Волгодонск Пятница, 03 мая
Общество, 11.09.2023 19:01

Мгновение, и ты бомж: как пожилой волгодонец оказался на улице

Неравнодушные волгодонцы помогли пожилому мужчине, который по воле судьбы оказался на улице.

Как в одночасье можно лишиться всего, что у тебя было: семьи, работы, друзей? Очень просто. И Александр Прохоров один из таких людей. По воле судьбы Александр стал бездомным и оказался на улице. Одни прохожие его обокрали, а другие всеми силами пытались помочь: приносили еду, одежду и даже вызвали на подмогу волонтеров, которые помогли Александру устроиться в комплексно-социальный центр для лиц без определенного места жительства. Но обо всем по порядку.

Лишь мгновение, и ты без крыши над головой

Александру Прохорову 65 лет. У него есть двое сыновей от первого брака, а проживал он в Волгодонске с гражданской женой. По словам мужчины, он оказался на улице после того, как стал недееспособным — у него заболели ноги, и он не смог работать.

- В 1979 году женился. Прожили вместе 15 лет, она мне сыновей родила. А потом начал пить, гулять и ушел из дома. Здесь, в Волгодонске, встретил женщину, начали жить. Пока был здоровый, был нужен ей. А она торговала, ее надо было на машине ездить. Когда заболели ноги, я чувствовал, что могу не затормозить в экстренной ситуации и отказался возить ее, а она меня выгнала. Квартира-то ее была. Сам я работал в такси, но года два назад перестал. Здоровье уже не то, - рассказывает Александр Прохоров.


По словам мужчины, с сыновьями связь он поддерживал. Но телефон у него украли на улице, и связь была потеряна. Да и он не хочет быть обузой для своих детей, не хочет им говорить о том, что произошло.

- Моя семья из станицы Камышевской Цимлянского района. Месяц назад я там был. Старший сын 1982 года рождения, а младший 1988 года. Зачем напрягать детей при такой жизни? Старшему трудно, он водитель. А младший военный. Зачем им мои проблемы? Они и так помогали, просто телефон у меня украли, связи нет. Да и старший живет с мамой. Я туда не поеду. Моя бывшая супруга человек очень хороший, добрый. Расстраивать ее не хочу. Есть двое внуков — от старшего - Полина, а у младшего Илюшка, - рассказывает Александр.

 

Одни его обокрали, другие наоборот, хотели всеми силами помочь. Александр рассказывает, что был приятно удивлен тому, какие есть добрые и отзывчивые люди.

- На улице я пробыл пять суток. Ни к кому за помощью не обращался. Просто люди видели, что я на остановке сижу, видимо, позвонили волонтерам. Когда я жил на улице меня обворовали. У меня был рюкзак с документами и телефоном, который украли. Несмотря на это, добрых людей гораздо больше. Говорят, что все люди злые. Это не так. Подходили ко мне на остановке люди, кушать давали, я им говорил: «Спасибо, не надо, я не голодный», а они все равно оставляли. И вот волонтеры из церкви, очень добродушные люди, не навязчивые. Мне просто сказали: «Давайте мы вас устроим». Большая благодарность им, я с ними прошел все обследования в больнице, они меня возили, - рассказывает Александр.

Вернуть в мир добро

Он чей-то сын, чей-то отец, он человек, который нуждался в помощи, и эту помощь ему оказала семья Темирбулатовых из Волгодонска. Роман и Наталья приехали на место, где сидел Александр, предложили ему устроиться в центр для людей без определенного места жительства, и он согласился. Но для этого нужно было сдать ряд анализов.

Роман Темирбулатов на своей личной машине сопровождал Александра по городским больницам, а после привез его в КСЦ. На вопрос:« Для чего вам это нужно?», супруги Темирбулатовы с улыбкой отвечают, что хотят вернуть в мир добро.

- Еженедельно мы ходим в этот социальный центр для бездомных. Общаемся с людьми, восполняем нужды, записываем нужды. Все это я выкладываю в социальные сети. Мне написала девушка о том, что на Кошевого, 36 сидит мужчина. Она очень переживала за него. Говорила, чтобы мы приехали и пообщались. Потом нам звонили даже из социального центра, тоже просили помочь. Вот мы поехали, посмотрели, пообщались с мужчиной, - рассказывает Наталья Темирбулатова.

 

По словам Романа, они — лишь часть большой цепочки добра, которую совершают жители Волгодонска. Отзывчивых людей очень много и благодаря этому, вера в добро не угасает.

- У нас есть знакомая семья, которая тесно сотрудничает с центром уже лет восемь. Они приходят, помогают, общаются. Видят, что люди нуждаются в помощи. Мы подключились к этому года четыре назад. Как Наталья говорила, она ведет социальные сети, освещает нужды этих людей. Мы здесь всего лишь навсего одно из звеньев в этой цепочке добра, потому что без помощи тех людей, которые жертвуют финансы, которые просматривают эти страницы, без отзывчивых и сердобольных сердец, которые мимо не проходят, ничего бы не было. Это же тоже все взаимосвязано. Мы, как говорится, дополняем друг друга. Спасибо Богу за этих людей, которые помогают, остаются не безучастными. Хотя, время непростое сейчас, но все-таки, творя добро, я думаю, мы изменим этот мир к лучшему, - рассказывает Роман.

Александр Прохоров, по словам Романа, сразу согласился поехать в комплексный социальный центр. Правда, по словам волонтера, многие не привыкли к тому, что человек делает добро от чистого сердца. Некоторых это пугает.

- Ну, в принципе, он был готов сразу. Я ему обрисовал ситуацию. В мире так мало стало добра, что люди отвыкли от него настолько, что когда ты предлагаешь помощь, их это смущает. Когда объяснили, кто мы, какие действия мы предлагаем ему совершить, то есть - свозить в поликлинику, сдать флюорографию и так далее, пойти в КСЦ, он согласился. Раньше, вот буквально два-три года назад, было намного проще в КСЦ оформить человека. Достаточно было принести флюорографию, что у него нет открытой формы туберкулеза, и он может находиться в этом учреждении. Сейчас намного все усложнилось. Но мы приняли эти правила и работаем по ним. Мы поехали с ним вчера, сдали кровь, сделали флюорографию, ему, взяли выписку фтизиатра. После комплекса анализов его примут в учреждение на общих основаниях.

 

Да, я на своей машине его повез на машине. Потом делали, конечно, химчистку. Ну а как иначе? Понимаете, мы же верующие. Многие читают Библию, многие цитируют ее. Но мы стараемся жить так, как написано в Библии. В первую очередь, я же понимаю, что это чей-то папа, чей-то сын. Он не просто так пришел в этот мир. Да, есть причинно-следственная связь, что он оказался в таком положении вследствие каких-то причин и ситуаций. Но, делая добро, не надо унывать и это будет влиять на мир, это будет влиять на окружающих. Конечно, люди иногда смотрят с недоумением. Когда ты садишь в машину такого человека, в их глазах читается вопрос: «что происходит?», - рассказывает Роман.

По словам Романа, с бездомными людьми бывают и сложности. Многие не хотят менять тот уклад, к которому привыкли на улице. Рассказал Роман и про мужчину, который сидел в инвалидной коляске на Морской. Многие его знали как Василия.

- Была ситуация. Человек на Морской сидел без ног. Мы договорились его отправить в Ростов-на-Дону в специализированный центр. Нужно было посадить в Волгодонске на электричку, чтобы ростовские волонтеры его встретили, сопроводили в социальный центр. Пока вот эти моменты разъяснительные проводились пока там вещи искали, чтобы искупать его переодеть. Потому что, сами понимаете, в электричку его не посадишь просто так, если он ходит под себя. Для людей это немножко дико. Он буквально не дожил один день. Грубо говоря, его должны были отправить сегодня, а вчера он умер. Мы приехали за ним, а его уже нет в живых. С бездомными тоже бывает непросто, они любое вмешательство в свою жизнь воспринимают как ограничение свобод и прав.



Кстати, спасибо медицинскому персоналу Волгодонска, который с пониманием относится к людям, которых мы привозим к ним на анализы. Кто-то готов выйти даже на улицу, чтобы принять человека, потому что пациенты больницы будут резко воспринимать такого, - рассказал Роман.


Каждый может оказаться в сложной ситуации

Услышав грубое слово «Бомж» большинство считает, что это те, кто годами проживает на улице. Только многие даже и не задумываются о том, что в такой ситуации может оказаться каждый. Об этом говорят и сами постояльцы комплексного социального центра.

Как происходит прием в центр, почему берут не всех и как поступить, увидев на улице нуждающегося человека, рассказал заведующий отделением первичного приема Комплексно-социального центра Сергей Дроздов.

- Комплексный социальный центр города Волгодонска является тем местом, куда обращаются люди, попавшие в сложную жизненную ситуацию. Сам центр существует для определенной категории людей. Это люди, которые являются не только инвалидами, имеющие официальный статус, но также имеющие инвалидность, не подтвержденную. По объективным причинам ввиду отсутствия документов, которые утратили, либо они были сожжены, либо уничтожены в результате пожара, либо иных каких-то ситуаций. Соответственно, люди не могут получить положительные результаты или определенные социальные блага. Для этой категории людей и существуют данные учреждения. Для того, чтобы попасть в наше учреждение, есть определенные процедуры. Процедура эта незыблема, и она строго регламентирована. С чем это связано? Это связано с тем, что здесь находится большое количество людей. Максимальная наполняемость — 40 человек. Соответственно, мы должны обезопасить всех людей от любых заболеваний. В связи с этим, человеку обратившемуся в наше учреждение и желающему к нам попасть, мы выдаем направление для прохождения медицинской комиссии. Это абсолютно бесплатно. Нас все лечебные учреждения города Волгодонска знают, и поэтому проблем особых не возникает.



Все зависит от здоровья человека. Но помимо здоровья человека, есть и другие основополагающие моменты, которые влияют на помещение человека в данное учреждение. А именно - способность к активному самопередвижению. То есть, человек может сам себя обслуживать, сам ходить, самостоятельно, выполнять те элементарные требования личной гигиены. Но бывают ситуации, когда к нам обращаются люди, имеющие ограничения по здоровью и при этом используют ходунки, костыли и коляски. И такая категория людей у нас может находиться. Но, опять таки, это люди, которые не утратили способность к активному передвижению, и они всячески стараются себя поддерживать в этой форме, - рассказывает Сергей Дроздов.

По словам Сергея Дроздова, часто волгодонцы заблуждаются, считая, что человека можно поместить в центр одним звонком. Это так не работает, и человека нельзя определить в социальное учреждение без его согласия

- Очень часто обращаются люди посредством телефонных обращений увидели на улице человека внешне схожего с той категорией людей, которые к нам обращаются, и просят, чтобы мы приехали, его забрали. Это большое заблуждение, к сожалению. Это не наша выдумка, это не наши пожелания. Это требование законодательства, которое четко регламентировано. В связи с тем, что каждый человек у нас имеет конституционное право, он имеет право на свободу передвижения, свободу избрания места жительства. Бывает так, что человеку говорят, что тебя сейчас заберут, поместят, все будет нормально, все будет хорошо.

Но ключевой момент упущен из виду. У нас могут находиться люди, которые изъявили желание добровольно проживать в учреждении, потому что у нас не учреждение закрытого типа, а социальное, куда люди обращаются добровольно, - комментирует Сергей Дроздов.

 

По словам Сергея Петровича, многие заблуждаются, думая что бомж — это человек, который живет на улице многие годы.

- В большинстве случаев, работая с данным контингентом, скажу одно, в том понимании лицо без определенного места жительства, которое сложилось в обществе в целом, за годы работы в учреждении, скажем так, таких очень мало, 1,5-2%. В основном это люди, которые по определенным причинам утратили возможность социальной адаптации, которая нуждается в стороннем направлении и оказания поддержки. Соответственно, хотелось бы выразить благодарность тем волонтерам, которые нам оказывают помощь по многим направлениям. Да, не всегда получается у нас прийти к общему знаменателю. Но любые проблемы мы разрешаем в частном порядке в соответствии с законодательством, чтобы никто не был в невыгодном положении.

Всякое бывает в жизни, потому что жизнь у нас штука интересная. И всякий раз мы не можем предположить, что вчера ты был инженером-физиком, а сегодня ты стал никем, без крыши над головой, без документов, без средств к существованию. И та полемика, которая зачастую существует: «да он сам виноват», не всегда верна. Есть ситуации, когда и общество приложило определенную руку к тому, чтобы человек свернул не туда.

Бывает, что друзья, соседи, родственники, близкие также негативно влияют на ту ситуацию, которая складывается. Это понятно из тех бесед, которые проводятся и другими специалистами учреждения в процессе нашей работы с ними по оказанию содействия в сборе необходимых документов для обращения в отдел миграции, прохождения процедуры установления личности, обращения в судебные органы. Принимаем активное участие и в судебных процессах для того, чтобы помочь человеку обрести документы, которые позволяют уже в более менее емкостном понимании получать те или иные социальные блага.

На вопрос: «Что делать, если встретили наполовину парализованного человека на улице?», Сергей Петрович отвечает, что здесь должны помочь медики.

- В самом вопросе уже звучит ответ на данный вопрос. Если человек парализован, то он уже нуждается в медицинской помощи. А если отказывают, это уже вопрос в правовом поле. Если человек нуждается в медицинской помощи, ему обязаны эту помощь оказать. Независимо от того, есть или нет у человека документов, удостоверяющих личность.

У Александра Прохорова путь, конечно, будет кропотливый. Будем с ним досконально работать, как и с каждым из получателей своих услуг. Будем интересоваться, где, когда и при каких обстоятельствах были утрачены документы, и что произошло. Ведь ситуации бывают разные. Поэтому у нас индивидуальный подход к каждому человеку. Однозначно ответить и сказать, что мы точно поможем, тоже нельзя. Есть куча субъективных моментов, которые от нас не зависят.

 

Человек в период пребывания в учреждении должен именно сам задуматься и принять решение о своей дальнейшей жизни. Если, к примеру, у него имеются какие-либо медицинские показания к получению группы инвалидности, то мы поможем оформить документы. В случае, если человек найдет в себе силы и изъявит желание пойти в дом-интернат, то тоже хорошо. Опять-таки, это зависит лично от каждого человека. Потому что бывают случаи, и уже были такие прецеденты, когда человек говорит: «Я хочу в дом-интернат», а когда собран весь пакет документов, человек пишет заявление и уходит, покидает центр. То есть, вся работа, титаническая работа специалистов сводится на нет, - подытожил Сергей Петрович.

Будьте добрее

Жизнь — штука непредсказуемая. К сожалению, в тяжелой жизненной ситуации может оказаться каждый. Поэтому людям стоит быть чуточку добрее к тем, кто их окружает. Кто знает, может, именно вы сможете изменить жизнь одного человека к лучшему.

- Всем хочется пожелать хорошего настроения, верить в добро. Будем надеяться, что все-таки наступит эра милосердия, когда люди не будут проходить мимо, - выразил надежду Роман Темирбулатов.

Инна Еремеева

Новости на Блoкнoт-Волгодонск
новостиВолгодонскКСЦ
2
0
Народный репортер + Добавить свою новость