Волгодонск Пятница, 01 ноября

За что «Цимлянскую ГЭС» называли «Королевой Арктики»

В 50-70-е годы одним из лучших судов арктического флота СССР стал дизель-электроход, названный в честь Цимлянской ГЭС.

Волгодонск - это не только город, но и грузовые суда и военный корабль в составе Каспийской флотилии. Традиции называть торговые суда и военные корабли в честь городов и памятных исторических мест уже несколько сотен лет. Название «Волгодонск», носили и носят рыболовецкий траулер, несколько сухогрузов и малый артиллерийский корабль. Изредка два Волгодонска - город и судно даже встречаются. Но самое большое судно, имя которого было связано с нашим городом, было названо в честь Цимлянской ГЭС.

В 30-е годы в СССР суда торгового флота стали именовать и в честь самых индустриальных объектов, будь то завод, электростанция или железнодорожная магистраль. После войны эта традиция была продолжена, результатом чего стала серия океанских грузовых судов усиленного ледового класса, названных в честь самых известных гидроэлектростанций страны.

Великая Отечественная война показала высокую стратегическую значимость Северного морского пути. Но тяжелая из-за природных условий судоходная обстановка на нем предъявляла особые требований к грузовым судам, которые должны были самостоятельно продвигаться в слабых льдах или двигаться в караване во главе с ледоколом уже в более тяжелой ледовой обстановке. С 50-х годов начинается проектирование и строительство целой серии морских судов для работы в высоких широтах. В этом перечне оказался и проект первого после войны морского дизельэлектрохода проекта 564, разработанного в конструкторском бюро «Балтсудпроект» в Ленинграде. «Отцом» новой серии судов стал известный кораблестроитель Константин Боханевич (1888—1963), создавший ряд удачных серий ледоколов, танкеров, лесовозов и сухогрузов.

Конструктор и судно.jpg

Константин Боханевич и однотипное с ЦимлянскГЭС судно ВолховГЭС

По названию головного судна проект 564 стали именовать «ДнепроГЭС». Все шесть судов этой серии получили название по наиболее крупным гидроэлектростанциям, построенным в СССР до и сразу после Великой Отечественной войны. Постройка судов была организована на крупнейшем в СССР судостроительном заводе имени Носенко в Николаеве, в дальнейшем на этом заводе построили все авианосные корабли для ВМФ СССР. Первыми на воду в 1956 году спустили ДнепроГЭС и ВолховГЭС, к концу года было готово еще одно судно - РионГЭС. Одновременно на стапелях завода заложили еще три аналогичных сухогруза - АнгарГЭС, ЦимлянскГЭС и КуйбышевГЭС, строительство которых завершили в следующем 1957 году. Из всех гидроэлектростанций к тому моменту еще стрилилась только Куйбышевская ГЭС в Тольятти и АнгарГЭС (в настоящее время Иркутская ГЭС) на Байкале. Названия всех судов были приведены к одному укороченному стандарту под ДнепроГЭС.

Вся серия ограничилась 6 судами. Николаевский судостроительный завод взялся за выполнение более актуальных военных заказов, а постройку «ДнепроГЭСов» планировали передать на новую верфь в Ильичевске под Одессой, но тот завод оказался загружен судоремонтными работами в интересах Черноморского морского пароходства, и от постройки крупных судов в итоге отказался.

Суда стали не только технически хорошо оснащенными, но и просто красивыми. Сухогрузы получили элегантную крейсерскую корму, две надстройки над палубой: на корме находилось машинное отделение, а в средней надстройке — капитанский мостик.

Длина ЦимлянскГЭС составила 131 метр, ширина — 16,8 метров, высота борта — 7,6 метров, осадка — 7,63 метра. Проектная валовая вместимость судна равнялась 5 597 тоннам, дальность плавания — 6 000 морских миль или более 11 тысяч километров, средняя скорость хода — около 16 узлов (30 км/ч). Численность экипажа составила 45 человек. Корпус судна строился с учетом плавания в северных морях, ЦимлянскГЭС мог самостоятельно преодолевать небольшие ледовые поля. На судне установили 4 харьковских дизеля, обеспечивающих работу генераторов. Грузы, как навалочные, так генеральные (штучные) размещались в 5 грузовых трюмах. Экипаж судна мог обеспечить самостоятельную погрузку и выгрузку товаров за счет 12 грузовых стрел разной грузоподъемности.

На фоне судов предыдущих поколений Цимлянская ГЭС выделялась хорошими условиями для размещения и работы экипажа, за что моряки в шутку прозвали ее «Королевой Арктики». Но были и проблемы. Через несколько месяцев эксплуатации ЦимлянскГЭС были выявлены серьезные повреждения главного электродвигателя, проблему удалось решить не с первого раза.

Все шесть ДнепроГЭСов после постройки совершили переход из Черного в Баренцево море в Мурманск, где до конца службы входили в состав Мурманского морского пароходства. С 1957 года началась почти двадцатилетняя служба ЦимлянскГЭСа. Направлений работу у этих судов было два: плавание на каботажных линиях от Мурманска и Архангельска на восток в устье Енисея для снабжения Норильского промышленного узла, а с середины 60-х годов работа на заграничных «валютных» линиях. В январе ВолховГЭС открыл навигацию на новой канадской линии «Арктик-Лайн», которая связала порты Северной и Западной Европы (такие как Гавр, Антверпен, Гамбург) с канадскими Монреалем и Труа-Ривьером. На этой линии в разные годы работала вся великолепная шестерка судов. Суть арктической линии была в следующем. Министерство морского флота СССР предложило канадским коллегам обеспечить навигацию до портов на реке Святого Лаврентия в самых суровых зимних условия, тогда, когда большинство других судов работать не могли. За счет таких рейсов флот получал необходимую свободно конвертируемую валюту.

В последнее плавание ЦимлянскГЭС отправился в южное Аравийское море. В 1979 году теплоход разделали на металл на пляжах местечка Гадани в 40 километрах от пакистанского Карачи. Судостроительный завод в Николаеве, где бы построен сухогруз, с тех пор сменил несколько названий и собственников, а в 2021 году украинцы окончательно обанкротили некогда прославленное предприятие.

Константин Прибрежный

Новости на Блoкнoт-Волгодонск
  Тема: О тебе, любимый Волгодонск  
Цимлянская ГЭСсудноисторияАрктикаЦимлянскГЭС
4
0
Народный репортер + Добавить свою новость