Волгодонск Пятница, 01 ноября
Общество, 06.08.2019 18:01

«Преемник Брежнева потребовал переделать Новый город»: Григорий Платонов

Гостем рубрики «Мы из Волгодонска» стал бывший главный финансист нашего города Григорий Платонов.

Григорий Платонов более 17 лет проработал в Волгодонске. Он курировал финансовую сферу города в тот период, когда Волгодонск из небольшого городка при химическом заводе превратился в крупный центр энергетического машиностроении и считался одним из самых перспективных и быстрорастущих городов СССР.

После выхода на пенсию Григорий Платонов стал одним из создателей волгодонского землячества. Григорий Анатольевич живет в Ростове, но не теряет связи со ставшим родным ему городом. По инициативе и при участии волгодонского землячества недавно в Волгодонске появилась мемориальная доска скульптору Василию Полякову, а в художественном музее открылась выставка фотографий работ мастера. В интервью «Блокноту Волгодонска» Григорий Платонов рассказал о периоде работы в Волгодонске и некоторых внутренних сторонах жизни города в то время.

Расскажите, как вы приехали в Волгодонск, почему решили остаться жить в нашем городе?

Я - сибиряк из города Бердск под Новосибирском. Нас в Волгодонске новосибирцев три человека: Саша Смольянинов, Евгений Ерохин и я. Служил я на Балтийском флоте, с тех пор осталась любовь к морю. Переехал на юг в Ставрополь. Моя сестра к тому времени перебралась в Волгодонск и работала на НИИПАВ. В 1969 году она и позвала меня в гости. По прибытию мы заехали не в Волгодонск, а в Цимлянск на ротонду на берегу водохранилища. Я еще был под впечатлением от службы на флоте. Помню, что моя первая фраза на этой земле: «Я отсюда никуда не уеду!». На флоте я служил турбинистом, поэтому первым местом работы в Волгодонске стал турбинный цех ТЭЦ-1. Параллельно учился на заочном отделении РИНХ. Еще до окончания института меня забрали в городской комитет КПСС. При устройстве на работу я и говорю: «У меня еще и диплома нет», а в кадровой комиссии мне и отвечают: «Нас устраивает твой дельный характер, нужны такие пробивные люди». В Волгодонске я прошел путь от инструктора до заведующего отдела горкома партии по экономике (должность примерно соответствует современному заместителю главы администрации Волгодонска - «Блокнот»). В 1986 году перешел на работу в Ростов. На современный лад работал заместителем областного министра по экономике и финансам. В 1988 году попал в Армению. Работал финансистом в штабе по ликвидации последствий землетрясения.

DSC_0315.JPG
Григорий Платонов на выставке в Волгодонском художественном музее, посвященной творчеству скульптора Василия Полякова.

По должности вы курировали распределение финансов, поступающих в город. Как была организована работа?

Было соответствующее постановление Совмина СССР о строительстве в Волгодонске «Атоммаша» и Нового города. Под эти цели выделились крупные средства. В начале каждого года мы приезжали в Москву и защищали план строительства под конкретные объекты. Стройка финансировалась комплексно по т.н. «титулу «Атоммаша». Все жилое строительство и объекты соцкультбыта шли по нему. Деньги поступали дирекции строящегося завода, а он уже распределял их по объектам. Плотно работали с директором «Атоммаша Валерием Григорьевичем Першиным. Он возглавил завод в ранге замминистра энергетического машиностроения СССР и имел прямой выход на Совмин. В министерстве он курировал Волгодонск, и я по всем проблемам сразу обращался к нему. Были и другие источники финансирования. По титулу АЭС были построены несколько домов на В-17 и временный рабочий поселок Подгоры. Самым дорогостоящим проектом АЭС в городе стал канувший в лету проект теплоснабжения Волгодонска от атомной станции. До этого ни один город такого размера не «отапливался» от АЭС.

С какими проблемами приходилось сталкиваться?

Мы успели построить в Волгодонске более одного миллиона квадратных метров жилья. Тогда мы строили больше, чем в Ростове. В среднем за сутки на строительство Нового города осваивалось более 700 тысяч рублей (средняя зарплата в те годы составляла порядка 100 рублей в месяц - «Блокнот»). Но деваться было некуда. Кто жил в это время в Волгодонске помнят, что на станцию приходили поезда с будущими строителями. Поезда отставляли за вокзалом в сторону ВКДП, устанавливали на вагоны порожки, а рядом туалеты. Так первые строители и жили в таком «городе на колесах». Одновременно они же строили и первые общежития на улицах 50 лет СССР и Ленина. Их построили во время всесоюзных конкурсов молодых строителей. В город приезжали молодые строители со всего Союза и несколько дней подряд состязались на скорость и качество работ. Вообще, в 70-80-е годы проблемой было не недостаток финансирования, а «освоение денег». В декабре едешь в Москву и первый вопрос на совещании в Совмине: «Почему не осваиваете?”. Не хватало тогда нам строителей. 

Руководство страны как-то лично влияло на развитие Волгодонска?

За Волгодонском конечно следили на самом высоком уровне. Были и почти анекдотичный случай. В город прилетел по поручению Брежнева член Политбюро ЦК КПСС Андрей Кириленко (в 70-е года годы считался одним из наиболее вероятных преемников Леонида Брежнева - «Блокнот»), второй человек в руководстве страны. Он походил по кварталам В-1 и В-2 в новой части города и говорит сопровождающим: «А что это у вас такие широкие кварталы?». На такое нельзя было не отреагировать. После его визита срочно перепланировали микрорайон В-5, сделали там застройку более «сжатой» и отчитались о проделанной работе. Когда все улеглось, снова стали строить по прежним планам.


визит Кириленко.jpg
Андрей Кириленко (в центре) в Волгодонске. Слева - управляющий трестом "Волгодонскэнергострой" Юрий Чечин, справа - директор "Атоммаша" Валерий Першин. Фотография из фондов Волгодонского эколого-исторического музея.

Как соотносились объемы промышленного и гражданского строительства в городе?

Мы добивались соотношения 50% на 50%. Но этот баланс выдерживать не получалось. В реальности в зависимости от года на гражданское строительство шло от 30% до 40% средств. Огромный объем первоочередных строительно-монтажных работ на «Атоммаше» оттягивал на себя часть ресурсов. Когда разрабатывался проект Нового города, проектанты предложили строить город «от моря», поэтому крупные объекты соцкультбыта были вынесены в приморскую часть города. Но победила точка зрения, что первые дома следует строить поближе к «Атоммашу». Была и другая особенность финансирования социальных объектов. Если каждый ДК или магазин проходил в «титуле» как отдельный проект и под него требовалось отдельное финансирование, за которое приходилось бороться. А в первую очередь мощности строительного комплекса выделялись на жилье. Встроенно-пристроенные помещения на первых и вторых этажах жилых домов можно было возводить на проценты от жилищного строительства, что сразу уменьшало сроки работ. Некоторые объекты нам приходилось «маскировать». К примеру, в городе остро не хватало нормальных гостиниц. Поэтому строительство гостиницы «Волгодонск» (в настоящее время «Арт-Сити») было проведено как стройка общежития. В Новом городе вместо большого кинотеатра вначале был построен миниатюрный кинотеатр «Романтик» на Молодежной (здание сохранилось до сих пор по адресу Молодежная, 22 - «Блокнот»). С большим кинотеатром тогда пришлось повременить. 

Какие направления работы были реализованы в полной мере?

Нам удалось удержать под контролем и в целом решить жилищную проблему. Строительство жилых домов началось еще до начала возведения завода. Мы не допустили массового появления в городе временного неблагоустроенного жилья. Объемы строительства жилья примерно соответствовали бешеному приросту населения города. Удалось и решить проблему с детскими садами. Садики строились и открывались в каждом микрорайоне одновременно с заселением первых домов. Нас даже спрашивали, зачем строится так много детских садиков. В каждом микрорайоне с началом его заселения сразу начинали работу минимум по дошкольных учреждения. Мы рассчитывали, что при полное обеспеченности детскими садиками молодые только что приехавшие семьи будут быстрее укореняться в городе. Ведь стоит помнить, что тогда Волгодонск был городом молодых — средний возраст горожанина едва превышал 24 года. Мы понимали, что через некоторое время в городе начнется спад рождаемости и часть садиков окажутся лишними. Некоторые из них предполагаться переделать в общественные, спортивные или молодежные центры, но не передавать как в 90-е годы под ЖЭКи и суды.

Почему же тогда вместо капитального моста через залив был построен Путепровод?

Была срочная необходимость связать старую и новую части Волгодонска. Тогда единственный путь, соединяющий город со стройкой, проходил по дороге через железнодорожный переезд и старый мостик в Красном Яру. А железнодорожная станция в сутки принимала до 50-70 поездов. Этот переезд в результате был постоянно забит. А большой мост - это длительные сроки строительства. Поэтому проект упростили, а мостовой переход был переброшен только через железнодорожные пути, а не через залив.

Некоторые предприятия строили в города для использования женской рабочей силы?

В начале 80-х годов в СССР активно развивалось производство компонентов для электронных систем. Мы добились размещения такого завода в Волгодонске. Пришлось поездить в Министерство радиопромышленности СССР в Москве. Первоначально завод хотели разместить за Красным Яром (до этого в районе за бывшими мясокомбинатом и консервным заводом планировали построить фабрику по огранке алмазов - «Блокнот»). Мы хотели вместе с заводом протянуть туда новые инженерные коммуникации, а не сажать предприятие на готовую инфраструктуру. Рядом же платинировали построить и новые микрорайоны. Но представители министерства предложили другой вариант, ближе с крупным жилым массивам, ведь радиозавод строился с учетом трудового баланса в Волгодонске. На производстве планировалось широко привлекать женщин. Женские руки требовались для сборки микросхем. Считалось, что женщины обладают лучшей усидчивостью к такой работе. Поэтому предприятие разместили к через дорогу от новых жилых кварталов. Сотрудницы завода от работы до дома должны идти не более 20 минут, по пути успев отвести детей в детский сад. Представители Минрадиопрома пообещали построить главный производственный корпус радиозавода по оригинальному проекту, напоминавшему здание гостиницы «Пекин» в Москве. Но в итоге был утвержден типовой проект завода с обычным функциональным корпусом.

Быстрое развитие Волгодонска в 80-е годы было прервано после обнаружения массовых просадок грунтов. Среди строителей город завоевал недобрую славу после того, как в Новом городе рухнул почти готовый многоквартирный жилой дом. После этого значение Волгодонск в центральных плановых органах, отвечающих за размещение новых предприятий, упало, а город вошел в своеобразный черный список - крупное промышленное строительство сократили на время решения проблемы.

История с просадками стала для нас настоящей диверсией. Все-таки проблема была тогда излишне преувеличена, а отношение к городу в Москве сразу изменилось. Кому-то надо было остановить развитие «Атоммаша» и города, когда на заводе шло строительство спецкорпуса, где планировалось производить реакторы для подводных лодок. Сам корпус позднее снесли. Помню, был с Александром Тягливым в правительстве (Александр Тягливый с 1980 по 1985 годы работал первым секретарем горкома КПСС Волгодонска - «Блокнот»). В приемной заместителя председателя правительства по капитальному строительству Ивана Дмитриева столкнулись с мужчиной. Выглядел он плохо: бледный, вспотевший, взволнованный. Тягливый отвел меня в сторону и говорит: «Это бывший директор института «Гипрогор», который занимался размещение жилья и объектов в Волгодонске. Его уволили с лишением персональной пенсии». Директором же союзного института впоследствии назначили главного архитектора Волгодонска Александра Фролова (в 90-е годы занимал пост главного архитектора Московской области - «Блокнот»). Талантливый он был человек, умница.

Просадки грунта имели и неожиданные последствия для Волгодонска. В городе пришлось в срочном порядке отказаться от строительства фонтанов, а некоторые дома приходилось расселять в экстренном порядке.

В каждом микрорайоне мы обязательно строили плескательный бассейн: дом не начинали заселять, пока во дворе не доделали бассейн. Сейчас большинство таких бассейнов давно снесли или превратили в клумбы и песочницы. Но с началом просадок такую практику прекратили. А наиболее проблемные дома приходилось расселять в экстренном порядке. Вспоминается такой случай. Дом №8 по улице Дружбы стал наклоняться. В ночь с 7 на 8 марта приходит телеграмма из столицы из проектного института, что с нуля часов Москва более не отвечает за безаварийную эксплуатацию дома. Восьмого марта руководство города прибыло к дому в сопровождении колонны грузовиков с грузчиками. У всех жителей пироги в духовках, в наращенные: готовятся встречать праздник. И тут всем им предложили моментально переселиться в другой дом. Мы людей наверное полдня уговаривали. Одну семью уговорили, начали вещи мебель в машину грузить. Вслед за ними и другие начали выезжать. А дом тот удалось укрепить и спасти.


Новости на Блoкнoт-Волгодонск
  Тема: О тебе, любимый Волгодонск  
Григорий ПлатоновВолгодонскфинансыистория
3
2
Народный репортер + Добавить свою новость