Волгодонск Пятница, 19 апреля
Общество, 08.08.2012 00:07

Что атомщики ответили на вопросы общественности

Публикуем ответы на вопросы Общественной палаты о будущем Волгодонска и Ростовской АЭС. Отвечает директор Ростовской АЭС Андрей Сальников.

1. Насколько возрастут поступления в бюджет города Волгодонска после ввода в эксплуатацию 3-го и 4-го энергоблоков?

Основные поступления в бюджет – это поступления с налога на имущество. Он составляет 2% от стоимости энергоблока. Стоимость энергоблока № 3 – 98,5 млрд руб. 2% от указанной суммы – это 1,97 млрд руб. Основная часть указанной суммы поступит в областной бюджет, в местный бюджет поступит 10% – 197 млн руб.

По 4-му энергоблоку расчет налога будет произведен аналогично. Стоимость блока № 4 – 77,9 млрд руб.

2. Вырабатываемая на РоАЭС электроэнергия поставляется на ОРЭМ (оптовый рынок энергетических мощностей – прим.ред.). Какое ее количество планируется передавать Волгодонску по прямым поставкам?

Ростовская АЭС поставляет электроэнергию только на оптовый рынок электроэнергии и мощности (ОРЭМ) в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 24.10.2003 г. № 643 «О правилах оптового рынка электрической энергии (мощности)». Передача напрямую потребителям не предусмотрена. Реализацию электроэнергии населению и предприятиям, купленную на ОРЭМ, осуществляет Гарантирующий поставщик – ОАО «Энергосбыт Ростовэнерго».

 3. Какие мероприятия проводит или планирует РоАЭС по улучшению состояния Цимлянского водохранилища?

В 2003-2004 годах Ростовская АЭС совместно с Федеральным агентством водных ресурсов финансировала работу по уточнению морфометрических характеристик Цимлянского водохранилища. Затраты составили 6 млн. руб. Сейчас этой информацией пользуется очень много потребителей, в том числе и судоходство, и все, кому нужно знать морфометрические характеристики по Цимлянскому водохранилищу.

В 2007-2008 годах Ростовская АЭС совместно с Федеральным агентством водных ресурсов финансировала работу по формированию практических рекомендаций с целью улучшения качества воды приплотинного участка Цимлянского водохранилища и водоема-охладителя Волгодонской АЭС (апробация биологического метода – альголизации по снижению степени «цветения» воды сине-зелеными водорослями в Цимлянском водохранилище). Затраты составили 3 млн. руб.

Вышеперечисленные работы были профинансированы долевым образом со стороны Ростовской АЭС на основании обращений ФГУ «Управление водными ресурсами Цимлянского водохранилища» в центральный аппарат ОАО «Концерн Росэнергоатом» и принятия положительного решения со стороны центрального аппарата.

В 2011 и 2012 годах Ростовская АЭС продолжила работы по альголизации приплотинного участка Цимлянского водохранилища вдоль дамбы водоема-охладителя и выше по течению.

Результаты альгомониторинга свидетельствуют о весьма умеренном развитии в Приплотинном плесе водохранилища сине-зеленых водорослей, несмотря на благоприятствующие этому процессу факторы маловодного года (обилие мелководий, хорошая прогреваемость и пр.). Немаловажно отметить, что уровень развития сине-зеленых в период их максимума в августе 2011 года в Приплотинном плесе оказался почти в три раза ниже, чем в вышерасположенной акватории водохранилища, где альголизация не проводилась с 2008 года.

В целом по всему Цимлянскому водохранилищу работы по улучшению качества воды Ростовская АЭС выполнять не может в связи с тем, что Цимлянское водохранилище является федеральным водным объектом и проведение работ на нем финансируется за счет федеральных средств по утвержденным федеральным программам. Такая программа разработана Комитетом по охране окружающей среды и природных ресурсов Администрации Ростовской области и направлена на согласование в Министерство природных ресурсов Российской Федерации.

4. Какие меры принимаются руководством РоАЭС по коренному изменению схемы оповещения жителей города Волгодонска в случае нарушения режима работы станции?

 Ответил заместитель главы Волгодонска по городскому хозяйству A.M. Милосердов:

Система оповещения населения Волгодонска в случае возможной аварии на Ростовской АЭС отработает в штатном режиме. Опробование указанной системы оповещения производится регулярно в соответствии с утвержденным графиком силами ГО и ЧС Волгодонска. При необходимости в систему оповещения своевременно вносятся коррективы. Разработана памятка для населения по его действиям в случае аварии. В случае, если сирены системы оповещения не сработают из-за отсутствия питания, включится передвижная техника с громкоговорящими устройствами. На заседании областной антитеррористической комиссии, в которой принимал участие мэр Волгодонска В.А. Фирсов, губернатор  Василий Голубев дал указание МЧС в двухнедельный срок провести анализ всех систем оповещения по всем населенным пунктам Ростовской области с тем, чтобы проверить их состояние и определить необходимые коррективы. После совещания принято решение о реконструкции системы оповещения Волгодонска за счет региональных средств. На данный момент готовится техническое задание на реконструкцию системы оповещения нашего города.

5. Считает ли руководство концерна «Росатом» и РоАЭС необходимым обеспечить для населения 30-километровой зоны компенсацию за проживание в непосредственной близости с потенциально опасным объектом  в виде: льгот по оплате за потребляемую электроэнергию, высококачественного медицинского обслуживания, дополнительного социального страхования рисков (так называемая плата за страх)?

50-% льгота на оплату электроэнергии для населения 30-километровой зоны отменена Постановлением Правительства от 20.02.2002 г. № 121 «Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации по вопросам налогообложения прибыли организаций».

Однако это не говорит о том, что Госкорпорация «Росатом», ОАО «Концерн Росэнергоатом» и Ростовская АЭС не заинтересованы в улучшении социальных гарантий в городах, где размещены российские АЭС и на территориях 30-километровых зон.

На данном этапе в Госкорпорации «Росатом» активно рассматривается вопрос о подписании соглашения между регионами и ОАО «Концерн Росэнергоатом», предусматривающего такой порядок, чтобы при вводе в эксплуатацию новых энергоблоков АЭС   значительную часть налога на имущество станции направляли бы в местный бюджет с тем, чтобы эти средства использовались на обеспечение социальных гарантий.

Пилотный проект такого соглашения опробуется в городе Сосновом Бору, где строится Ленинградская АЭС-2. Вероятнее всего следующей площадкой будет Волгодонск.

Кроме того, в ОАО «Концерн Росэнергоатом» прорабатывается вопрос о создании Совета территорий, где расположены российские атомные станции, который в первую очередь примет на себя законодательную инициативу в решении указанных вопросов.

В сентябре на Курской АЭС пройдет форум с участием директоров всех российских АЭС и представителей муниципалитетов городов, где размещены АЭС, на котором будет подробно рассмотрен вопрос о создании Совета территорий, его права и полномочия.

В централизованном порядке между ОАО «Концерн Росэнергоатом» и участниками Российского ядерного страхового пула заключен договор страхования гражданской ответственности эксплуатирующей организации – объекта использования атомной энергии. По данному договору застрахована деятельность Ростовской АЭС в области использования атомной энергии. Объектом страхования являются имущественные интересы, связанные с обязанностью в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и международным договором (Венской конвенцией о гражданской ответственности за ядерный ущерб от 21.05.1963 г.), возместить ущерб, причиненный третьим лицам в результате радиационной аварии.

По обеспечению населения 30-ти километровой зоны высококачественным медицинским обслуживанием сообщаю, что планируется к концу 2014 года ввести в эксплуатацию медико-санитарную часть (поликлиника и стационар) ФМБА России по ул. Гагарина. На данный момент Соглашение о финансировании указанного объекта находится в стадии согласования с ФМБА России.

 6. Мы просим переложить ответственность за эвакуацию населения из зоны заражения в случае тяжелой радиационной аварии с муниципалитетов 30-километровой зоны на руководство концерна «Росатом» и РоАЭС. В первоначальном экономическом обосновании строительства АЭС такая система эвакуации была предусмотрена.

Распределение ответственности между администрациями города Волгодонска и атомной станции в вопросах защиты населения, в том числе и такой меры как эвакуация, установлено Федеральным законом от 21.12.1994 года № 68 «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». В соответствии с этим законом в городе разработан План эвакуации города Волгодонска, согласованный с Главным Управлением ГОиЧС Ростовской области.

Для различных видов ЧС в городе произведен расчет сил и средств, необходимых для эвакуации. Все предприятия, которые располагают необходимым транспортом, состоят на учете в муниципальном казенном учреждении «Управление ГОЧС города Волгодонска». Эвакуация населения из зоны заражения в случае тяжелой радиационной аварии в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 г. №131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» возложена на муниципалитеты.

В Волгодонске имеется необходимый запас йода для проведения йодной профилактики.

7. Кто должен обеспечивать эвакуируемое население средствами индивидуальной защиты?

Что касается работников РоАЭС, а это тоже население города Волгодонска, то их обеспечить индивидуальными средствами защиты обязано руководство атомной станции. Для остального населения Волгодонска – это ответственность, согласно действующему законодательству, возложена на муниципалитет.

8. Почему руководство концерна «Росатом» и РоАЭС не принимают меры по вовлечению в строительство и эксплуатацию АЭС молодежи города через обучение в своих ПТУ, а идет путем использования командированных работников из других регионов и даже стран?

Согласно статистике приема на работу на АЭС, примерно 70 % вновь принимаемых – это жители Волгодонска.

Для работы по управлению реактором на АЭС нужны специально обученные специалисты, которых пока не выпускает ВИТИ НИЯУ МИФИ (первый выпуск таких специалистов произойдет только через четыре года), поэтому для работы по управлению реактором принимаются специалисты из других регионов России. А выпускники с красным дипломом и высокими баллами ВИТИ НИЯУ МИФИ по специальностям: «контрольно-измерительные приборы и автоматика», «котло- и реакторостроение», «инженерная защита окружающей среды», а также по электротехническим специальностям ежегодно принимаются на Ростовскую АЭС.

Ростовская атомная заинтересована в наборе на работу местных специалистов, потому что эти люди адаптированы к городу, они его знают, у них здесь семьи, живут родители, на первом этапе у них нет жилищных проблем. Для нас во всех отношениях это выгодно.

К строительству на третьем и четвертом энергоблоках Ростовской АЭС привлечены практически все строительные организации Волгодонска. Нехватка есть в тепломонтажных организациях. Небходимого количества тепломонтажников в городе нет, поэтому они приглашены из других регионов России.

 9. Какие льготы для развития малого и среднего бизнеса в Волгодонске и других муниципальных образованиях 30-километровой зоны может предоставить руководство концерна «Росэнергоатом» и РоАЭС?

Предоставление льгот для развития малого и среднего бизнеса не входит в компетенцию ОАО «Концерн Росэнергоатом» и Ростовской АЭС.

Свою долю в развитие малого и среднего бизнеса в Волгодонске и других муниципальных образований 30-километровой зоны Ростовская АЭС вносит, так как ежегодно размещает значительную часть заказа на ремонт и изготовление комплектующих, поставку запасных частей и т.п. именно на предприятиях Волгодонска и 30-километровой зоны.

10. Почему не ввели завод по переработке нерадиоактивных отходов одновременно с вводом второго энергоблока? Какие меры принимаются по исправлению допущенного срыва? Когда будет введен завод?

Реализация объекта «Полигон захоронения и переработки нерадиоактивных отходов» по проекту 000 «НПП АВТЭК» с вводом второго энергоблока не могла быть выполнена в связи с тем, что проект не получил положительного заключения Главгосэкспертизы на соответствие требованиям действующих санитарных норм и правил.

Затраты на строительство нового полигона внесены в сводку затрат по третьему энергоблоку. С администрацией Волгодонска подписано соглашение о финансировании нового объекта – «Полигон захоронения и переработки нерадиоактивных отходов», в котором предусмотрен отвод нового земельного участка, строительство и ввод в эксплуатацию полигона. Сумма соглашения – 490,8 млн рублей.

25 июля 2012 года в адрес ОАО «Концерн Росэнергоатом» направлены документы для оплаты по этапу № 1 соглашения о финансировании в размере 53,014 млн руб.

31 июля 2012 первый транш оплачен. Порядок финансирования в соглашении прописан до 2014 года. А это значит, что до конца 2014-го года объект будет введен в эксплуатацию.

 11. Медленное строительство жилья для работников АЭС в квартале В-17 (микрорайон Солнечный) задерживает строительство социальных объектов, что отрицательно сказывается на условиях проживания как работников АЭС, так и жителей близрасположенных микрорайонов города. Какие меры принимаются руководством АЭС по решению данного вопроса?

Строительство жилья для работников АЭС за последний период никак нельзя назвать медленным. С заселением дома в микрорайоне В-17 на Ростовской АЭС полностью решен вопрос по жилью для работников АЭС. Очереди на получение жилья на Ростовской АЭС нет.

В настоящее время готовится областная программа, согласно которой в Волгодонске предусмотрено строительство двух детских садов. Ростовская АЭС надеется, что один из них будет построен в микрорайоне Солнечном.

12. Когда будет решен вопрос строительства и ввода в эксплуатацию медсанчасти РоАЭС?

Ещё год назад ОАО «Концерн Росэнергоатом» был готов подписать соглашение о финансировании с ФМБА России о строительстве медико-санитарной части в Волгодонске. Деньги на финансирование этого объекта есть. Но под разными предлогами со стороны ФМБА России подписание указанного Соглашения переносилось.

На прошлой неделе на совместном совещании с ФМБА России в Москве назначено ответственное лицо по реализации проекта. Надеемся на скорейшее подписание соглашения о финансировании. До конца 2014-го года медсанчасть (поликлиника и стационар) должна быть введена в эксплуатацию. Строительство медико-санитарной части предусмотрено по улице Гагарина. Стоимость объекта – 438,5 млн руб.

13. Существующая в городе транспортная развязка не обеспечивает вывоз жителей из города в нормативные сроки при аварийной ситуации. Поэтому участие руководства РоАЭС в решении данной проблемы  должно быть самое активное. Каково Ваше видение решения вопроса?

На антитеррористической комиссии мэр Волгодонска Виктор Фирсов поднял вопрос о том, что требуется строительство мостового перехода через залив в Волгодонске. А губернатор Ростовской области Василий Голубев поставил перед транспортным министерством Ростовской области задачу проработать этот вопрос с администрацией города и вынести на рассмотрение заседания правительства Ростовской области.

Надеемся, что назначенные ответственные лица предоставят Губернатору исчерпывающую информацию по данному вопросу для принятия управленческого решения по транспортной развязке.

Дополнительно сообщаю, что ОАО «Концерн Росэнергоатом» будет финансировать строительство объездной дороги вокруг АЭС. Сумма по Соглашению о финансировании – 746 млн руб.

На данный момент соглашение подписывается между ОАО «Концерн Росэнергоатом» и Министерством транспорта Ростовской области.

Новости на Блoкнoт-Волгодонск
0
0
Народный репортер + Добавить свою новость