Волгодонск Суббота, 27 апреля

Как воздушная маршрутка: 55 лет назад из Цимлянска в Ростов самолеты летали несколько раз в день

Эпоха расцветка малой авиации в Ростовской области пришлась на 60-70-е годы.

Улететь утром из Цимлянска в Ростов, а вечером вернуться обратно на самолете. Трудно поверить, но 60 лет назад маленькие самолеты выполняли роль воздушных маршрутных такси на линии между Цимлянском и Ростовом.

В фондах Донской государственной публичной библиотеки сохранилось расписание рейсов из аэропорта Ростова от 14 мая 1966 года. Летали тогда часто, много, но билетов все равно на всех не хватало.

Особенно в глаза бросается «плотность» воздушного расписания на внутриобластных линиях. 60 лет назад автомобилей в регионе было на порядок меньше, дороги хуже, а многие из автотрасс между районными центрами сохраняли грунтовое покрытие и становились непроезжими в непогоду.

В этих условиях малая авиация стала настоящей «палочкой - выручалочкой» Из Ростова каждый день действовали прямые рейсы во все крупные населенные пункты области на расстоянии более 50 километров от областного центра. Самолет летал даже в город Шахты, до которого по прямой путь от сильно разросшейся донской столицы сейчас займет немногим более одного часа, если не попасть в пробку на трассе «Дон».



Расписание полетов из аэропорта Ростова на 1966 год. Из фондов Донской государственной публичной библиотеки.

А в 1966 год юркие Ан-2 летали из Ростова в Шахты (целых 5 рейсов в день!), Веселый Дубовское, Заветное, Зимовники, поселок Константиновский, Белую Калитву, Сальск, Миллерово, Орловский, Большую Мартыновку, Песчанокопчкий и другие районные центры в регионе. Обращает на себя внимание и частота полетов. В некоторые населенные пункты за день совершалось по 4 рейса туда и обратно. По некоторым направлениям это больше, чем отправляется автобусов сейчас.

Времена тогда были попроще, и таких строгих мер авиационной безопасности, как сейчас, не требовалось. Для покупки билета даже на протяженные авиарейсы не требовался даже паспорт. Билеты по паспорту стали продавать только в 1970 году и только на рейсы «вблизи государственной границы СССР» в распоряжении Совмина СССР. Посадка на самолет местных авиалиний была сродни поездке на автобусе. Человек приезжал на авиастанцию, покупал билет, проходил регистрацию и сразу попадал на борт самолета, припаркованного буквально у входа в вокзал на летном поле.


Старый аэропорт в Цимлянске, 1969 год. Фотография из архива Л.К. Гельбрехта.

Пасторальным был и старый авиавокзал в Цимлянске. Взлетно-посадочное поле находилось на том месте, где сейчас строится комплекс по очистке и подготовке воды в рамках проекта по реконструкции цимлянского водопровода. А в конце 60-х годов эта была окраина города.

Аэровокзал представлял собой одноэтажное здание с диспепсический башенкой. Сохранилось не так много фотографий этого места. Несколько любительских фото сделал известный в Цимлянске ученый в области виноградарства и виноделия Леонид Карлович Гельбрехт (1903-1997 годы).

В 1966 году из Волгодонска до аэропорта в Цимлянск можно было добраться автобусами с одной пересадкой. В Цимлянске пассажир из Волгодонска выходил на остановке «Морская», где садился на автобус местных линий, следовавший в винсовхоз.


Расписание полетов из аэропорта в Цимлянске по состоянию на 1967 год. По материалам сайта архива газеты "Волгодонская правда" сайта "Волгодонск. Интернет-музей" в рамках проекта  «История города в цифровом формате» Юрия Зиненко.

В расписании из фондов Донской государственной публичной библиотеки, 1966 году из Ростова в Цимлянск самолеты летали четыре раза в сутки: в 8:20, 9:50, 13:20 и 14:50. Старый аэропорт в Цимлянске мог принимать и отправлять самолеты только в светлое время суток. В местной прессе сохранилось и более полное расписание работы аэропорта в Цимлянске уже на лето следующего 1967 года. В расписании на 1967 год значилось 8 ежедневных рейсов на Ростов. Внутри области полеты выполнялись в Константиновск, Шахты, Зимовники, Ремонтное, Дубовское, Заветное, Комиссаровку.

Билет можно было купить на месте или забронировать по телефону в срок до 10 дней до даты полета. В некоторых городах действовала и служба доставки билетов на дом. Студенты вузов и техникумов могли приобрести билет с 50-процентной скидкой за 2 дня до отлета, а при покупке билетов на группу стоимость одного места снижалась на 25%.


Самолеты Ан-2 в аэропорту Цимлянска. Фотография из архива Л.К. Гельбрехта.

Главными трудягами на линии между Ростовом и Цимлянском в 60-е годы были миниатюрные самолеты Ан-2 — настоящий символ малой авиации Советского Союза. В полет они брали 12 пассажиров, самолет управлялся 2 членами экипажа. Дальности полета самолета как раз хватало на выполнение нескольких рейсов между Ростовом и Цимлянском за день. Время полета до Ростова на Ан-2 по «билету» занимало один час. Но при сильном встречном ветре полет мог затянуться, а неблагоприятные погодные условия, вроде грозового фронта, могли привести к отмене всех рейсов.

По сравнению с современными авиалайнерами, Ан-2 выглядели игрушечными самолетиками. В полете самолет мог попасть воздушную яму, а тем, кто летел в первый раз рекомендовали взять в собой на всякий случай бумажный пакетик.

Запасливые селяне могли взять в полет до Ростова в качестве гостинца друзьями или родственникам живую курицу или утку. Некоторые особенно настойчивые люди умудрялись тащить собой в салон самолета даже живого барашка, естественно при оформлении «живого груза», в качестве багажа. Стоимость одного билета на линии Ростов — Цимлянск без скидок составляла 6 рублей (среднемесячная заработная плата в СССР в те годы составляла 115–145 рублей).

Воздушные маршруты захватывали и два соседних региональных центра - Элисту и Волгоград. В Ростове, Волгограде и Элисте можно было совершить пересадку на дальние авиационные маршруты. К этому времени компанию Ан-2 составил и чешский двухмоторный самолет Л-200 «Морава», который мог брать на борт четырех пассажиров. Если Ан-2 можно было сравнить с маршруткой, то Л-200 был настоящим воздушным такси.

С учетом формального осмотра в аэропортах, времени полет на самолете экономил больше, чем кажется сейчас. Поездка на автобусе из Волгодонска в Ростов могла затянуться по плохой дороге до 5-6 часов в одну сторону.

Константин Прибрежный

Новости на Блoкнoт-Волгодонск
  Тема: О тебе, любимый Волгодонск  
аэропортВолгодонскЦимлянскстарые временаАн-2
6
0
Народный репортер + Добавить свою новость