Почему Морозовск хотели назвать в честь родного дяди императора Николая Второго
Федор Таубе, фото - Википедия
Город Морозовск первые семь лет своего существования назывался станица Таубевская. Более того, в 1915 году появился проект переименования станицы в честь одного из влиятельнейших челнов царской семьи, двоюродного дяди Николая Второго великого князя Николая Николаевича-младшего. Но революция пресекла эти планы и в итоге окончательным названием станицы стала Морозовская – по фамилии первопоселенца, основавшего здесь хутор более 130 лет назад.
Первым населенным пунктом, заложенным рядом с будущим Морозовском, стал хутор Морозов, возникший в 70-ые годы 19 столетия в балке, впадающей в реку Быстрая. Название хутор получил по фамилии первопоселенца. В 1900 году открылось движение по железной дороге от Царицына (современного Волгограда) до станции Лихая. В нескольких километрах от хутора была построена железнодорожная станция с локомотивным депо. Сама станция была названа по хутору Морозовской, но станционный поселок при ней не был выделен в отдельный населенный пункт и первые ходы рос без всякого плана. Перевод безымянного пристанционного поселка в статус станицы пришелся на период деятельности наказного атамана Войска Донского Федора Таубе.
Барон Федор Федорович фон Таубе происходил родом из древнего вестфальского дворянского рода, одна из ветвей которого в 15 столетии переселилась в Прибалтику. На момент назначения войсковым наказным атаманом он успел сделать вполне успешную военную карьеру, дослужившись до генерал-лейтенанта. На должность войскового атамана Таубе был назначен 17 марта 1909 года, до этого успел поочередно занимать посты Оренбургского губернатора и наказного атамана оренбургского казачьего войска, а затем на короткое время возглавил Корпус жандармов (политическую полицию империи).
Новый атаман быстро смог привлечь к себе внимание общественности, рьяно взявшись за разрешение земельного вопроса. К началу века нехватка земли и, как следствие, уменьшение размера обрабатываемых участков стало большой проблемой для многих старых «малоземельных» станиц. Попытки выдать новые земли из свободных войсковых фондов и организовать переселение казаков внутри региона с основанием новых станиц на пустых землях предпринимались и ранее, но без особых успехов. Одновременно были несколько ужесточены условия аренды земель для иногородних крестьян и недавних переселенцев в область. Также атаман успел отметиться как один из инициаторов перезахоронения праха известных донских атаманов (Платова, Бакланова, Ефремова, Орлова-Денисова) в только что построенную усыпальницу Новочеркасского Вознесенского собора. При нем из Варшавы в Новочеркасск был переведен политехнический институт. Во внутренней политике Таубе опирался на консервативное крыло казачества, что на определенном этапе сыскало ему немалую популярность и уже при жизни атамана в областное правление поступило несколько наказов от станичных ходов с предложением назвать одну из новых станиц в честь действующего атамана.
Переселенческие станицы по большей части закладывались вдоль недавно проложенных линий железных дорог: Царицын-Тихорецкая и Царицын-Лихая. В июле 1910 года было объявлено о формировании трех новых станиц – Орловская (названа в честь донского атамана в 1796-1801 годах Василия Орлова, ныне поселок Орловский), Цесаревичская (названа в честь наследника престола Алексея, после февраля 1917 года была переименована в станицу Вольно-Донская) и Таубевская. Последняя образовалсь при железнодорожном поселке станции Морозовская. Сама железнодорожная станция сохраняла прежнее название. Образованная немногим ранее станица Калмыцкая положила начало поселку Зимовники.
10 сентября (по старому стилю, по новому стилю 23 сентября) 1910 года Войсковой Земельный отдел войска Донского постановил открыть станичный сбор в новообразованной станице Таубевской. Заселение самой станицы началось весной 1911 года. Но увидеть свое детище атаман так и не смог – зимой 1911 года он подхватил заражение крови и 23 февраля скоропостижно скончался.
С началом Первой мировой войны в России выборочно стали переименовывать населенные пункты, как-либо связанные с немцами и Германией. Имя еще несколько лет назад популярного атамана, как указывающее на его немецкое происхождение, было решено удались с карты области. Формальным поводом стало решение станичного хода (далее цитата по сайту администрации Морозовского района):
- Приговор № 116, 1915 года июня 29, Второго Донского округа станичный сбор Таубевской в составе: председателя сбора станичного атамана урядника Гнутова и явившихся на этот сбор из числа 86 казаков - должностных лиц станичного и хуторского управлений. Не касаясь личности покойного атамана Ф.Ф. Таубе, немало послужившего Отечеству вообще и Донскому обществу в частности , сбор осознает одно, что самое название Таубевская, как слово немецкое, чуждое казакам, особенно с открывшимися военными действиями с ненавистными нам немцами ( война 1914 г.), стало невыносимым, и по отношению к нам бранным, т.к. казаки соседних станиц в насмешку называют нас «фонами», посему сбор приговорил: ходатайствовать о переименовании нашей станицы, присвоив ей русское название.
К тому же выяснилось, что германская армия на фронте активно использует самолеты марки «Таубе», названные в честь их инженера-конструктора Игнаца Этриха Таубе, однофамильца Федора Таубе. Для жителей Таубевской это стало еще одним дополнительным поводом просить изменить название станицы.
Великий князь Николай Николаевич-младший, фото из Википедии
А буквально через два месяца для станицы уже подобрали и новое имя – Николаевская. В августе 1915 года станичный сход вынес приговор, направленный окружному, а затем и наказному атаману для переименования их родной станицы в Николаевскую. Специально оговаривалось, что новое название будет дано в честь великого князя Николая Николаевича. Николай Николаевич-младший был внуком императора Николая Первого и приходился двоюродным дядей Николаю Второму. На первом этапе войны он занимал должность Верховного Главнокомандующего и считался новым «защитником Отечества». Казалось, никаких препятствий для переименования станицы Таубевская в Николаевскую не существует.
Правда, уже в августе 1915 года Николай Николаевич на некоторое время оказывается в опале. Великий князь был переведен на должность главнокомандующего Кавказской армии. К тому же выяснилось, что в Области войска Донского уже есть две одноименные станицы, основанные в середине 19 века. Ими оказались знакомая всем станица Николаевская по пути от Цимлянска к Шахтам и станица Ново-Николаевская, ныне город Новоазовск в непризнанной Донецкой Народной республике (в начале 20-х годов Ново-Николаевская вместе с прилегающей территорией была передана в состав Донецкой губернии УССР). Теперь о необходимости срочного переименовании станицы забыли. Началась медленная переписка между ведомствами, затянувшаяся еще на два года. После Февральской революции оказалось, что в новой политической ситуации не актуальны как старое, так и новое названия станицы. Поэтому в правлении области решили особо не мудрить, а назвать станицу по уже действующей железнодорожной станции Морозовская. 24 апреля (по старому стилю) 1917 года приказом войскового атамана Области войска Донского Евгения Волошилова было объявлено Постановление войскового съезда о переименовании станицы Таубевской в Морозовскую. В дальнейшем станица претерпела обычную эволюцию в развитии, получив в 1938 году статус рабочего поселка, а в 1941 году став городом районного подчинения Морозовском.
Более подробно об этой истории можно узнать из книги Бориса Корниенко «Правый Дон: казаки и идеология национализма (1909-1914)».
Новости на Блoкнoт-Волгодонск