«Черные вербовщики» под видом вахтовой работы могли принудить полуслепого жителя Волгодонска заключить контракт на службу штурмовиком в СВО
Читайте также:
- Глубокие трещины и здоровенные дыры в стенах Фельдшерско-акушерного пункта в хуторе Потапов повергли в ужас местных жителей (сегодня, 14:00)
- Волгодонской районный суд покидает рассматривавшая резонансные дела Мурашова и Семененко судья Ирина Коваленко (сегодня, 10:00)
- Салюты под запретом: в Волгодонске нельзя запускать и продавать пиротехнику (сегодня, 12:00)
Жительница Волгодонска Ростовской области Кристина Борисова утверждает, что ее брат мог быть обманным путем вовлечен в схему подписания контакта на службу в зоне СВО. Якобы ее брату обещали работу сварщиком в ДНР, для чего мужчине предложили приехать в Тверь и подписать некие бумаги. Затем следы волгодонца теряются где-то под Луганском.
С началом СВО для Вооруженных Сил России потребовалось пополнение в виде сотен тысяч новых солдат и офицеров. После мобилизации 300 тысяч человек в 2022 году, ставка на расширение Вооруженных сил была сделана на максимальное расширение контрактной службы. Государство установило повышенную заработную военнослужащим, заключающим контракт с Минобороны, поощрительные выплаты из бюджета. Регионы в свою очередь также стали устанавливать собственные выплаты будущим военнослужащим, которые заключают контракты в военкоматах на их территории. При этом не имело значения, проживает ли человек в данном городе и регионе или нет.
Размер выплат разнится в зависимости от размера региона и его бюджета. Размер региональной выплаты по стране разнится от 300 тысяч до более чем 3 миллионов рублей. Это большие деньги. Государство, пожалуй, впервые стало массово привлекать на службу в зоне масштабного военного конфликта с помощью серьезных материальных стимулов.
Вскоре возникли и посредники, которые занимались привлечением добровольцев из других регионов. Схемы их работы могли быть от сравнительно честных – когда человека просто привозили в военкомат в другой город, до откровенно преступных - когда контракт подписывали люди с ограничениями по здоровью, с криминальным прошлым. Появилась даже отдельная категория «черных вдов», женщин, которые заключали браки с мужчинами в надежде на их скорую гибель в зоне СВО. Выплаты от государства в таком случае могли оказаться в их руках. В некоторых случаях мошенники могли получать доступ к банковским картам таких контрактников, фактически присваивая их деньги. В случае гибели человека в зоне СВО, доказать факт мошенничества становилось крайне трудно.
В такой ситуации оказались и родные 54-летнего волгодонца Льва Тищенко. В редакцию «Блокнота» обратилась его сестра Кристина Борисова. По ее словам, в конце ноября брат уехал в Тверь для оформления документов для работы на вахте в ДНР. Но, по словам женщины, в Твери ее брат неожиданно подписал контракт, и буквально за пару недель оказался в одной военных частей в ЛНР. Родственникам он никогда не говорил о намерении пойти добровольцем в армию. Кристина говорит о серьезных проблемах со здоровьем у брата – он сильно прихрамывает на одну ногу, у него слабое зрение и проблемы с сердцем.
- Мой брат Тищенко Лев Анатольевич, 1972 года рождения, который никогда не проходил воинскую службы – ни срочную службу, ни службы по контракту по состоянию здоровья. Всю жизнь он проработал сварщиком. Не так давно он искал работу, обращался в «Атоммаш» (крупнейший завод в Волгодонске – ред.) , но там ему отказали в трудоустройстве по состоянию здоровья и по возрасту. А затем он позвонил по объявлению на «Авито», после чего с ним связалась некая Эльвира, и рассказала ему о том, что хорошо заработать сварщиком можно в Донецкой Народной республике. С моим братом общалась по телефону несколько дней. Говорили, что там хорошо платят, но для этого потребуется заключить «формальный контракт», так как работать придется вблизи зоны боевых действий. Поэтому обязательно требуется подписание некого контракта в городе Тверь, - рассказывает Кристина Борисова.
По словам женщины, ее брат до последнего момента был уверен, что его ждет работа сварщиком по профилю. Кристина Борисова рассказала, что после первого звонка, ее брата, (он жил с матерью), навестил некий человек, который представился сотрудником военкомата. Он же напомнил волгодонцу о наличии долгов за квартиру, после чего мужчине даже организовали визит в офис Службы судебных приставов. А спустя пару дней, брату вновь позвонила Эльвира и вновь предложила мужчине заключить контракт на работу через Тверь. Тогда Лев Тищенко и согласился на поездку.

Лев Тищенко
- Еще хотелось бы обратить внимание на один момент. После звонка на Авито по вакансии сварщика в ДНР начали происходит странные вещи. Ранее к моему брату не обращались и не приходили судебные приставы, а теперь некие люди в форме, не показывая удостоверения, со слов мамы и папы, стали интересоваться братом как «приставы», «сотрудники военкомата». Его два дня возили по городу в военкомат, в прокуратуру и к судебным приставам. Был человек в форме, позднее в военкомате мне сообщили, что он был «ряженным». А через два дня опять позвонила Эльвира и спросила у брата, не случилось ли что у него. Он и рассказал о визитах. И тогда Эльвира ему и сказала, что в Волгодонске ему придется заключить контракт для службы в армии, а с ее помощью можно заключить другой контракт, но на работу сварщиком в ДНР и не попасть по контракту в зону боевых действий. Эльвира держала его на связи целыми сутками на протяжении 10-12 дней. После чего, войдя к нему в доверие, она убедила его уехать в Тверь. Брат перед отъездом рассказывал, что его даже в прокуратуру возили, чтобы сподвигнуть его к заключению контракта. С его слов, его даже в здание прокуратуры заводили, и к приставам его тоже водили, - рассказывает волгодончанка.
По словам Кристины Борисовой, большую часть деталей жизни брата перед отъездом в Тверь она узнала уже после его исчезновения. По ее словам, она знала, что брат ищет работу и нуждается в деньгах, а после нескольких отказов, несмотря на проблемы со здоровьем, он был готов работать и вахтовым способом. По словам женщины, ее брату обещали некую выплату в размере 1,4 миллионов рублей. Из Волгодонска Лев Тищенко уехал в Тверь прямым поездом Адлер – Санкт-Петербург. Уже позднее, по рассказам матери, Кристина поняла, что ее брата буквально «вели» его собеседники точь-в-точь, как в случаях с телефонным мошенничеством.
- 16 ноября он убыл с нашего вокзала, а утром 18 ноября он приехал в Тверь. Эльвира попросила брата переслать ей копию паспорта и фотографию, выписала ему электронный билет на поезд. Как позднее выяснилось, она попросила его за полтора часа до отправления поезда сфотографировать часы на вокзале. Нас это насторожило потом, когда эти факты всплыли. Там его встретили на такси. Оттуда он успел позвонить мне один раз. Сказал, что с вокзальной площади его повезут в распределительный центр, а позже он перезвонит. Затем, когда его уже привезли к распределительному центру, он позвонил матери, и сказал, что здесь режимный объект, а у него заберут телефон, с родными он пообещал связаться позже. Слово «режимный объект» в разговоре меня насторожило. Я в итоге дозвонилась в военным комиссариатом Твери, где мне подтвердили, что в тот день к ним прибыл человек из Волгодонска, а после – попросили перезвонить позднее. После обеда я перезвонила к ним на указанные номера. Там мне и сообщили, что мой брат якобы добровольно заключил контракт. Но он не мог этого сделать по состоянию здоровья. У него диагностирован коксартроз бедренного сустава, у него близорукость на -5,5 диоптрий и гипертония второй степени. При таком состоянии здоровья он не мог даже пройти медкомиссию, - продолжает свой рассказ женщина.

Кристина и ее мама верят, что смогут увидеть Льва живым
18 ноября и стал последним днем, когда родные смогли поговорить с братом. После этого мужчина прекратил выходить на связь. Уже днем он позвонил матери и попросил ее перечислить деньги на его новый счет якобы для покупки еды. О том, где он находится, и куда он отбывает, он не сообщил. Но его сестра выяснила, что ее брат в тот же день заключил контракт с Минобороны, а из Твери его быстро перевели в учебную часть под Воронежем, откуда вскоре он оказался в где-то в ЛНР.
- После этого, он в последний раз связался с мамой и сообщил ей новый номер счета, куда и попросил прислать денег, потому что у него не было средств, чтобы купить еду. Больше он на связь не выходил. Еще раз связавшись с тверским военным комиссариатом, мне сообщили его личный номер, который присваивают военнослужащему, и сообщили, что мой брат далее будет направлен в Воронеж на полигон, после - в Луганскую Народную республику. На данный день (интервью было записано 2 декабря – ред.) его уже девятый день нет в учебной части в Воронеже. Как нам удалось выяснить, его и еще 16 человек из Воронежа отправили в Луганск. Связи с ним нет вообще никакой! Нет ни сообщений, ни звонков, - рассказывает женщина.

Последний перевод на карту брата
Она утверждает, что ее брат имел «белый билет» на службу в вооружённых силах. По состоянию здоровья, он уже испытывал трудности при передвижении без посторонней помощи.
- Еще раз хочу отметить, что мой брат с 18 лет не подходил под призыв в армию из-за проблем со зрением. Еще во время вооруженного конфликта в Чечне, он хотел заключить контракт, но по состоянию здоровья его не взяли, - рассказывает Кристина Борисова.
Пока ни она, ни ее мать, так и не смогли связаться со Львом. По словам женщины, в военкомате Волгодонска ей сообщили, что они не могут сообщить, где находится ее брат, и попытаться выйти с ним на связь, но подтвердили, что случаи такого рода вербовки в вооруженные силы есть.
- В военкомате Волгодонска я тоже была. Мне там так и сказали, что с такими отметками о состоянии здоровья с ним контракт заключить не могли! И ему бы даже предложение о контракте не стали бы делать! Когда я была в военкомате, мне сказали, что теперь такая схема добралась и до нашего города. В тверском военном комиссариате мне по сути дела ничего не ответили. Но там назвали такую схему работы «рекрутинговой компанией, которая помогает людям найти возможность заключить контракт». Как я узнала в дальнейшем, такая операция называется «продажа». И часто такие действия совершаются с целью обогащения третьих лиц, так как денежные выплаты, если эти деньги и были получены, мы не знаем куда они ушли. Связи с братом нет. Мама мне предоставила телефон Эльвиры, который и был в объявлении. Пыталась позвонить, но в трубке шли гудки. После того, как мой брат приехал в Тверь, телефон оказался выключенным. До подписания контракта она вела его до этой точки, а после телефон оказался выключенным. Я попыталась «пробить» этот телефон, у других абонентов он записал как «Анна Анферова» и больше ничего. В военкомате Волгодонска мне объяснили, что узнать о судьбе тех людей, которые заключают контракты и идут на воинскую службу не через Ростовскую область, они узнают только в случае «груза 200», либо если приходят родственники - в случае, если человек пропал без вести. Какое-то содействие в решение вопроса они пообещать не могут, - продолжает свой рассказ женщина.
По словам Кристины Борисовой, ее брат, учитывая состояние его здоровья, может погибнуть.
- Я утверждаю, что это и есть психологическое давление, хотя мой брат и не был до последнего времени таким доверчивым человеком. В нашей семье уже было горе, 14 лет назад после Второй Чеченской войны умер старший брат. Еще одной потери моя семья не перенесет. Прошу Министерство обороны, прошу все вышестоящие органы, Следственный комитет провести проверку. Есть состав преступления, есть мошенничество. Я и наша семья настоятельно просим провести проверку и расторгнуть контракт. Мой брат однозначно заключил контракт под давлением психологическим и моральным. Прошу всех быть внимательными, когда просматриваете такого рода объявления о работе! Будьте бдительными и острожными! И передайте эту историю вашим родственникам! - обращается ко всем читателям волгодончанка.

Заявление в военную прокуратуру
Кристина Борисова уже написала заявления военному прокурору Южного военного округа и в военное следственное управление Следственного комитета. Заявления были переданы в Ростове-на-Дону адресатам 28 ноября. Пока ответы из следственных органов не получены. Уже третью неделю родные Льва Тищенко не могут связаться с ним и просто понять все детали этой истории. Кристина Борисова и ее пожилая мать просят Минобороны найти их брата и сына.
В целом, надежда на разрешение этой ситуации есть. В ноябре 2025 года 18-летний Булат Шаяхметов из Башкортостана ушел из дома на подработку, но через несколько дней оказался в ДНР. Позднее выяснилось, что в конце октября некие Дима и Зарина предложили Булату подзаработать. Ему предложили хорошие деньги за сдачу анализов за других людей, которые хотят попасть на контракт в Вооруженные Силы. Но в Екатеринбурге, куда в итоге и привезли юношу, оказалось, что парень подписал контракт, после чего его сразу отправили в воинскую часть. После общественной огласки в Минбороны пообещали вывезти экс-студента из зоны СВО и предложили ему пройти срочную службу вне зоны боевых действий. Участники же схемы вербовки были задержаны.
Читайте новости Волгодонска в удобном формате в нашем Телеграм-канале и в MAX.
Константин Прибрежный
Если вам есть, чем поделиться, хотите высказать свое мнение, рассказать о проблемных ситуациях или просто поделиться наболевшем, пишите нам в редакцию на электронную почту: news@bloknot-volgodonsk.ru, а так же в комментариях или личных сообщениях в социальных сетях нашего информационного портала или на номер WhatsApp: 8-988-897-93-77.
Новости на Блoкнoт-Волгодонск