Волгодонск Четверг, 26 декабря
Общество, 23.03.2024 15:15

Ровесник города: на дне оросительного канала показались опоры старого деревянного моста

В осушенном на зиму русле Донского магистрального канала до сих пор можно увидеть опоры старого деревянного моста, построенного на заре возникновения города.

Железнодорожный мост через оросительный канал знает, наверное, каждый волгодонец, кто в детстве ходил купаться на пляж. Тепловоз на этом мосту появляется не часто, поэтому с наступлением теплого времени года мост заполоняют рыбаки и купальщики, прыгающие с него в воды оросительного канала.

Но сейчас канал осушен, а вода в нем появится только в конце апреля. А на обнажившемся дне канала в паре десятков метров от моста в сторону пляжа можно заметить вбитые в илистое дно деревянные опоры. Это остатки старого моста, построенного на рубеже 1949 и 1950 годов.



Опоры моста на дне Донского магистрального канала

Первую железную дорогу здесь проложили еще в начале 1950 года. Тогда от станции Добровольская (сейчас - Волгодонская) на протяжении нескольких месяцев поезда ходили по временной железной дороге, проложенной в обход строящейся плотины, в сторону  ГЭС и Цимлянска. На трассе дороги построили четыре временных моста из дерева: через оросительный и судоходный каналы (тогда они представляли просто выемки в земле), через речку Соленую, самый большой мост соорудили через Дон немного ниже по течению реки от стройплощадки ГЭС. Между Цимлянском и Волгодонском  работали станции Шлюзы, Бетонный Завод, Правый Берег.



Мост через оросительный канал в 50-е годы. Фотография из фондов Волгодонского эколого-исторического музея.

По слухам, на этой линии временной железной дороги в поселке Ново-Соленый даже соорудили деревянный  вокзальный павильон для встречи правительственной делегации на открытие канала. Но это легенда, ведь в 19052 году, когда судоходный канал был открыт, временный деревянный мост через него уже разобрали, а поезда пустили по плотине гидроузла с высоким постоянным мостом из стали. Этот мост стоит до сих пор

Но железная дорога в Шлюзы от станции Добровольская сохранилась. Ее стали использовать как подъездной путь для обслуживания предприятий, разместившихся в Шлюзах - Волгодонского опытно-экспериментального завода, асфальтового завода и многочисленных складов. Деревянный мост позднее был заменен на капитальное сооружение из железобетона, а сами конструкции моста разобрали за ветхостью. Остались только части деревянных опор на дне оросительного канала.

Рядом с Цимлянской ГЭС на дне Дона также частично сохранились опоры моста. Они появляются на поверхности воды в самые маловодные годы в период зимней межени, когда сброс воды из Цимлянской ГЭС в Дон сокращается до минимума.

Константин Прибрежный

Новости на Блoкнoт-Волгодонск
мостДонской Магистральный каналистория
1
1