Волгодонск Вторник, 11 Декабря
Телефоны рекламного отдела:8 (8639)27-03-07, 27-03-16, 8(938)146-17-63, 8(938)146-17-99

Информационный портал «Блокнот Волгодонска» – это не только самые свежие и интересные новости города, но и своеобразный справочник Волгодонска, который помогает найти нужный товар и услугу или партнеров по бизнесу.

Наш портал работает ежедневно и круглосуточно. Здесь вы можете узнать о самых интересных событиях в жизни города, а также активно участвовать в обсуждении прочитанного.

Хотите быть в курсе всего? Начинайте свой день с нашим сайтом.

Общество, 23.02.2016 12:00

Где возник и почему исчез первый центр Волгодонска

Где возник и почему исчез первый центр Волгодонска

1. Новосоленовская средняя школа. 1953-54 учебный год

Мы продолжаем публикацию серии статей по истории Волгодонска «О тебе, любимый город», приуроченных к 65-летию нашего города. В четвертой истории цикла мы расскажем об истории поселка Новосоленовский, фактически выступившим в качестве «прародителя» Волгодонска. Ранее уже вышли статьи об истории закладки первых домов в старом и новом городе и о хуторах и станицах, располагавшихся на месте Волгодонска. В первой части рассказа мы проследим историю поселка в период строительства Цимлянского гидроузла.

Если ехать на дачи в садоводства «Летний сад» и «Мичуринец», то у автобусной остановки «Столовая» за забором можно увидеть большое каменное здание с двухскатной крышей. Много лет назад здесь находилась столовая и ресторан «Пятиморск». Это здание – почти единственное оставшееся свидетельство существования на этом месте рабочего поселка, фактического предшественника Волгодонска.

К моменту начала строительства Цимлянского гидроузла встал вопрос о месте, где будут размещены исправительные лагеря и построен поселок, в котором должны расселяться рабочие, прибывающие на стройку. Главными критериями выбора места размещения будущего рабочего поселка стали пешая доступность от жилых домов до главных объектов стройки, наличие действующей автомобильной дороги и близость к будущему временному речному порту на Дону, который до постройки железной дороги должен был принять на себя основной поток строительных грузов. Принималось во внимание и наличие уже существующего жилья.

Поэтому лучшим местом развертывания поселка оказалась станица Соленовская, расположенная поблизости, но не на берегу Дона и связанная накатанной грунтовой дорогой с районным центром станицей Романовская. Помимо Соленовской, под снос для организации строительной площадки попали еще два хутора (Лагутники и рынок Соленовский) и одна станица – Кумшацкая, располагавшаяся на месте нынешнего рынка выходного дня в Цимлянске.

Строительство гидроузла началось в мае 1948 года. Тогда же стартовали работы по разборке и перевозке домов из Соленовской на склоны балки над мелкой речушкой Солоная, которой предстояло стать берегом Сухосоленовского залива Цимлянского водохранилища. К лету 1949 года от станицы в поселке остались здание сельсовета, магазин и школа. Станица (переименованная в Старосоленовскую) и работавший в ней колхоз имени Черникова в основном переехали на новое место к концу 1949 года, а в марте 1949 года началась подготовка земляного основания плотины Цимлянской ГЭС.

На месте же станицы в авральном темпе началось возведение землянок, полуземлянок, бараков и сборных домиков рабочего поселка Новосоленовский. Первоначально существовали разные варианты написания названия нового поселка. В документах и прессе 50-60-х годов  упоминались Ново-Соленый, Ново-Соленовск, Ново-Соленовский. Устоялся четвертый вариант имени поселка: Новосоленовский. Именно под таким названием поселок и попал на карты СССР.

За четыре года – с 1949 по 1952 – в Новосоленовском были выстроены тысячи квадратных метров жилья, административные и хозяйственные здания, больница. В самом поселке и его окрестностях находились несколько крупных исправительно-трудовых лагерей. Фактическая численность населения поселка быстро приблизилась к 15 тысячам человек (с учетом заключенных и охраны лагерей).

К востоку от Новосоленовского начиналась пойма Дона и заливные луга, с отдельными рощами деревьев. Сам поселок находился в степи. От станицы осталось много фруктовых садов, которые тогда частично сохранились. Также рабочий поселок в целом унаследовал и планировку улиц станицы. Отдельные изменения касались только некоторых мелких переулков и тупиков.

Центром поселка стало одноэтажное белое здание с колоннами, которое занимало Управление строительства Цимлянского гидроузла (позже в здании разместился детский сад, а несколько лет назад оно было разрушено). Вся левобережная часть строительства гидроузла, вместе с будущими шлюзами, портом, лесобазой и железнодорожной станцией Добровольская, была выделена в новую административную единицу – Новосоленовский поселковый совет Романовского района. Но реальным центром власти стало Управление строительства и исправительно-трудовых лагерей (ИТЛ) Цимлянского гидроузла.

Непосредственно на территории Новосоленовского находились 7 из 10 строительных районов, обеспечивающие производство работ и производство строительных материалов и конструкций. Управление четвертого района находилось в станице Цимлянской (строительство жилого поселка для работников ГЭС и левобережной части плотины). Пятый район, в ведении которого находилось строительство поселка работников гидроузла и порта (непосредственно Волгодонск), строительство временных жилых зданий и автомобильных дорог базировался в поселке Шлюзы (отсюда и народное название остановки и прилегающего к ней района «Пятый»), рядом с ним находилась и база шестого района, строители которого занимались возведение порта, лесоперевалочной базы и части плотины.

Помимо выполнения административной и строительной функций, Новосоленовский являлся центром производства строительных материалов стройплощадки Цимлянского гидроузла. В поселке работал деревообрабатывающий комбинат с опалубочным цехом, цехом столярных изделий и сушилкой мощностью в 20 тысяч кубических метров пиломатериалов в год. Ближе к площадке строительства Цимлянской ГЭС работал арматурный цех и большой бетонный завод (его развалины до сих пор видны с подъездной дороги к ГЭС), мощностью 795 тысяч кубометров бетона в год. Рядом с поселком расположился и трактороремонтный завод. В поселке также работали пекарня, мясоперерабатывающий и кондитерский цеха.

Новосоленовский стал и главным транспортным узлом на строительстве ГЭС, плотины и шлюзов. На месте нынешнего садоводства «Зеленый мыс» был сооружен речной порт, принимавший строительный камень и щебень у Усть-Быстрянских карьеров на Северском Донце. Помимо этого, с пристани осуществлялись пассажирские перевозки до Ростова-на-Дону (хотя основной объем пассажирских речных перевозок до района строительства приходился на романовскую пристань). В поселке также находилась железнодорожная станция «Бетонный завод», принявшая на себя основной объем поставок строительных материалов. Станция обслуживала строительство гидроузла (где выполнялись наиболее материалоемкие бетонные и строительно-монтажные работы), сооружение большей части плотины и принимала грузы с речного порта. Посредством системы временных железнодорожный путей, «Бетонный завод» был связан со станцией «Шлюзы» (а от нее и со станцией «Добровольская» (нынешняя «Волгодонская»), а через временный железнодорожный мост через Дон и со станцией Цимлянская.


 Примерный план поселка Новосоленовский. 

Цифрами на плане обозначены:

1 – деревообрабатывающий завод; 2 – трактороремонтный (ремонтно-механический) завод; 3 – асфальтовый завод; 4 – железнодорожная станция «Бетонный завод»; 5 – больница, родильный дом; 6 – хлебный магазин; 7 – ресторан «Пятиморск»/столовая; 8 – мясоперерабатывающий цех; 9 – стадион; 10 – пожарная часть; 11 – парк и аллея; 12 – Новосоленовская средняя школа; 13 – поселковый клуб; 14 – общежития; 15 – хозяйственный магазин; 16 – милиция, ЖЭК; 17 – птичник (построен в конце 70-х – начале 80-х годов); 18 – бани; 19 – мастерские; 20 – рынок; 21 – «химкомбинатовский» детский сад (с 50-х годов); 22 – почта, отделение «Госбанка».

Главной улицей Новосоленовского стала улица Московская (сейчас безымянный проезд в дачном массиве). На ней располагались клуб, банк, милиция, почта, основные хозяйственные и продуктовые магазины. Впрочем, только три улицы в поселке имели твердое покрытие. Бетонные плиты положили на улица Ленина, которая стала частью автодороги Волгодонск — Цимлянск, на улице Свердлова, соединявшей улицу Ленина с деревообрабатывающим заводом и на подъездной дороге к речному порту (сейчас она ведет в садоводство «Мичуринец»). Остальные улицы в лучшем случае подсыпались щебенкой.

Центром культурной жизни Новосоленовского являлся поселковый клуб с танцплощадкой. Рядом находился небольшой скверик. Другой сквер и аллея располагались около ресторана «Пятиморск». Там некоторое время работали несколько фонтанов, впрочем уже к концу 50-х годов заброшенных.

Застроен поселок был преимущественно насыпными бараками на шестнадцать квартир и с четырьмя подъездами. Единственным крупным зданием, построенным из камня и кирпича, стала столовая (позже ресторан «Пятиморск»). Для инженерного персонала и руководства стройки строились более комфортные дома. Вдоль улиц Свердлова и Ленина, также в отдельных местах в центре поселка, располагались двухквартирные блокированные коттеджи. Было в поселке и несколько двухэтажных домов, обшитых деревянными планками. Три из них находились в районе больницы. В этих домах зимой даже работала система центрального отопления. Этим коммунальные удобства в поселке и ограничивались. Воду жители брали в водозаборных колонках. До строительства собственного водопровода с водой были большие проблемы. Вода из колодцев была непригодна для питья и в первое время ее приходилось возить в бочках из Дона. Канализация также отсутствовала, а туалеты находились во дворах.

Но даже этого скромного жилья на всех не хватало. Бараки использовались как общежития и для семейных рабочих удачей считалось получить одну комнату на семью. Плотность населения в лагерных бараках была еще выше. От нехватки жилья к югу от поселка возник большой район самостроя, названного по аналогии с нелегально возведенными жилыми слободками в других промышленных поселках и городах СССР, «Шанхаем».

Продолжение следует

Автор фотографии №1 –  Евгений Сагин, фотография №2 – из фондов Волгодонского эколого-исторического музея, фотографии №№ 3-4 – Технический отчет о строительстве Волго-Донского судоходного канала.

Новости на Блoкнoт-Волгодонск
  Тема: О тебе, любимый Волгодонск  
События: День городаО тебелюбимый город
29
0
Народный репортер + Добавить свою новость

Топ 10 новостей

ПопулярноеОбсуждаемое