В мастерской на балконе волгодонец Влад Веклич превращает детали со свалок в шедевры
Влад Веклич перебрался с семьей из Якутии в Волгодонск в 2010 году. Сейчас он работает электриком, у него есть жена и взрослая дочка. Казалось бы, ничего необычного: таких историй, если поискать, наберется немало. Но в истории Влада есть то, что делает его для нашего города уникальным. В свободное от работы время, Влад мастерит из металлических деталей произведения искусства - фантастических роботов и технику из паровой эпохи конца 19 века. Этот жанр называется «стимпанк».
Мы уже рассказывали о жизни Влада, а сегодня он любезно согласился показать нам свои работы и рассказать, как создаются шедевры.
О рабочем месте.
Несмотря на то, что процесс создания фигур, а именно металлообработки, довольно «грязный», в квартире у Влада чисто. Его мастерская аккуратно расположилась на застекленном балконе, в котором он каждый день убирается, иначе «наругает жена».
По словам Влада, когда он начал заниматься изготовлением своих роботов, жена хваталась за голову - мол все, «пропала квартира». Во все стороны летели стружки, а каждый поход на скупку металла сопровождался разбросанным «хламом». «Я даже не скрываю, что могу идти мимо помойки и увидеть какую-нибудь старую люстру и подобрать ее домой, где потом разберу на детали», - рассказывает Влад.
Однако паре удалось найти компромисс - каждый вечер Влад пылесосит, а на его рабочем месте порядок. Да и жена, по словам Влада, во всем его поддерживает. «Она вообще всегда меня поддерживала во всех начинаниях. Поддержка нужна: если будут скандалы и ругань, ничего не получится», - делится воспоминаниями Влад.
О вдохновении и творчестве.
Однако есть еще одна женщина, которая не всегда столь лояльна к мастеру - это муза. О проблеме вдохновения Влад говорит с трепетом: «Бывают разные ситуации. Иногда идея в голову приходит, и ты ею живешь, все получается от начала до конца. А бывает наоборот: даже сложился определенный образ, но дальше не идет, музы нет. И ты ходишь, мучаешься».
Это и легко объяснить. Его работы - чистая импровизация. Никаких чертежей и деталей, все зарождается в процессе.
- У меня ассоциативное мышление. Я вижу детальку, понимаю, что она на что-то похожа и далее подбираю следующую часть «пазла». Бывает, что в процессе все меняется: сначала задумаю одно, а в итоге получается совсем другая фигура.
На данный момент вижу смысл только в творчестве. За исключением семьи, конечно же. Раньше приходилось много работать, а теперь все более-менее сложилось: семья, работа, появилось свободное время, и я трачу его на такое творчество. А чем особо заниматься?
Каждый воспринимает мои работы по-своему. Человеческая фантазия ничем не ограничена, и это хорошо. На мои выставки приходили с детьми, был забавный диалог. «Вот это что?» - спрашивает один ребенок у другого. Другой ему отвечает: «это лягушка». Я смотрю, да, действительно, похоже на лягушку, хотя я задумывал совершенно другого персонажа, - рассказывает Влад.
Из чего создаются шедевры.
- Сверлю все вручную, мне станок в квартире негде ставить. Клеем стараюсь не пользоваться. Из инструментов: шуруповерт, метчики для нарезания резьбы, плоскогубцы, гайки и шлифовочный диск. К какому-то глянцу не стремлюсь, обработка грубая. Использую железо и стекло, а также карболит для подставок. Китайским силумином брезгую, он очень хрупкий. Люблю советские вещи - они все добротные. Очень много времени занимает разборка, - делится секретами творчества мастер.
Некоторые работы Влада.
Его первое творение. Робот был собран в 2007 году.
А это уже из последнего. Роботизированный мини-комбайн «Дніпро». Часть деталей взята из советской техники, часть - из современной.
Бывает, что автор работает в рамках какого-нибудь события - в данном случае, небезызвестного периода самоизоляции. Светильник так и называется - «Карантин». «Мы тогда сидели дома и работали по вызову. Было много свободного времени, которое я потратил на эту работу», - рассказывает Влад.
Здесь рукодельник показывает на проект под названием «Подводная лодка Кальмар». За основу взят советский сифон для газированной воды. К нему присоединены запчасти от старых люстр.
Бывает и такое, что инсталляции сопровождаются придуманными Владом сказками. Работа, которую держит автор, называется «Возвращение с войны». Речь идет о роботе, который возвращается с войны к своим хозяевам. По пути он видит разрушенный дом, самовар внутри, садится на него и замирает, выходя из строя. За основу взят советский латунный самовар.
«Тоже сказка. Нашел крылья, вычистил и добавил робота. Получилась сказка о роботе, который любил Юрия Гагарина и мечтал улететь в космос», - вспоминает Влад.
А это колобок. Но не простой. Он сбежал от бабушки и дедушки, катится по дороге, и у него валит дым. Эту идею Влад позаимствовал у художника.
«Я давно хотел сделать ежа. Был хромированный держатель от люстры, а как приделывать иголки, не используя клей и сварку, не знал. Затем набрал сапожных медных гвоздей и натыкал их - они крепятся», - говорит Влад.
А это «Охранный робот Кибальчиш». На его создание Влада вдохновила группа, которая перепевает старые армейские советские песни на современный лад. Впоследствии получился робот в зимнем шлеме «Буденовка». Автор прибил к нему пряжку от офицерского ремня. Из всех роботов он нравится ему больше всего.
А вот и главный атрибут предстоящего месяца - новогодняя елка. Пусть и не в полный рост, но достаточно оригинально. Этими щетками Влад зачищал детали для других произведений, а позже сделал из щеток новогоднюю елочку.
Об интересе от представителей культуры.
Писали из Краснодарского края - мол, приезжайте, сделаем выставку. Я у них спрашиваю: «А как вы собираетесь это все доставлять?». Они отвечают: «А вы сами привезите». Нет, ребята, простите, это будет очень затратно.
В Волгодонске проводили две выставки в пиццерии. В этом году вряд ли получится из-за пандемии. Когда они впервые со мной связались, я не понимал, как это будет происходить: у меня сто килограмм железа, как я это буду все везти, кто за всем будет следить? Организаторы пошли на встречу - они заказали витрины, и в позапрошлом году выставка проходила целый месяц в декабре, а в прошлом году было решено проводить ее в январе – месяце, когда многие свободны, а дети на каникулах.
О своей уникальности.
Не могу назвать себя уникальным и утверждать, что я такой один во всем мире. Всегда найдется тот, кто делает лучше и круче. Главное иметь свой стиль. В Волгодонске я скорее всего один таким занимаюсь.
Текст: Андрей Мордвинов
Фото: Ирина Леонтьева
Новости на Блoкнoт-Волгодонск