Из истории Волгодонска: Как исчез поселок Новосоленовский
1. Новосоленовский поселковый клуб на улице Школьная. У входа в здание стоят учительницы Новосоленовской средней школы Болдырева и Харитонова
Окончание. Начало здесь.
С завершением строительства Цимлянского гидроузла в 1954 году встал вопрос о будущей судьбе поселка. Исправительные лагеря ликвидировались, большая часть заключенных вышла на волю, а оставшуюся часть была переведена в Мартыновский ИТЛ, занимавшийся строительством оросительных систем (еще долгие годы между поселками Восход и Южный Мартыновского района находились несколько крупных исправительных лагерей, прямо ведущих свою историю от лагерей Цимлянского гидроузла). Административные функции в поселке были переданы от ликвидируемого Управления строительства Цимлянского гидроузла Новосоленовскому поселковому совету. Изначально предполагалось, что поселок Новосоленовский должен существовать недолгое время. Основными доводами против сохранения поселка стала его удаленность от промышленных предприятий, временный характер построек и возможность подтопления поселка в случае крупномасштабного паводка на Дону. Но примеров, когда временные барачные рабочие поселки просуществовали много лет и дожили вплоть до двухтысячных годов в истории городов бывшего Советского Союза, возникших в 30-50-ые годы, в истории немало. Главным фактором, который и лимитировал скорость расселения поселка в последующие годы, стали темпы жилищного строительства в Волгодонске.
Уже с 1952 года начался постепенный перевод административных и хозяйственных органов из Новосоленовского в экспоселок. Некоторое время существовала возможность создания двух отдельных административных единиц. На одной из сессий Романовского райсовета рассматривался вопрос об выделении из Новосоленовского поселкового совета Волгодонского поссовета и образованию двух городов районного подчинения - Волго-Донска и Ново-Соленовска. Но от этой идеи быстро отказались. Новосоленовский как самостоятельный населенный пункт не имел достаточной экономической базы.
Решение исполкома Романовского райсовета депутатов трудящихся "О преобразовании рабочего поселка Ново-Соленый в город районного подчинения". Из коллекции Петра Головко
В 1952 году сессия Романовского райсовета направила в исполком Ростовского областного совета депутатов трудящихся предложение о придании Ново-Соленому статуса города районного подчинения и переименовании поселка в Пятиморск. Подразумевалось, что в будущий город Пятиморск мог войти и поселок работников гидросооружений.
Карта из географического атласа издания 1954 года. На ней Новосоленовский отмечен как отдельный населенный пункт. Уже через несколько лет поселок станет частью Волгодонска и исчезнет с общегеографических карт.
Первыми в эксплуатационный поселок переехали органы Новосоленовского поселкового совета (свое название он сохранял до 1956 года). Также в числе первых в Волгодонск переехала больница. Как рассказывала в интервью «Блокноту» бывшая главная медсестра городской больницы №1 Нина Кочурина Новосолёновская участковая больница была организована в 1954 году на базе лечебных учреждений для заключённых. Позже больницу разделили. Основная часть отделений была переведена в Волгодонск и образовала городскую больницу №1, а в Новосоленовском создали городскую инфекционную больницу. В 1957 году в Волгодонск переехало добровольное спортивное общество (ДСО) «Труд». Через два года в Волгодонск был переведен районный отдел внутренних дел.
Под расселение попал не только Новосоленовский, но и его «младший брат» - поселок Шлюзы. Поселок Шлюзы по населению оказался в 3-4 раза меньше Новосоленовского и никогда не имел собственной администрации. В поселке располагались несколько магазинов, действовала киноточка, но уровень развития социальной инфраструктуры был крайне низок, даже в сравнении с Новосоленовским. Для посещения школы, больницы, детского сада приходилось ездить в Волгодонск или Новосоленовский. По этой причине Шлюзы расселяли в первую очередь. Счастливчики переезжали в сам Волгодонск, но из-за нехватки жилья многим все равно пришлось перебраться в ненамного лучшие бараки Новосоленовского.
На месте бараков в Шлюзах были построены склады, а позже появились и дачные участки. Впрочем, несколько гражданских зданий постройки 50-х годов в бывшем поселке сохранились. У железнодорожного моста через судоходный канал до сих пор стоят бывшие железнодорожные казармы. В них и сейчас живут люди. Сохранилось в частично перестроенном виде и здание конторы пятого строительного участка, в котором долгое время располагать автошкола.
Поселок Новосоленовский в конце 50-х годов. На острове, образованном Цимлянским водохранилищем, Доном и судоходным каналом, еще нет лесопосадок и дач, а сам поселок сохраняет площадь и размеры времен строительства Цимлянского гидроузла.
Поселок начали покидать его жители. В первую очередь уехали охрана лагерей, следом потянулись строители и обслуживающий персонал. Только в 1954 году из Волгодонска (а фактически из Новосоленовского) уехали 3729 человек. Аналогичные цифры можно привести и для следующих годов. Но еще почти десять лет Новосоленовский по численности населения превосходил или оставался равным Волгодонску. На выборах в городской совет, прошедших в марте 1957 года, из 38 избирательных участков только восемь находились в самом Волгодонске, остальные же располагались в Новосоленовском и Шлюзах.
С 1955 года сокращение населения поселка на несколько лет прервалось. В этом году было принято решение о строительстве в Волгодонске комбината синтетических жирных кислот. Новый поток строителей пришлось расселять в уже существующем жилом фонде. Если для будущих работников химического комбината жилье строило предприятие, то для многих строителей единственным место жительства на долгие годы стал Новосоленовский. В 1958 году прописка в поселке была запрещена, что впрочем не исключало случаев «неформального» заселения поселка.
В том же 1955 году в Волгодонск с Урала приехала Валентина Иванова. С этого года до выхода на пенсию работала строителем. Строила школы в Волгодонске, Дубовском, Большой Мартыновке, Волгодонске, работала на строительстве химического комбината. Жилья в Волгодонске не оказалось и ей выделили комнату в одном из одноэтажных бараков в Новосоленовском. Там она прожила вплоть до 1973 года, до момента начала окончательной ликвидации поселка.
О трудностях связанных с расселением временных рабочих поселков вспоминал и главный архитектор Волгодонска Юрий Федерякин:
- Люди в этих поселках жили в аварийных домах, еще в тех временных строениях, которые были построены на скорую руку на период возведения Цимлянского гидроузла. Беда в том, что государственных средств на переселение не выделялось. Горисполком был вынужден «давить» на предприятия и изымать часть жилья из их жилого фонда.
Крупнейшими застройщиками города в то время являлись химкобинат и лесобаза. Тем кто не работал на них жилье получить было проблематично. Был выход в строительстве частного дома (индивидуальное жилищное строительство в Волгодонске началось с 1954 года) с получением товарно-денежного кредита на постройку. Но построить свой дом даже на таких льготных условиях могли далеко не все.
В газетах тех лет неоднократно встречались жалобы жителей поселка на неудовлетворительную организацию пассажирского сообщения с городом. По мере закрытия предприятий в самом поселке сокращалось и количество рабочих мест в нем, и проблема как добраться утром до места работы в Волгодонске или Цимлянске вставала в полный рост. В 50-ые годы существовал ряд автобусных маршрутов, соединяющих Волгодонск и Цимлянск, которые транзитом проезжали через Новосоленовский. От новосоленовской пристани (возникла на месте бывшего речного порта) некоторое время ходили речные трамвайчики до Романовской и порта Волгодонска.
- Первые годы до Волгодонска мы добирались в грузовых автомобилях, ведь автобусов практически не было – рассказывает Валентина Иванова. Потом запустили специальный рабочий поезд. По утрам мы поднимались на плотину, где нас ждал специальный состав, подаваемый со стороны Цимлянска. На поезде мы доезжали до станции Добровольская (сейчас - Волгодонская). Вечером возвращались в поселок в обратном порядке. По выходным я с друзьями отправлялась в город на танцы в ДК лесобазы (сейчас детская театральная школа). Оттуда вечером до Новосоленовского мы добирались уже пешком.
К началу 80-х годов в окрестностях Новосоленовского выросли лесопосадки, появились многочисленные дачные участки (садоводства "Мичуринец" и "Строитель"), возникшие после начала строительства Атоммаша. В тот период в Волгодонске строились только многоквартирные дома, строительство одноэтажных домов с подворьями, из которых ранее по большей части и состоял город, было негласно запрещено и не предусматривалось новым генпланом Волгодонска. Поэтому новые горожане массово взялись за освоение дачных участков. Сама карта не совсем точна – к тому времени подъездной железнодорожный путь к порту и деревообрабатывающему заводу уже давно был разобран, а дачные участки стали появляться и на территории самого поселка.
Часть предприятий и учреждений Новосоленовского, возникших еще при строительстве Цимлянского гидроузла, продолжили свою работу. Крупнейшим работодателем поселка стал деревообрабатывающий завод, изготовлявший окна, двери, доски. Некоторое время до него сохранялся отдельный железнодорожный подъездной путь. Завод продолжал работать в поселке вплоть до 70-х годов. Железнодорожная станция в поселке, арматурный и бетонный заводы около Цимлянской ГЭС были ликвидированы сразу по окончанию строительства гидроузла. Трактороремонтный завод в 1956 году был присоединен к Центральному ремонтно-механическому заводу (в дальнейшем ставшим Волгодонским опытно-экспериментальным заводом (ВОЭЗ)), а через несколько лет вообще ликвидирован. Его оборудование было перевезено на основную производственную площадку ВОЭЗа в Шлюзах. На Ново-Соленовском котловане был создан производственный участок волгодонского порта. В акваторию котлована перебазировали плавучий кран и в период навигации с его помощью осуществляли перегрузку песка и щебня. Уже в начале 80-ые годов рядом с поселком построили небольшую птицефабрику. Она находилась на месте конечной остановки дачного автобусного маршрута №29 (неофициальное название остановки - «птичник», сохранилось вплоть до нынешнего времени). А вот своей пекарни в поселке не стало, и по воспоминаниям Валентины Ивановой, хлеб в поселок по утрам привозили из Волгодонска.
Новых жилых домов в поселке уже не строилось. Постепенно сносились бараки на окраинах поселка, был ликвидирован район самостроя, прозванный «шанхаем». Для детей строителей химкомбината был открыт второй детский сад в поселке, который долгое время считался более престижным, по сравнению со старым детским садиком. Продолжали работать школа, клуб. В поселке долгое время работала городская инфекционная больница и амбулатория при ней. Уже в 60-ые годы в поселке появились несколько новых магазинов. Жители поселка постепенно переселялись с окраин поселка ближе к центру. Работы по благоустройству поселка почти не проводились и разница в уровне жизни и благоустройству между Волгодонском и Новосоленовским с каждым годом все увеличивалась. Люди продолжали жить в бараках без централизованного водоснабжения, газа, канализации и отопления.
- Зимой барак отапливался печкой. Вечером ее гасили и до утра в комнатах становилось холодно — вспоминает Валентина Иванова
Переселение из Новосоленовского в Волгодонск активизировалось после наводнения 1963 года. Тот год поставил рекорд по весеннему паводку Дона. Воду из водохранилища сбрасывали в Дон на протяжении нескольких недель. Река разлилась и вода подошла к поселка. Она буквально смыла район бывшего «шанхая» и затопила деревообрабатывающий завод. Сам поселок избежал полного затопления, но в подвалы и погреба оказались подтопленными.
К началу 70-х годов жилой осталась центральная часть поселка вокруг улиц Московская и района инфекционной больницы. После начала строительства Атоммаша у города сразу выросли возможности по предоставлению жилого фонда. Темпы строительства жилья в Волгодонска выросли с 10-15 тысяч квадратных метров в год до 250 тысяч. Решить проблему жителей Новосоленовского получилось за несколько лет. Для жителей поселка были выделены несколько новых домов в старом городе.
«В 1973 году нам дали квартиры в Волгодонске. Много соленовских переселилось в дома № 100 и 102 по улице Горького» - рассказывает Валентина Иванова. Жилье переселенцам из поселка выделялось и в новом городе, в новостройках по улице Гагарина.
Оставшиеся деревянные здания в поселке разбирали на дрова и строительные материалы. Саманные домики и строения (к примеру из самана были построены корпуса поселковой школы) просто ровняли с землей. Территорию, освобожденную от бараков перепахивали и раздавали на дачные участки. На месте поселка было создано садоводство «Летний сад». Его правление долгое время находилось в бывшем детском садике. Согласно воспоминаниям одного из старожилов города Евгения Сагина, последний жилой дом в поселке был расселен в 1989 году. Жильцы двухэтажного жилого дома, работавшие на Комбинате строительных материалов №5 (КСМ-5), получили квартиры в девятиэтажке по улице Горького, 192. Окончательно поселок Новосоленовский был ликвидирован в 1990 году.
Фотографий Новосоленовского осталось не так много. В сравнении с историей экспоселка, строительством Цимлянской ГЭС, 14 и 15 шлюзов черно-белых и цветных фотографий, и тем более киносъемок сохранилось крайне мало. Фотографии отложились в семейных архивах, некоторое количество фотоснимков есть в фондах Волгодонского эколого-исторического музея. Официальные фотографы, приезжающие на стройплощадку, съемку в поселке, как правило, не вели. Фотографий Новосоленовского от самих жителей поселка также осталось немного. Мало у кого возникало желание снимать на пленку обычные для тех лет в подобных поселках бараки.Тем ценнее коллекция фотографий, сделанных одним из старожилов города Евгением Алексеевичем Сагиным, на которых Новосоленовский отображен по состоянию на первую половину 50-х годов, то есть сразу после окончания работ по сооружению Цимлянского гидроузла. В широкий доступ эти фотографии впервые выложил на своем сайте краевед Анатолий Чалых.
Из зданий бывшего поселка до наших дней почти без изменений внешнего облика дошло здание столовой. Частично сохранились и промплощадки ряда предприятий поселка, теперь занятыми мелкими дерево и рыбоперерабатывающими цехами. Название двух остановок на дачных автобусных маршрутах также возникли много лет назад. Происхождение название остановки «Столовая» понятно. Другая остановка, «Экскаваторная», расположенная перед «Столовой», получила название по близлежащему трактороремонтному заводу.
Автор фотографий №№1-6 - Евгений Сагин, фотография №7 из семейного архива Надежды Горбуновой, фотография №8 - Технический отчет о строительстве Волго-Донского судоходного канала, фотография №9 - из фондов Волгодонского эколого-исторического музея
При подготовке статьи использовались материалы книги "Волгодонск. Год за годом", статьи газет "Колхозная правда", "Волгодонская правда", "Ленинец".
Новости на Блoкнoт-Волгодонск