«Двойки я стараюсь не ставить»: учитель английского языка Татьяна Пожогина
Читайте также:
- В канун Дня учителя лучшие педагоги города получили заслуженные награды (04.10.2019 17:10)
- В больницах, школах и садах Волгодонска отопление могут дать по первой просьбе (04.10.2019 20:03)
- Учителей Волгодонска поздравили с профессиональным праздником (04.10.2019 12:41)
Татьяну Пожогину коллеги, ученики школы №24 и их родители считают учителем с большой буквы. В 2017 году учитель английского языка школы №24 Татьяна Пожогина стала победителем муниципального этапа конкурса «Педагог года», а в 2018 году принимала участие в региональном этапе конкурса «Учитель года Дона». Кроме того, в прошлом году Татьяна Николаевна приняла участие в конкурсе учителей за достижения в педагогической деятельности, и буквально на днях она получила губернаторскую премию за достижения в педагогической деятельности в 2019 году.
Будучи активной, ответственной, целеустремленной и творческой, Татьяна Николаевна помогает каждому ребенку поверить в себя, раскрыться и стать самостоятельным. Для этого она постоянно привлекает детей к участию в конкурсах, олимпиадах, викторинах и конференциях, внося неоценимый вклад в их успехи и достижения. В течение шести лет Татьяна Пожогина являлась руководителем школьного методического объединения иностранных языков, уже три года она является заместителем председателя и членом жюри муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по английскому языку, с 2016 года является председателем территориальной предметной комиссии по проверке экзаменационных работ участников ГИА по английскому языку. За 16 лет работы в школе она достигла немало как в личностном росте, так и в многочисленных достижениях ее учеников.
О своем детстве и становлении, об учебе в школе и новых технологиях обучения иностранным языкам Татьяна Пожогина рассказала в интервью «Блокноту».
Вы коренная волгодончанка?
Я родилась не в Волгодонске, но с младенчества живу здесь. Наша семья переехала в Волгодонск, когда мне было 3 месяца. В Волгодонске я училась в школе №24, после школы поступила в Ростовский университет, а получив диплом, вновь вернулась в родную школу учителем английского языка.
В школе №24 вы учились с 1-го класса?
Получилось так, что в 1988 году в Волгодонске только открылась школа №24, и именно в тот год я пошла в школу. Наш первый класс вошел в историю школы №24 как первый «первый» класс. 10 лет я проучилась в этой школе и окончила ее в 1998 году. Учителя, с которыми я сейчас работаю в одном коллективе, в то время учили меня, они все меня знают с детства. Моя мама тоже работает школе №24 с момента открытия, она преподаватель немецкого и английского языков. Поэтому я с детства слушала иностранную речь, может быть, потому и языки мне давались легко.
Мама вела у вас в школе английский?
Мама у меня вела не английский, а немецкий. У нас в школе было два иностранных языка, в университете у нас тоже было два иностранных языка, по специальности я учитель английского и немецкого языков.
Интерес к изучению иностранных языков вам привила мама, или был учитель, который вдохновил?
Английский в школе у меня преподавала Ольга Викторовна Юлина, с пятого по одиннадцатый класс я у нее занималась и на уроках, и дополнительно, она уделяла мне очень много времени. Конечно, в этом большая ее заслуга, ну и мама, разумеется. Ольга Викторовна с моей мамой — подруги. Как мама пришла работать в школу в 1988 году, так они и подружились, поэтому мы не просто коллеги, мы дружим семьями уже очень давно.
Как вы окончили школу и где учились потом?
Школу я окончила с золотой медалью и решила поступать в Ростовский Государственный педагогический Университет (сейчас он переименован в ЮФУ) на факультет иностранных языков. Учеба в университете, конечно, была сложной. Все лекции и семинары были на иностранном языке, многочисленные задания нужно было выполнять каждый день. Если в других институтах и на других факультетах студенты живут, не зная проблем, как говорится, от сессии до сессии, то мы учили каждый день. Конечно сложно было, но интересно. С однокурсницами мы до сих пор общаемся, встречаемся, когда есть возможность.
Студенческую практику вы проходили в своей школе?
Да, на четвертом курсе проходила практику здесь, в родной школе, сюда и вернулась по окончании университета в 2003 году уже с красным дипломом, и вот уже 16 лет я преподаю английский язык в школе №24.
Вы любите свою профессию?
Конечно люблю, работа с детьми - это не только работа, но и удовольствие. Для меня каждый ребенок уникален. Я считаю, что в каждом ребенке есть талант, пусть этот талант не в языке, но как классный руководитель я должна найти этот талант во всем. Ребенок может быть талантливым в рисовании, в пении, он может сочинять стихи. Талант есть у каждого ребенка, его просто нужно увидеть. На уроках я стараюсь, чтобы ребенок сделал хоть что-то, это уже успех. Обязательно хвалю детей и настраиваю на позитив. Я считаю, что учитель должен видеть в ребенке потенциал, чтобы в нужную минуту его приободрить и не отбить у него желание учиться. Мотивация для учителя очень важна. Ребенок должен хотеть идти на урок и ему должно нравиться на занятии, для этого уроки должны быть не только познавательными, но и интересными.
Кроме преподавания в школе, вы ведь успеваете принимать участие в различных конкурсах, расскажите об этом.
В 2017 году я стала победителем муниципального этапа конкурса «Педагог года», а в 2018 году принимала участие уже в региональном этапе конкурса «Учитель года Дона». Кроме того, в прошлом году я приняла участие в конкурсе учителей за достижения в педагогической деятельности и буквально на днях получила губернаторскую премию.
Как вы решились на участие в конкурсе?
Все началось с моего участия в конкурсе методических разработок «Урок XXI века » в 2015 году. Тогда я впервые попробовала, получила I место, мне понравилось и я начала активно принимать участие в разных конкурсах. Я поняла, что ничего страшного в этих конкурсах нет, главное начать. Я стараюсь не только сама принимать участия в конкурсах, но и привлекать детей к участию в олимпиадах, конкурсах, викторинах и конференциях. На протяжении шести лет я являлась руководителем школьного методического объединения иностранных языков, уже три года я заместитель председателя и член жюри муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по английскому языку, с 2016 года являюсь председателем территориальной предметной комиссии по проверке экзаменационных работ участников ГИА по английскому языку.
«Учителем года» быть приятно?
Приятно и очень ответственно. Понимаешь, что, раз тебя выбрали «Учителем года», надо держать этот уровень, все время приходится быть на виду.
Вы считаете, что учитель — это ваше призвание?
Да, я так считаю. Летом становится скучно без детей, без уроков, хочется движения, хочется результатов. Быть учителем - невероятный труд и большая ответственность. Каждый день — поиск чего-то нового, чтобы идти с детьми в одном направлении, видеть все их глазами, вместе расти и развиваться. Ежедневно я вижу, как растут и меняются мои ученики. Особенно приятно осознавать, что в успехах воспитанников есть моя заслуга, что моя работа приносит свои плоды и видимые результаты. Отсюда гордость за ребят и стремление к новым свершениям. Когда я вижу от детей отдачу и результат, я понимаю, что я на своем месте. Очень приятно, что четыре моих выпускницы поступили на иностранные языки, одна из них уже получила диплом и сейчас преподает английский в МИФИ.
Есть у вас как у учителя какие-то свои приёмы в преподавании?
Приемов много, на самом деле. К примеру, я часто использую на уроках арт-технологию, в основном эта форма работы интересна малышам и среднему звену. Мы рисуем, мы поем, пишем художественные диктанты, все, что детям нравится, и где они могут себя проявить. Пусть ребенок не все понимает в английском, но нарисовать он это сможет всегда, и это будет поводом для похвалы.
«Тройки» и «двойки» ставите ученикам?
Двойки я стараюсь не ставить. Я лучше предложу переделать задание к следующему уроку. Я даже тройки в тетрадках ставлю карандашом и говорю, что у них есть возможность переделать задание на завтра как следует. Пусть лучше ребенок сядет дома, подумает и сделает правильно сам, нежели я поставлю ему плохую оценку, он расстроится и так и не поймет. Я даю им выбор: сколько они готовы приложить усилий, чтобы получить хорошую оценку.
Если сравнить, ваших учеников 16 лет назад и нынешних учеников, они отличаются уровнем знаний?
Я думаю, разница в уровне есть. Мы раньше что делали? Мы читали, переводили, отвечали на вопросы и пересказывали. Сейчас с современными технологиями уроки английского выглядят иначе. Кабинет иностранного языка у меня оснащен 15 ноутбуками, то есть, если у меня группа из 14 человек, для каждого есть отдельный компьютер и наушники. Мы можем говорить, слушать, повторять за диктором, мы можем записывать речь и прослушивать ее. У меня есть установка, благодаря которой я слышу, что они говорят в парах. Детям такая форма работы очень интересна, к тому же, благодаря этому оборудованию нам удается экономить урочное время и выполнить больше работы. Это совсем не те уроки, которые были 16 лет назад. Благодаря оснащению мы многое можем сделать. Мы учимся писать личные письма, умеем вести диалог, высказываться. Эти знания безусловно пригодятся нынешним школьникам во взрослой жизни. Сейчас даже учебники настроены на то, чтобы при выходе из школы дети могли пользоваться знаниями иностранного языка.
Раньше в каждом учебнике был текст «London is the capital of Great Britain», который надо было учить чуть ли не каждый год, дети по-прежнему его учат ?
Текст есть, но текст обыгрывается в разных ситуациях, проигрывается в диалогах. Сейчас очень успешно применяется ситуативный подход: «Представьте себе что вы...». Мы играем в магазин, в кинотеатр, в аптеку и так далее. К примеру, для таких случаев у меня есть масса атрибутов, игрушки, животные, и даже касса.
Расскажите о семье?
У меня есть дочь Катя, она в этом году пошла в 9 класс, она тоже учится в моей школе. Учится хорошо, она моя помощница.
Она не планирует пойти по вашим стопам?
Нет, она подумывает стать юристом, заниматься чем нибудь, связанным с правом, или с экономикой, она еще не определилась, но точно не учителем.
Английский у дочери вы преподаете?
Нет, я изначально приняла такое решение, учитель-мама это не совсем правильно. Но она молодец, она хорошо успевает по предмету. Есть у нее, видимо, тоже к английскому врожденный интерес.
Как проводите свободное время?
Свободное время появляется довольно редко. Но когда оно есть, стараюсь проводить его с дочерью. Мы любим гулять, ходить в гости к нашим друзьям, ездим с экскурсиями по разным города, пусть на день-два, но стараемся выезжать.
У вас есть хобби?
Люблю рисовать, когда хочется отвлечься, я рисую. Очень люблю читать.
Что предпочитаете читать?
Очень люблю читать зарубежную литературу, в частности английскую. Много читаю об истории Англии, про Генриха VIII, про Елизавету. Специально нахожу литературу про этот период и с удовольствием читаю. «Джейн Эйр», «Портрет Дориана Грея», «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда», «Грозовой перевал» - это самые любимые мои произведения. Причем, я всегда предлагаю детям изучить эти произведения. Современные дети мало читают, но английская литература настолько интересная, что прочитав, они с удовольствием делятся приятными впечатлениями.
Какие планы у вас на будущее? Не планируете уезжать из Волгодонска?
Нет, не планирую. Надеюсь достичь успехов здесь на этой работе в своей родной школе.
О чем вы мечтаете?
Очень хочу путешествовать. Мечтаю проехать по местам, о которых я так много читала. Что касается работы, очень хочется,чтобы мои ученики проявили себя, стали достойными и уважаемыми людьми, которые зная, любя и понимая английский язык, никогда не испытают чувство неловкости от того, что выросли в маленьком провинциальном городке и не видели Темзу и Биг Бэн, пусть в них крепнет уверенность в том, что при желании им под силу все: читать в подлиннике Шекспира и запросто общаться с носителями языка «туманного Альбиона». Ведь чудесам положено сбываться.
Ирина Литвинова
Новости на Блoкнoт-Волгодонск