Имя и фамилию мне дали на войне солдаты, - главный танкист Волгодонска Клим Неополькин
Читайте также:
- В Государственной Думе взяли на контроль резонансное дело Сергея Мурашова из Волгодонска (09.09.2018 14:00)
- Команда «Донэнерго» ВМЭС стала победителем соревнований химических постов (07.09.2018 20:04)
- В Волгодонске впервые прошел слет казачьей молодежи города (07.09.2018 19:05)
В рубрике «Лица города» главный танкист Волгодонска - Ветеран Великой Отечественной войны Клим Николаевич Неополькин.
Танковые войска являются неотъемлемой частью Сухопутных. День танкиста отмечается ежегодно во второе воскресенье сентября. В этом году этот праздник выпал на 9 сентября. Клим Николаевич Неополькин в возрасте 7 лет стал сыном полка. С танкистами юный Неополькин прошел всю войну.
В битве под Сталинградом он получил осколочное ранение, долго лежал в госпитале, позже опять попал на линию фронта. Вместе с экипажем танкистов принимал участие в освобождении Ростовской и Курской областей, в освобождении Украины, Румынии, Венгрии. Он дошел до Будапешта на западе, а на востоке в японскую войну до самого Порт-Артура.
83-летний ветеран Великой Отечественной войны Клим Николаевич Неополькин проводит активную патриотическую работу с молодежью Волгодонска, помогает военному комиссариату в воспитании подрастающего поколения. В интервью корреспонденту «Блокнота» Клим Николаевич рассказал о своем военном детстве, и о том, как он стал танкистом в возрасте 7 лет.
Клим Николаевич, в Волгодонске вас считают самым главным танкистом города, расскажите, как вы стали танкистом?
- С 7 лет я танкист. Во время оккупации Смоленска меня подобрали танкисты, я сидел в погребе, сколько - не знаю. Случайно проходили там наши бойцы, услышали шорох и решили проверить. Там они меня и нашли испуганного и замерзшего. Я не помнил тогда ни имени, ни фамилии. Я был очень испуган, и как котенок, ногтями исцарапал лицо солдату, который меня вытаскивал из подвала. Вот так они забрали меня к себе, и я уже с ними отступал до Москвы. Думали, там отдадут куда-нибудь. Но потом комиссар танковой бригады подумал и сказал: «Зачем его отдавать куда-то? Пусть будет у нас сыном полка!». Вот так я с ними и остался.
Если вы ничего не помнили, кто дал вам имя?
- Солдаты решили назвать меня в честь маршала Ворошилова, а отчество кто-то из солдат дал свое. А фамилию дали Неапольков в честь города Неаполь, который успешно выступил против оккупации, эта тема в те годы была очень обсуждаемая. Вот так и появилась фамилия. Позже писари несколько раз ошибались, и я стал Неополькиным.
Получается танкистом вы стали в возрасте 7 лет?
- Выходит так. С танкистами я прошел всю войну. С семилетнего возраста меня - сына полка брали с собой, потом уже вырос и сам воевал. Участвовал в Сталинградской битве, в Курской битве, в освобождении Украины, Румынии, Венгрии, наша часть и я вместе с ними дошли до Будапешта на западе, а на востоке, когда началась японская война, дошли до самого Порт-Артура.
Какие задания доверяли солдаты семилетнему сыну полка?
- Я за почтой ходил на полевую почту, подносил снаряды, патроны, питание. В основном питание, потому что бойцы в окопах сидели, а в метрах 600 находился тыл. И вот я в специальном алюминиевом термосе я носил еду, а потом мыл этот термос и переносил в нем снаряды. 10 снарядов в него помещалось, я их тоже относил в окопы. Иногда и в разведку брали, на ребенка же внимания не обращали, а солдаты уже сзади шли.
Вы в войну совсем юным были, было что-то веселое в те тяжелые годы? Как отдыхали солдаты?
- У нас было так: 10 дней мы были на передовой, а 10 дней отдыхали. Когда отдыхали, было и веселье. Три ансамбля было у нас. Если ансамбль пел, и мы пели, бывало, и танцевали. А на передовой мы сидели в окопах и в напряжении ждали.
Страшно было воевать?
- Сначала было страшно, потом привык , а японскую войну, уже чувствовал себя уверенно. Самое страшное - это бомбежки. Гибли многие однополчане, подбивали наши танки. Я сам сменил четыре танка. У меня был сначала танк «КВ» - Клим Ворошилов, а потом «34», а потом уже «Иосиф Сталин» - это уже последний был танк.
У вас были ранения?
- В голову был ранен, даже шрам остался. В битве под Сталинградом получил осколочное ранение, осколок снаряда попал в голову. Лежал три месяца в госпитале, а потом снова пришел в свою часть. Вместе с экипажем танкистов принимал участие в освобождении Ростовской области и Курской битве. Мне было на тот момент где-то 16 лет.
А Победу где встретили?
- Победу встретил под Прагой. Даже попал на обложку одного чешского журнала уже в мирное время. Вот этот журнал у меня, а на обложке моё фото. Вот этот мальчик в танкистской форме и с самокатом. Таким я был.
Фронтовые связи с однополчанами поддерживаете?
- После войны я несколько раз встречался с однополчанами. Вот они на фото – участники шестой гвардейской танковой армии, которой командовал Кравченко Григорий Никифорович. Здесь на фото почти весь состав.
Кого-то из них считали за отца?
- У меня был комиссар бригады - его я считал за отца, и был старшина роты, он тоже был примером для меня
Вспоминая своих однополчан, Клим Николаевич едва сдерживает слезы. Ведь они действительно — стали ему семьей в самое тяжелое время. Он не вырос сиротой, отбыл сыном полка. В его комнате на стенах - их общие фото. Самая старая - фотография послевоенных времен, на ней практически все, с кем служил, взрослел и рос Клим Николаевич. Другое фото сделано 10 лет назад. На ней однополчан уже немного, многие к тому времени уже ушли из жизни.
- Это была уже последняя встреча, 10 лет назад. Сейчас уже и не осталось их. Мне уже 83 года, так я же был сыном полка. Полка уже нет.
Как вы попали в Волгодонск?
- После войны учился в училище и попал на практику на строительство Цимлянского гидроузла, а окончив училище, вернулся работать на Цимлянскую ГЭС. Тут, в поселке Красный Яр я встретил свою супругу Марию Тихоновну. Мы построили дом, родили двух сыновей и дочь. Уже семь лет, как ее нет, к сожалению. Плохо без хозяйки. Но есть дети, пятеро внуков и семеро правнуков. Навещают, радуют, конечно.
Как вы проводите свой досуг?
- Свободное время провожу у себя на огороде, или отдыхаю. Встречаюсь и с ветеранами и с молодежью, бывает, приглашают на встречи. У меня множество писем от однополчан, поздравлений с днем Победы. Иногда перечитываю, вспоминаю всех. Смотрю телевизор, очень люблю передачи на военные темы. Интересуюсь очень тем, что происходит в современной армии. Вот сейчас смотрю, какой идет на Украине бардак. Обидно становится, сам же ее охранял, защищал, и жена моя была украинка. А сейчас там такой бардак. И родни там сейчас очень много, но никак не свяжешься с ними. Потому что письма уже не идут ни мне, ни от них. Если я письмо напишу, мне его возвращают назад с Украины. Поэтому, обидно, конечно.
Какой ваш любимый праздник? 9 мая, наверное, как у всех ветеранов?
- 9 мая для меня самый главный праздник, конечно. Награды надел и пошел на парад. И спустя столько лет приятно, что поздравляют с этим праздником и близкие всегда поздравляют, и администрация. Военный комиссар всегда оказывает внимание, спасибо ему. В этом году получил поздравительные послания и от президента России, от губернаторов Ростовской и Курской областей с 73 годовщиной Великой Победы.
Сколько всего наград у вас, не считали?
- Наград у меня много, около двадцати. Самые дорогие - за победу над Германией и за победу над Японией. Эти две - самые дорогие сердцу. Вот позавчера военный комиссар Волгодонска вручил мне в преддверии Дня танкиста медаль «80-лет военному комиссариату Ростовской области».
О войне часто вспоминаете?
- Конечно, часто. Война – это самое тяжелое время для человечества. Все помнится. Что пережито, то остается внутри навсегда.
Что бы вы пожелали волгодонцам?
- Чтобы был мир, здоровье и бодрость. Если сила воли есть и здоровье, все остальное приложится.
Новости на Блoкнoт-Волгодонск