Волгодонск Суббота, 27 апреля

Почему район Шлюзов в Волгодонске называют «Пятым»

Почему район Шлюзов в Волгодонске называют «Пятым»

Временный железнодорожный мост через оросительный канал в Шлюзах, фотография из фондов ВЭИМ

«Пляж на Пятом», «Остановите на Пятом», «Жду автобуса на Пятом»: такие фразы поймет только волгодонец, приезжего они поставят в тупик.

Что такое «Пятый»? Условно - это часть поселка Шлюзы по периметру перекрестка Цимлянского, Романовского шоссе и 2-ой Бетонной улицы. Границ у «Пятого» нет, каждый сам волен определять, где заканчивается и начинается таинственный «Пятый».

Этот не отраженный ни на одном плане или карте топоним возник одновременно с городом в 1950 или в 1951 годах. Популярная версия, что «Пятый» означает километраж от некоторой точки в Волгодонске или в Цимлянске, является неверной. На самом же деле, неформальное название перекрестка произошло от номера строительный конторы, которая размещалась рядом с современной остановкой «Поселок Шлюзы».

Строительство Цимлянского гидроузла потребовало тщательной координации планов и графика работ. Поэтому на стройке была введена пятичастная структура организации работ по схеме: Главное управление строительства Волго-Донского водного пути (штаб-квартира в Калаче-на-Дону) - три управления строительства (Волго-Донского судоходного канала в Сталинграде, Цимлянского гидроузла в Ново-Соленом и оросительных сооружений в Большой Мартыновске) - строительные районы - строительные участки - отдельные прорабства.

На конец 1951 года, период когда стройка была наиболее интенсивной, Цимлянский гидроузел был разделен на 11 строительных районов: 8 территориальных и 3 производственных (на плане номер соответствующего района обведен кружком). Каждый строительный район быстро обрастал бюрократическими структурами. Район возглавлялся начальником и главным инженером и представлял собой отдельный трест в миниатюре с собственной бухгалтерией, плановым отделом, отделами кадров, труда и зарплаты, автопарками и базами-материально-технического снабжения.

История Пятого.jpg
Примерная схема разграничения зон работ строительных районов Цимлянского гидроузла в 1951 году. В кружки помещены числовые индексы мест нахождения заводов производственных районов.

Территориальные районы занималась возведением отделительных сооружений или строений гидроузла, жилья и обслуживающей его инфраструктуры. Производственные районы в составе подчиненных им бетонных (9) и арматурного заводов (10) обеспечивали стройку соответственно бетоном и арматурой. Энергетическое хозяйство стройки, включая все ЛЭП и трансформаторные подстанции, находились в ведении отдельного энергетического района, на схеме не обозначенного. Крупные специализированные мастерские и заводы, такие как будущие ВОЭЗ или Цимлянский судо-механический завод, находились в прямом подчинении Управления строительства.

На пространстве от современного Цимлянска до Волгодонска районы распределялись следующим образом. Непосредственно за строительство Цимлянской ГЭС отвечали три района: №3 (бетонные работы на водосливной плотине ГЭС), №7 (земляные работы в котловане ГЭС и на водосливной плотине) и №8 (бетонные работы непосредственно в здании гидроэлектростанции). Строительством Городка энергетиков в Цимлянске и намывкой левобережной части земляной плотины ГЭС занимался строительный район №4.

В будущем Волгодонске базировались сразу 4 строительных района, в том числе интересующий нас «пятый». Самый крупный объем земляных работ по намыву плотины от ГЭС до шлюза №14 выполнял строительный район №2. В ведении первого строительного района находилось сооружение шлюзов № 14 и 15 и двух капитальных мостов через судоходный канал: автомобильного и железнодорожного. Старый автомобильный мост уже давно снесен, а мост для пропуска над каналом поездов как ни в чем не бывало продолжает службу.

Непосредственно территория Волгодонска была поделена между двумя строительными районами. Шестой район занимался сооружением плотины ГЭС от шлюза №14 до Волгодонска, строил головное водосбросное сооружение Донского магистрального канала и обустраивал промзону порта, элеватора и лесоперевалочной базы. Наконец, в в зоне ответственности пятого строительного района находились возведение поселка работников порта и шлюзов, то есть той части старого города Волгодонска, которая находится между площадью Ленина и переулком Донским и временного жилья в поселках Шлюзы и Ново-Соленом.


Рапорт из музея Новочеркасска.jpg
Пример документа, где упоминают строительные районы Цимлянского гидроузла. Трудовой рапорт коллектива строителей 6-го строительного района  по итогам 1951 года. Из фондов Новочеркасского музея истории донского казачества.

Распределение фронта работ между отдельными строительными районам часто было относительным. Например, тот же 6-й строительный район, к зоне ответственности которого относились плотина в районе порта и сам будущий порт, привлекался к сооружению первых домов в старой части Волгодонска. В рапорте по итогам работы за 1951 года (менее чем за год до пуска канала) коллектив 6-го строительного района отчитывался о строительстве полутора тысяч квадратных метров жилого фонда в будущем Волгодонске.

Контора пятого строительного участка находилась в Шлюзах там, где в 80-годы 20 века разместилась автошкола. Место это было бойкое. Уже тогда здесь сходились три дороги: от Цимлянской ГЭС, от промзоны порта и станции Добровольской (в самом Волгодонске тогда жили 200-300 человек) и от станицы Романовской и главного ремонтно-механического завода. За конторой участка находилась железнодорожная станция Шлюзы, куда иногда даже прибывали пассажирские поезда со строителями гидроузла.

Пятачок у конторы пятого участка быстро стал местом встреч. Каждое утро и вечер здесь сталкивались и перемешивались толпы людей, возвращающихся и направляющихся на стройку. У «пятого» ловили попутные грузовики на Романовскую или ходили в кинозал, расположенный в одном из бараков в Шлюзах. Пятый строительный район из всех подразделений Управления строительства Цимлянского гидроузла просуществовал дольше всего. В 1952 году состоялось открытие судоходного канала, начала работу Цимлянская ГЭС. Строительные работы были завершены, но возведение жилья в городе и обустройство порта и лесобазы продолжалось. Часть техники, производственной базы и рабочих остались в Волгодонске. Пятый участок стал частью треста, который занимался уже застройкой Волгодонска.

Администрация пятого строительного участка сохранилась до сих пор, пусть и в руинизированном состоянии. По данным кадастровой карты, одноэтажное кирпичное здание за остановкой общественного транспорта было построено еще в 1950 году. С тех пор бывшая контора пятого строительного участка сменила несколько собственников. К 80-х годам ее заняла первая в городе автошкола. Между бывшей конторой и оросительным каналом был оборудован учебный автогородок, заросшими асфальтовыми дорожкам которого до сих пор пользуются купальщики по пути на городской пляж.

Сейчас здесь остались только обгоревшие руины. Пожар в 2017 году уничтожил старую автошколу, которая к тому времени уже была заброшенной. С тех пор земельный участок под ней пустует и зарастает деревьями и кустарниками. Но выражение «на Пятом» сохранилось в коллективной памяти горожан до сих пор спустя более чем 70 лет с момента возникновения.

Константин Прибрежный

Новости на Блoкнoт-Волгодонск
  Тема: О тебе, любимый Волгодонск  
ШлюзыПятыйВолгодонск
8
0
Народный репортер + Добавить свою новость