Заботливые мамочки и слабеющие ученики: почему работа учителем потеряла престиж и как педагоги прививают интерес к своему предмету

Читайте также:
- Волгодонск через суд получил право собственности на три улицы среди коттеджей (завтра, 09:30)
- Путь к спорту начинается здесь: спортивная школа №5 Волгодонска объявляет набор в бесплатные секции (сегодня, 11:00)
- Содержание улиц в Волгодонске будет осуществляться через одну «мега закупку» (сегодня, 11:20)
Золотые времена, когда учитель был не просто наставником, а почти вторым родителем, окруженным уважением и почитанием, кажется, безвозвратно ушли в прошлое. Сегодня же профессия педагога нередко ассоциируется с «карьерным мазохизмом», а ученики порой позволяют себе воевать с учителями, не признавая их авторитет.
Что же привело к такой разительной перемене? Почему слово «учитель», некогда писавшееся с большой буквы, теперь все реже встречается в списках престижных профессий? Чем объясняется отток кадров из сферы образования, и как лихие 90-е повлияли на дальнейшую судьбу учительства? На эти вопросы ответила в своем откровенном интервью заслуженный учитель Светлана Станиславовна Каменская, сравнивая свой опыт работы 40 лет назад с современными реалиями.
Многие люди знают Светлану Станиславовну как педагога с 43-летним стажем, воспитавшего не одно поколение. Она посвятила жизнь русскому языку и литературе, но реальность современной школы заставляет ее говорить о своей работе, как о настоящей каторге.
Почему Светлана Каменская решила стать учителем?
Она ступила на педагогическую стезю в далеком 1983 году. С тех пор прошло 43 года, наполненных самоотверженным трудом и преданностью своему делу. Преподавать она продолжает и по сей день.
- 43 сезон, как я смеюсь, - подметила Светлана Станиславовна.
Она стала наставником для многих поколений учеников, прививая им любовь к родному языку и литературе. И хотя Светлана Станиславовна преподает эти предметы, в юности ее влекли совсем другие горизонты. Она мечтала о карьере учителя истории или, возможно, преподавателя немецкого языка.
Но судьба, как часто бывает, внесла свои коррективы. Получив школьный аттестат, Светлана Станиславовна отправилась в Калмыкию, где и планировала получить высшее образование. Однако, опасаясь не пройти по конкурсу на желаемые специальности, она решила подстраховаться и подала документы факультет русского языка и литературы. Причина такого решения была проста: на русский язык и литературу набирали 50 человек, а на историю – всего 25.
И хотя мечта о профессии историка на тот момент осталась нереализованной, Светлана Станиславовна ни разу не пожалела о своем выборе. Более того, увлечение историей она смогла успешно интегрировать в свои уроки литературы, обогащая их интересными историческими фактами.
- Но все равно, прежде чем начать говорить о каком-то писателе, я сначала рассказываю историю того периода, когда жил писатель. Говорят, интересно, - поделилась учительница.
В становлении Светланы Станиславовны как учителя огромную роль сыграла ее собственная школьная пора. Она с теплотой вспоминает свою учебу в 9-й школе Волгодонска, где ей посчастливилось встретить настоящих педагогов с большой буквы: Лесную Т.А и Жаханович Т.В. Эти замечательные учителя не только блестяще преподавали свои предметы, но и смогли зажечь огонь любви к родному слову в сердце юной Светланы. Именно это определило ее дальнейшую судьбу и вдохновило на выбор профессии учителя.
В деревнях самые способные ученики? Карьера Светланы Станиславовны
После окончания университета Светлана Станиславовна отправилась по распределению в сельскую школу, расположенную в тихом и уютном хуторе Семенкин. Целых 15 лет она посвятила работе с сельскими детьми, вкладывая в них знания и душу. Этот период стал для нее настоящей школой жизни, закалив характер и научив находить общий язык с самыми разными учениками.
Но суровые 90-е годы внесли свои коррективы в жизнь Светланы Станиславовны. Семья Каменских переехала в Волгодонск. Там она некоторое время работала в «Юноне», а затем получила приглашение занять должность заместителя директора в профессиональном техническом училище. Однако административная работа оказалась не по душе Светлане Станиславовне.
Она тосковала по живому общению с детьми, по урокам русского языка и литературы, по возможности делиться своими знаниями и любовью к слову. Она поняла, что кабинетная работа с бумагами – это не ее призвание и решила вернуться к преподаванию.
- Мне нужны дети-школьники, мне нужен мой язык, моя литература. А в техническом училище она никому не нужна. Вот поэтому я ушла, - рассказала Светлана Станиславовна.
Так, Светлана Станиславовна оказалась в 11-й школе, где и трудится уже на протяжении 24 лет. Здесь она нашла свое настоящее место, окруженная учениками, которые отвечают ей взаимностью и уважением.
Светлана Станиславовна с особой теплотой вспоминает работы в хуторе Семенкин, отмечая, что именно там ей встретились самые сильные и способные ученики. Возможно, деревенские дети более близкие к природе и земле, обладали особым складом ума и тягой к знаниям.
Русский язык - один из самых нелюбимых предметов в школе
Светлана Станиславовна с грустью констатирует, что русский язык сегодня не пользуется особой популярностью среди детей. Ей кажется, что они больше любят математику.
- Сейчас научить писать грамотно очень сложно. Дети не читают книги. И не только дети, но и их родители. Правильно говорящих детей тоже становится все меньше, - рассказала учительница.
Как вызвать интерес у ученика к предмету?
Чтобы пробудить в ученике интерес к предмету, прежде всего необходимо искренне полюбить того, кого учишь, считает педагог.
- Самое главное в жизни не оценка, а то, каким человеком станет ребенок, - подметила Светлана Станиславовна.
Учительница убеждена в эффективности метода «кнута и пряника». Где-то нужно похвалить, где-то указать на ошибки, а иногда побеседовать с родителями. Дисциплина, требовательность и любовь должны идти рука об руку.
Глупение поколений и безумные мамочки
Говоря о смене поколений, Светлана Станиславовна подчеркивает индивидуальность каждого ребенка. Однако она отмечает, что с каждым годом уровень подготовки учеников, к сожалению, снижается и они становятся слабее.
- Слабее в том смысле, что дети более «залюбленные», более нервные. Не читающие почти, потому что телефон у каждого с люльки в руках. Не любящие смотреть телевизор, - пояснила педагог.
Особую тревогу у педагога вызывают взаимоотношения с современными родителями, особенно с мамами, чрезмерно опекающими своих детей. Их вмешательство в учебный процесс, постоянные жалобы и подрыв авторитета учителя на глазах ребенка создают серьезные трудности в работе.
- Они боятся, что в школе их ребенка убивают, гнобят. Мне, конечно, всегда обидно это слышать. И очень трудно убедить маму, что не стоит так опекать ребенка, что нужно дать ему свободу. Что не нужно говорить об учителе плохо в присутствии ученика. Иногда, вы знаете, можно найти общий язык быстрее с ребенком, чем с его родителями, - рассказала Светлана Станиславовна.
Любимчики в школах
Учитель принципиально не выделяет любимчиков среди учеников. Она может повысить голос, указать на лень, но всегда относится к детям с сочувствием.
Несправедливо делить учеников на «избранных» и «отверженных», уверена она. Замечая талантливых детей, учитель старается раскрыть их потенциал, требуя больше, но не подавляя желание учиться. Как правило, такие ученики не обижаются на требовательность педагога, а в будущем, наоборот, благодарят за вклад в их развитие.
- Я никогда не переношу на оценки свое отношение к ребенку, - сказала Светлана Станиславовна.
Каждый учитель должен всегда находить тонкую грань между хладнокровностью и эмпатичностью к ученикам.
Пудель, как благодарность: самое приятное в профессии учителя
Самая большая награда этой профессии – благодарность учеников, которые, окончив школу, не забывают своего наставника. Часто они навещают Светлану Станиславовну, дарят подарки. Самым необычным из них стал пудель по кличке Дэнни.
Проблемы в работе педагогом
С другой стороны, Светлану Станиславовну тяготит чрезмерная бумажная волокита. Особенно эта проблема затрагивает классных руководителей. Протоколы классных часов, родительских собраний, толстые красные папки и многое другое отнимает много времени и сил. Постоянный контроль за работой учителей также создает дополнительное напряжение.
- И кому это нужно, никто не знает. Мы должны заставлять родителей голосовать в каких-то чатах, отправлять какие-то сведения, какие-то бумаги, отправлять запросы на разрешение прививок у родителей. Бумаг столько, что если войти в наш чат классных руководителей, то можно просто сойти с ума, - рассказала Светлана Станиславовна.
Изменения в образовательной программе повлекли за собой и снижение уважения учеников к школе, отмечает учитель. В былое время слово учителя было законом, а его авторитет в семье – незыблем. Сейчас же ситуация кардинально изменилась.
- В наши школьные годы никто не посмел бы просто так пропустить школу. Только, если заболел. Сейчас же можно на неделю увезти ребенка во время учебного процесса, - возмутилась Светлана Станиславовна.
Большая ответственность за воспитание уважения к школе лежит на родителях, убеждена педагог. Однако нынешнее поколение родителей, выросшее в трудные 90-е годы, зачастую не способно привить детям любовь к знаниям.
Причина кроется в тех непростых временах, когда страна переживала период экономической и социальной нестабильности. Из школ массово уходили учителя, возникла острая нехватка кадров, которая, к сожалению, ощущается и сегодня. Многие предметы преподают не специалисты, что негативно сказывается на качестве образования.
Финальным ударом по престижу профессии стали низкие зарплаты, которые унизили профессию учителя, считает Светлана Станиславовна.
- Когда меня спрашивают врачи, на что я жалуюсь, я смеясь отвечаю: на зарплату, - смеется педагог.
Все разговоры о высоких зарплатах учителей и их регулярном повышении – не более чем миф, утверждает она.
- Зарплату в 50 тысяч рублей может получить человек, который работает на 2-3 ставки. Что такое 2-3 ставки? Это 8-9 уроков в день. Как вы думаете, может человек качественно работать? – возмущается женщина.
Тогда девочки хотели стать проститутками: как лихие 90-е повлияли на образование
Светлана Станиславовна опасается, что в скором времени в школах останутся лишь те, кто пришел в профессию в 90-е годы. Среди них, безусловно, есть талантливые учителя, но у них сформировался иной взгляд на жизнь под влиянием непростой эпохи.
Особенно сильно 90-е годы отразились на мировоззрении учеников. По словам педагога, в то время одной из самых желанных профессий была не космонавт или летчик, а символ легких денег и кажущейся свободы – проститутка.
- В те годы не было авторитетов, а только малиновые пиджаки и деньги. Я думаю, что это тоже повлияло. Раньше дети хотели стать врачами, космонавтами, летчиками, учителями. А в 90-е лихие годы на первое место выходили проститутки, - со смехом вспоминает Светлана Станиславовна.
В последующих поколениях дети стали ориентироваться не на интерес к работе, а на высокую заработную плату. Эта тенденция, к сожалению, сохраняется и по сей день.
Что можно поменять в системе образования?
Светлана Станиславовна поделилась своим видением того, что необходимо изменить в современной системе образования.
Учитель не должен быть перегружен бумажной работой и огромным количеством уроков в день, необходимых для получения достойной заработной платы. Такая система лишь отталкивает людей от профессии.
Учителю нужно больше времени для творческой работы и индивидуального подхода к каждому ребенку, убеждена она.
Признавая свой опыт и знания, Светлана Станиславовна с благодарностью говорит о том, что и сама многому научилась у своих учеников.
К изменениям в системе образования учитель относится неоднозначно. С одной стороны, она довольна новыми учебниками по литературе и русскому языку, отмечая их глубину и полноту подачи материала.
Благодарность учеников
В эпоху перемен, когда система образования претерпевала изменения, а в учебниках появлялись новые материалы, знания учеников, особенно в сфере информационных технологий, становились бесценными. Человек не может знать все, поэтому случались моменты, когда ученик мог научить учителя чему-то новому.
Светлана Станиславовна с теплотой вспоминает, как ее ученики всегда относились к ней с уважением и готовностью помочь. Особенно ценной была их поддержка в освоении цифровых технологий, когда появление компьютеров значительно усложнило работу взрослых учителей. Ученики, хорошо разбирающиеся в технике, помогали ей разобраться в тонкостях работы с компьютером.
Один забавный эпизод ярко демонстрирует любовь и уважение учеников к своей учительнице. Однажды, узнав, что никто в классе не готов к уроку, расстроенная Светлана Станиславовна сказала, что не будет проводить занятие, и вышла из класса. Когда она вернулась через некоторое время, на ее столе лежала коробочка таблеток валерьянки с надписью: «С любовью, 11А».
Гордость за выпускников: четыре 100-бальника и один губернатор
Светлана Станиславовна – уважаемый педагог, который обучает детей с особым профессионализмом. Как учителя и человека, ее ценят, уважают и никогда не забывают.
Ее выпускники славятся своими талантами и достижениями. Светлана Станиславовна с гордостью отмечает, что среди ее учеников было четверо, которые сдали ЕГЭ по русскому языку на 100 баллов.
Также она вспоминает о выпускнике, которому удалось достичь огромных вершин – губернаторе Самарской области Вячеславе Федорищеве. Многие ее ученики, окончив школу, смогли добиться больших успехов в различных областях, что является лучшим подтверждением педагогического таланта.
Самые важные предметы в школе
Светлана Станиславовна убеждена, что в школьной программе необходимо ввести предмет «Человековедение». Дети с детства должны учиться жить, понимать людей, различать добро и зло, усваивать основы морали.
Из существующих предметов каждый по-своему важен, считает педагог. Особенно она выделяет физкультуру. В наше время дети часто болеют и физически слабы, им необходимо больше двигаться, бегать и прыгать.
Светлана Станиславовна подчеркивает, что интерес и важность предмета зависят от учителя. От того, как педагог относится к своему предмету и ученикам.
Почему необходимо ЕГЭ?
В отношении ЕГЭ – одной из самых волнующих тем для школьников – Светлана Станиславовна занимает твердую позицию. Она считает этот экзамен важным и правильным, так как он дает возможность ученикам из маленьких городов поступать в вузы и реализовывать свои мечты. Несмотря на критику и страх учеников, ЕГЭ открывает двери к неограниченным возможностям для каждого ученика.
Что есть слово «Учитель»?
- Учитель – это человек, от которого зависит будущее России. И от того, какой учитель, зависит очень многое. Мы готовим будущее нашей страны. И мы это знаем, мы это понимаем. И без нас нашей Родине никак не обойтись, - закончила интервью этой цитатой Светлана Станиславовна.
Константин Прибрежный