источник питьевой воды для Волгодонска? (08.06.2016 16:14)
- Подрезанные крылья Волгодонска (19.05.2016 09:58)
Также в стратегических планах кабинета министров СССР было создание Волго-Донского края со столицей Волгодонск с населением 500 тысяч жителей путем «прирезания» удаленных от Ростова-на-Дону и Волгограда сельских территорий. Неотъемлемым атрибутом любой региональной столицы является мощный транспортный узел. И он уже был создан в Волгодонске в 70-80-х годах - аэропорт, речной порт, железнодорожный и автобусный вокзалы...
Пассажирский теплоход на нижнем бьефе шлюза №15, 50-е годы
Сейчас Цимлянский аэропорт практически разрушен, речной порт давно не обслуживает пассажиров, в красивейшем здании речвокзала находится колбасный цех, поезда пустили в обход Волгодонска... И столица российской энергетики превращается в захолустный райцентр, затерявшийся в бескрайних донских степях. С автовокзалом и 2-4-полосными дорогами нефедерального значения в Ростов-на-Дону и Волгоград. Разве такое будущее заслужили город и завод - последняя Всесоюзная стройка СССР?
Взятка за мост в будущее
Столица Сибири - Новосибирск - появилась благодаря железнодорожному мосту через реку Обь. А мост построили именно в этом месте, потому что купцы предложили инженеру Гарину-Михайловскому огромную взятку - мешок золота - за перенос моста от села Кривощеково к поселку Колывань. Железная дорога открывала огромные возможности в торговле, поэтому купцы не жалели денег на подкуп. В этом месте в итоге и появился мегаполис Новосибирск.
Здание пассажирского вокзала речного порта Волгодонска
Утраченный речпорт Волгодонск по факту уже был мощным транспортным узлом в СССР. 25 апреля 1952 года в Цимлянском речном порту (затем переименованном в Волгодонский) от причала отошло первое судно - катер лоцманской службы «Гриф» под командованием Ивана Фуфаева. Рядом с портом возникло множество предприятий. Например, Цимлянская лесоперевалочная база (предшественник Волгодонского комбината древесных плит). Лесобаза принимала огромные плоты леса, сплавляемого по Каме и Волге. Затем появились элеватор, рыбзавод и причал для тяжеловесных грузов завода Атоммаш. Днем и ночью шла перевалка грузов - тысячи тонн щебня, цемента, угля, минеральных удобрений, лесных грузов. Таким образом, Волгодонск и сельские районы строились благодаря речпорту. Там всегда фотографировались все местные свадьбы. В здании речвокзала можно было купить билеты на теплоходы в Ростов-на-Дону, Волгоград, Москву и другие города, туристические круизы по Волге и Дону. Суперсовременные по тому времени «Метеоры» и «Ракеты» выполняли регулярные рейсы в Ростов-на-Дону и Калач. Да что говорить - «Ракета» регулярно доставляла пассажиров в станицу Романовскую.
Пассажирские перевозки прекратились практически сразу с распадом СССР. Объемы грузоперевозок упали в сотни раз и достигли в 2014 году всего 116,5 тысячи тонн. Осенью 2015 года порт был выставлен на продажу. Транспортная гордость Волго-Донского края была продана за 38 миллионов рублей - образно говоря, за стоимость 20-ти двухкомнатных квартир в Волгодонске. В 2016 году, впервые за более чем 60 лет, навигация на Цимлянском водохранилище началась без речпорта Волгодонска... ... В 1952 году в речпорт зашел первый пассажирский теплоход. Его встреча превратилась в огромный искренний праздник. Если бы сейчас, в 2016 году, жители Волгодонска встречали теплоход, то это наверняка стало бы великим городским праздником!
По факту уже выросло целое поколение жителей Волго-Донского края, которые ни разу в своей жизни не видели белоснежных красавцев-лайнеров. Местные острословы шутят, что если так дальше дело пойдет, то лет через 10-15 молодые волгодонцы будут с вилами бросаться на поезда, которые тоже становятся большой редкостью в наших краях.
Закрытая дорога в небо
Аэропорт "Волгодонск", 2016 год
Стоит отметить, что бывший мэр Волгодонска Вяче- слав Хижняков пытался спасти транспортную инфраструктуру и даже разработал программу спасения и развития транспортного узла. Но в 90-х денег не хватало на выплату зарплат бюджетникам, поэтому уникальную программу Хижнякова положили под сукно в чиновничьих кабинетах. Пожалуй, единственное, что было из нее реализовано - это открытие таможни в Волгодонске для растаможивания грузов. Очевидно, что при развивающейся энергетической столице России Волгодонск просто был обязан стать крупным транспортным узлом региона. Но, как мы видим, с годами опускается на уровень захолустной деревни.
Расписание полетов из аэропорта Цимлянска, 70-е годы
Олег Пахолков, депутат Госдумы от партии «Справедливая Россия»: «Нельзя у донора выкачивать кровь до последней капли!»
– Самая большая проблема Волгодонска и окрестных сельских районов – то, что их интересы никто не защищает. Образно говоря, «грабят», эксплуатируют, вывозят что могут. И те невероятные ресурсы, которые вложил Советский Союз в будущий Волго-Донской край, фактически уже «профуканы». Это несправедливо, что наши энергетические предприятия - ГЭС, ТЭЦ-2, РоАЭС - платят львиную долю налогов в региональный бюджет, а в городской казне практически ничего не остается для развития нашей территории, которая давно выступает налоговым и энергетическим донором. Нельзя до последней капли крови выкачивать кровь у донора, надо его еще и кормить! В итоге у Волгодонска, можно смело сказать, нет перспектив развития. Молодежь разъезжается кто куда, бабушки-дедушки остаются доживать свой век в дряхлеющем городе и окрестностях. Если бы Волгодонску оставляли существенную часть налогов для развития территории, то сюда переезжали бы жить люди из Москвы, а не наоборот, - считает Олег Пахолков.
Новости на Блoкнoт-Волгодонск