Волгодонск Пятница, 22 ноября

Величественных «казаков», украшающих шлюз Волго-Донского судоходного канала, показали с высоты птичьего полета

Цимлянская ГЭС и Волго-Донской судоходный канал создавались как единый архитектурный комплекс, который стал грандиозным памятником победе советского народа в Великой Отечественной войне, одновременно отражая и наиболее значимые события Гражданской войны. 

Все ключевые точки канала - вход из Волги, водораздел Волги и Дона, начало и конец судоходного пути на водохранилище отмечаются памятниками в виде скульптур, маяков и самих сооружений шлюзов. Одним из наиболее известных и знаменитых сооружений комплекса судоходного канала стал шлюз №15. Скульптурная группа «Казаки», наряду с памятником «Мирный атом», превратилась в самый узнаваемый символ Волгодонска.


- Представьте, могли бы сделать такой памятник сейчаc? Вот у нас сделали памятник строителям, а после он просто упал. А здесь люди сделали памятники 70 лет назад и с тех пор они стоят как новенькие. Почему же во главе Волго-Донского канала стоят столь красивые казаки. Оказывается это памятник реабилитации казаков. Вы знаете, что после Революции за преданность царю красные предали казаков забвению, очень многих убили. Но в 1942 году, когда страна попала под тяжелый гнет фашистов, Сталин пошел на реабилитацию казаков. Памятник казакам получился невероятно красивым, и я думаю, что он простоит тысячу лет, - рассказал главный редактор сети городских сайтов «Блокнот» Олег Пахолков.

По своей художественной выразительности, шлюз №15, стал одним из лучших памятников промышленной архитектуры середины 20-столетия в России. Конные статуи казаков стали символом участия донского казачества в Великой Отечественной войне и реабилитации казачества в целом. Казаки со шлюза №15 стали собирательным образом воинов добровольческих кавалерийских казачьих корпусов, сформированных летом 1942 года из местного населения в Ростовской и Сталинградской областей. Первую славу конникам принесли атака немецких позиций под станицей Кущевская, ставшая примером одной из немногих успешных операций такого рода за годы войны. Осенью 1942 года из добровольцев был сформирован 5-й гвардейский Донской казачий кавалерийский корпус, закончивший войну в Австрии. В Ростове-на-Дону в память о 5-м Донском кавалерийской корпусе в 1974 году в начале проспекта Стачки в районе железнодорожного вокзала был установлен памятник казакам-конникам.

Создатели.jpg
Создатели архитектурного облика Волго-Дона: Леонид Поляков (1906-1965), Георгий Мотовилов (1892-1963), Гавриил Щульц (1903-1984, фотография 70-х годов) и Михаил Габе (1917-1984)

Архитектурное убранство и стиль канала был разработан всего за один год авторским коллективом под руководством архитектора Леонида Полякова. Проект архитектурного убранства шлюза и все рабочие чертежи был готовы конце 1951 года. К созданию статуй, барельфов, художественных украшений Цимлянской ГЭС и шлюзов №№14 и 15 были приглашены сильнейшие скульпторы, графики и художники того времени. Бывая в Москве, Санкт-Петербурге, Ростове-на-Дону или Ялте, волгодонцам следует помнить, что многие известные памятники и выдающиеся сооружения этих городов были созданы людьми, принимавшими непосредственное участие проектировании Цимлянской ГЭС. 


0.jpg
25 мая 1951 года. На месте шлюза №15 началась выемка грунта шагающим электрическим экскаватором ЭШ-1. Это была наиболее мощная землеройная машина на строительстве судоходного канала и Цимлянского гидроузла. Весь цикл строительных работ занял два года. Фотография из фондов историко-мемориального заповедника "Сталинградская битва".

Уже весной 1952 года скульптуры казаков был доставлены к месту их установки. 8-метровые скульптуры казаков водрузили на две железобетонные башни высотой 30 метров, из которых осуществляется управление шлюзов. 27 июля 1952 года шлюз №15 в составе всего комплекса Волго-Донского судоходного канала был открыт в торжественной обстановке.

1.jpg
28 апреля 1952 года. Завершается строительство шлюза №15. А в Москве готовят к отправке на Дон скульптуры казаков. Фотография из фондов историко-мемориального заповедника "Сталинградская битва"

- Творческой находкой авторов можно считать мысль увенчать пилоны фигурами конников. Эта скульптура образно раскрывают идейно-художественный смысл сооружения, патетику боев за Царицын и Сталинград. В стремительной карьере донских казаков выражена и гордость за свою прекрасную Родину и спокойствие охраны мирного созидательного труда советских людей. Сама же архитектура пилонов настолько проста, что они воспринимаются как монолитные пьедесталы под скульптурой. Глядя на них забываешь, что эти пьедесталы имеют практическое значение, - писал об архитектурном комплексе шлюза №15 известный архитектор и теоретик архитектуры Юрий Яралов. 


скульпт.jpg

7 июня 1952 года. Георгий Мотовилов с коллегами инспектирует ход работ по художественному оформлению шлюзов и сооружений Волго-Донского судоходного канала. На заднем плане - арка шлюза №13 в поселке Пятиморск. Здания шлюзов в виде триумфальных арок проектировались для судопропускных сооружений на ключевых точках канала. Такое архитектурное решение получили шлюз №1 в Волгограде, шлюз №13 в Пятиморске в месте впадения канала в Цимлянское водохранилище и шлюз №14 в Волгодонске. Фотография из фондов "Музея Москвы".

Скульптуры казаков создавались в Москве под руководством знаменитого скульптора Георгия Мотовилова при участии скульпторов и графиков Михаила Габе и Григория Щульца. В работе принимали участие и студенты и сотрудники Московского высшего художественно-промышленного училища. Сам проект шлюза и постаментов для скульптур создала творческая группа Леонида Полякова. 


2.jpg
Два с половиной месяца спустя, первые числа июля 1952 года. На участке судоходного канала между Цимлянским водохранилищем и Доном началась опытная эксплуатация шлюзов. Башни шлюза еще достраиваются. Между ними натянут временный подвесной мост. Одним из первых через шлюз провели дебаркадер - плавучий пассажирский речной вокзал. Фотография из фондов Волгодонского эколого-исторического музея.

Мировая известность пришла к Георгию Мотовилову в 1937 году на Всемирной выставке в Париже. Там он продемонстрировал скульптуру «Металлург», получившую Гран-при выставки. Работы Мотовилова каждый день видят сотни тысяч москвичей. Он создал знаменитый барельф над главным входом высотного здания МГУ в Москве, интерьеры и вестибюли пяти станций Московского метрополитена, в в том числе Новокузнецкой и Электрозаводской. Скульптор первым предложил создавать сюжетные рельефы для московского метро, принесшую столичному метрополитену мировую славу. Георгий Мотовилов стал создателем памятников Антону Чехову в Ялте и Алексею Толстому в Москве. 

3.jpg
Утро 27 июля 1952 год, день начала официальной эксплуатации Волго-Донского судоходного канала. За три недели в авральном режиме рабочим и инженерам удалось подготовить шлюз началу полноценной работы. В середине июля на башни были водружены скульптуры казаков. В этот день территория шлюза была открыта для свободного посещения. Строители и члены их семей стали занимать наиболее выгодные места с раннего утра. Фотография из фондов Волгодонского эколого-исторического музея.

Гавриил Щульц является автором памятников Пушкину в Ростове-на-Дону и Петрозаводске, он же стал соавтором восстановления после Великой Отечественной войны памятника Петру Первому в Воронеже. Щульц плодотворно работал и над статуями, украшающих знаменитый «сталинские» высотки в Москве. Михаил Габе принимал участие в восстановлении знаменитых фонтанов в Петергофе.

6.jpg
Шлюз №15. Лето 1952 года. Фотография из фондов Волгодонского эколого-исторического музея

Постановлением Совета министров РСФСР № 1327 от 30 августа 1960 года монумент «Казаки» отнесён к памятникам государственного значения.

Новости на Блoкнoт-Волгодонск
  Тема: О тебе, любимый Волгодонск  
шлюзыВолгодонскшлюз №15казаки
8
1
Народный репортер + Добавить свою новость