Как сталинские архитекторы превратили Кумшацкий бугор в город Цимлянск
Площадь Победы, рабочий поселок Цимлянский, 1952 год
Читайте также:
- Как заключенные копали тоннели по типу метро у Волгодонска (18.03.2019 13:19)
- Поезд едет в Волгодонск (09.03.2015 14:00)
- Где возник и почему исчез первый центр Волгодонска (23.02.2016 12:00)
«Поселок энергетиков» в городе-спутнике Волгодонска Цимлянске стал одним из лучших примеров в бывшем СССР комплексной жилой застройки новых малых городов середины 50-х годов.
Тихие и сонные улочки центра Цимлянска, Приморский парк, Ротонда давно стали одних из главных достопримечательностей для жителей Волгодонска и Цимлянска. Свадебная фотография на фоне колонн ротонды у молодоженов и встреча утра для выпускников городских школ.
Центр Цимлянска, ограниченный улицами Карла Маркса, Гришина и Набережная носит название «Городок энергетиков». Его создали за несколько лет под руководством ведущих московских и ленинградских архитекторов как ядро нового города при Цимлянской ГЭС.
Проект строительства Цимлянского гидроузла после выбора места для строительства платины у створа рядом со станицей Кумшацкая сразу предполагал создание двух рабочих поселков. Один поселок предназначался для персонала судоходных сооружений и Цимлянского порта (Волгодонск), а другой - для работников ГЭС. Поселок ГЭС сразу строился как главная часть районного центра Цимлянск, с перспективой придания населенному пункту статуса города. В 50-е годы считалось, что население Цимлянска в среднесрочной перспективе достигнет 25 тысяч человек, поэтому центр будущего города сразу рассматривался с учетом роста населенного пункта на перспективу.
Здание управления шлюзами канала Волга-Дон и Цимлянского гидроузла. Перспектива. Рисунок 1950 года. Из фондов Государственного научно-исследовательского музея архитектуры имени А.В. Щусева.
Центр поселка проектировщики выбрали на месте, известном как «Кумшацкий бугор». Это была безлесная, сухая возвышенность, круто обрывающаяся к Дону. Раньше здесь никто не жил из-за отсутствия воды. К разработке эскизного проекта приступила группа ленинградских и московских архитекторов и художников в составе архитектора Виктора Белова, графика Петра Ванеева и архитектора Михаила Панькова (руководитель группы). Михаил Паньков до этого получил известность в профессиональном сообществе как проектировщик крупных промышленных объектов стратегического значения. В составе группы Виктор Белов занимался проектированием и привязкой к местности общественных и жилых зданий, а Петр Ванеев выполнил первые эскизы облика Цимлянска. Виктор Белов специализировался на гражданской архитектуре. В Ленинграде после Великой Отечественной войны он руководил комплектной застройкой в центре города и на Петроградской стороне. По его проектам было построено свыше 150 зданий. К числу наиболее удачных работ архитектора этого периода относится застройка Нарвской заставы (Балтийская, Промышленная, Турбинная, Оборонная и прилегающие улицы), где выросли небольшие 2-этажные дома, напоминающие скандинавские коттеджи. Опыт работы в Ленинграде Белов перенесен и на Цимлянск. В 1953 Михаил Паньков был награжден Сталинской премией третьей степени за архитектуру сооружений Волго-Донского судоходного канала имени В.И.Ленина и Цимлянского гидроузла.
Здание управления шлюзами канала Волга-Дон и Цимлянского гидроузла. Перспектива. Рисунок от сентября 1949 года. Из фондов Государственного научно-исследовательского музея архитектуры имени А.В. Щусева.
Архитекторы рассчитывали сделать новый Цимлянск зеленым приморским городом, полным солнечным светом, открытым в сторону моря. Поэтому традиционные в советской архитектуре 50-х годов «ворота города», выполненные в виде двух больших портиков в начале улицы Советская были обращены именно в сторону приморского парка. Центральная площадь города, красную линию которой покрывали монументальные здания гостиницы (сейчас детский санаторий) и управление Цимлянской ГЭС (в настоящее время - вечерняя школа).
Условием проекта стала увязка планировки поселка в общим архитектурным комплексном Цимлянской ГЭС и шлюзов. В пояснительной записке к проекту прямо указывается, что «застройка поселка должна соотноситься в объемно-пространственном и стилевом отношении с прилегающими гидротехническими сооружениями». При проектировании учитывался и опыт создания восстановления малых городов в новом архитектурном стиле (в частности Волоколамска в Московской области), позднее получившего обиходное название «сталинский ампир». Он подразумевал широкое использование архитектурных форм, планировки и решений из опыта середины 19 столетия.
Поселок Цимлянского гидроузла. Площадь. Перспектива. Рисунок от 12 сентября 1949 года. Из фондов Государственного научно-исследовательского музея архитектуры имени А.В. Щусева.
Для Цимлянска точкой такого притяжения стала Цимлянская ГЭС. Именно для этого в здание Управления ГЭС была встроена башня, которая своим видом отсылала к аналогичному сооружению на самой ГЭС. Сравнение эскизов проектов показывает, что на ранних стадиях работ башни ГЭС и Управления имели большее сходство, чем получилось в итоге. Из эскизов проекта ясно, что сама площадь Победы могла быть другой. Первый эскиз застройки предполагал возведение арки между зданиями гостиницы и клуба, а башня (высота которой была меньше, чем в итоговом варианте) Управления ГЭС должна была находится непосредственно в начале улицы Советская.
Центральная площадь поселка (сейчас площадь Победы) одновременно являлась границей Приморского парка. Под парк и стадион проектировщики отдали половину всех площади поселка - 25 из 50 гектаров. Обследование склонов Кумшацкого бугра еще перед наполнением водохранилища показало, что вести капитальное строительство вдоль берега невозможно. Поэтому все свободные земли были отданы под парк и футбольное поле стадиона «Энергетик». Трибуны нового стадиона находились прямо на берегу моря, что давало отличное естественное освещение. На будущем берегу водохранилища была возведена ротонда, которую народная молва связала со Сталиным. Якобы «вождь народов» собирался прибыть на открытие Волго-Донского канала и лично наблюдать за караванами судов, впервые прошедших по Цимлянскому морю.
По первоначальному плану «поселок энергетиков» была рассчитан на проживание одной тысячи человек, без учета детей. Но социальная инфраструктура создавалась с расчетом на весь новый Цимлянск. Только площадь общественных зданий составила 61,4 тысяч квадратных метров, что почти на треть больше аналогичного показателя для поселка Волгодонск. В поселке были запроектированы и построены: клуб, школа, обсерватория, детские ясли, больница, стадион, бытовой комбинат, баня, гостинца, пожарное депо и несколько магазинов на первых этажах жилых домов.
Строительство городка гидроэнергетиков, 1952 года. Угол улиц Морской, Набережной и Гришина. Здание на заднем плане - школа (лицей) №1. Автор фотографии - сотрудница Цимлянской гидрометеообсерватории Лидия Лопухина. Фотография хранится в фондах Волгодонского эколого-исторического музея.
В 1949 году в станице Цимлянская состоялось собрание, на котором местным жителям продемонстрировали проект будущего города. К нему цимляне отнеслись с известной долей скепсиса, ведь покидать родные дома ради жизни на «голом бугре» никто не хотел. И сама стройка, на которой активно использовался труд заключенных была далеко от идеала.
- В 1949 году состоялось информационное совещание руководителей всех организаций района при райисполкоме для ознакомления с проектом нового города. Проект был разработан московским «Проектом городов». Докладчик представил серию планов и рисунков будущего города, сделал обстоятельный и весьма эрудированный доклад об особенностях строительства и эксплуатации нового города. И я хорошо запомнил, что акцентировал он внимание слушателей на двух проблемах, которые надо было решить до постройки города. Это, во-первых, постройка водопровода, а, во-вторых, создание бетонного покрытия всех дорог в городе. Всё было ладно и красиво в проекте, но в действительности получилось совсем по-другому. Застраивали Цимлянск в сжатые сроки, без дорог и водопровода. Воды не было, люди копали колодцы, у которых собирались огромные очереди. Проехать и пройти по городу после небольшого дождя было проблемой: пылевой грунт моментально превращался в грязь, так что получилось, как писал Лев Толстой: «Гладко было на бумаге, да забыли про овраги», - писал в своих воспоминаниях свидетель стройки и известный виноградарь Леонид Гельмбрехт.
Проведенная во время время строительства ревизия выявила многочисленные нарушения при возведения домов поселка Цимлянской ГЭС. Инспекторы отметили низкое качество работ и нежелание строителей исправлять ранее выявленные нарушения. В одном из домов строители использовали арматуру меньшего диаметра, результате чего произошло обрушение плиты перекрытия. Исправление всех выявленных нарушений заняло много времени.
Если общий план центра Цимлянска был уникальным, то его наполнение оказалось типовым. Авторы генерального плана лишь адаптировали готовые решения под условия строительства. Так, главным общественным центром строящегося поселка стал Дом культуры «Энергетик». Для него выбрали проект типового здания клуба, рассчитанного на 300 мест.
Его разработал в 1947 году коллектив архитектурной мастерской Всесоюзного центрального совета профессиональных союзов (ВЦСПС) под руководством архитектора из Днепропетровска Константина Барташевича. На трех этажах клуба размещались большой зрительный зал, радиоузел, библиотека, специальные помещения для занятие в кружках, киноаппаратная, буфет, кухня и отдельная курительная комната.
Клуб по типовому проекту № 2-06-04 стал одним из самых распространенных в европейской части СССР. Только в Ростовской области сохранились три однотипных с цимлянским клубом в Сальске, Новочеркасске и Каменске-Шахтинском. Всего же к концу 60-х годов в СССР было построено почти 150 «двойников» дома культуры в Цимлянске.
Итоговый вариант застройки городка работников и инженеров Цимлянской ГЭС (Городка энергетиков).
Типовыми были и жилые дома. 70% застройки поселка было отдано под малоэтажную застройку, а оставшиеся 30% - под усадебную. Для застройки многоквартирными домами была выбрана популярная серия 228, включающая в себя двух и трехэтажные жилые дома. Ее разработали в 1948 году под руководством архитектора Николая Вавировского для рабочих поселков и городов южных районов России и Украины. Дома проектировались под ансамблевую застройку вдоль улиц с использованием эркеров. Угловые дома на главной улице поселка Советская сооружались с трехэтажными «башенками».
С учетом жилищных условий начала 50-х годов это были достаточно продвинутые проекты. В квартирах сразу проектировалась отдельная кухня, санузел, коридоров из прихожей. Дома имели централизованную канализацию и водоснабжение. Отопление могло использоваться как печное, так и централизованное. Для размещения крупногабаритных вещей и для складирования угля (еда готовилась на угольных печках) внутри кварталов были построены типовые склады-сараи, секции которых были закреплены за каждой квартирой. В поселке сразу было выделено место для строительства угольной котельной. Здание котельной с высокой кирпичной трубой сохранилось по настоящее время.
Типовой в поселке была и усадебная застройка сериями одноэтажных домов №145 на одну и две квартиры с остекленными или открытыми террасами. Для личных нужд к дому прикреплялся земельный участок площадью в 1000-1200 квадратных метров. Правила землепользования запрещали капитальное строительство на участках вне дома, что впоследствии неоднократно нарушалось.
Важным преимуществом жизни в поселке стало наличие централизованного водоснабжения и канализации. В 50-е годы вода подавалась из артезианских скважин. После заполнения Цимлянского водохранилища и формирования устойчивой береговой линии был построен отдельный водозабор в котловане Дона.
Площадь Победы, рабочий поселок Цимлянский, 1952 год
Если «городок энергетиков» строился централизованно, то большая часть жителей станицы Цимлянская переселялись самостоятельно. Для станичников были выделены земельные участки вне границ будущего центра города. На месте межевались будущие улицы и земельные участки, после чего люди разбирали и перевозили свои дома. Переселение растянулось на два года. По воспоминаниям Леонида Гельбрехта, первый жилой дом в Цимлянске вне «городка энергетиков» был построен на углу будущих улиц Свердлова и Маяковской. Целый год он одиноко стоял в голой степи.
- Весной 1951 года получили место для нашего дома и мы. Улица Свердлова, как и в старой Цимле, номер 20. Тогда это была последняя к востоку улица города, и наше подворье граничило с пустырём, где вскоре обещали проложить ещё одну улицу, Советскую. Отметил я свой участок колышками по углам, но к переносу дома приступил лишь в июне. Удалось мне договориться с двумя плотниками, и мы вместе разобрали старый дом Хохлачёвых. Бревна, доски, железо, окна, рамы, ставни – всё то, что было нашим домом, перевезли на бычьих упряжках на новое место поселения. Семья же пока ютилась в сарае. Всем работникам Цимлы, перевозившим свои дома, предоставлялся «авральный отпуск». Ничего не поделаешь – «стихийное бедствие». Я полностью оторваться от работы не мог, поэтому курсировал на мотоцикле от одной стройки к другой. Дом наш собирали плотники, к работе которых я и присоединялся в свободные часы. К осени закончили даже кладку печей и установку всех дворовых построек: курятника, свинарника, сарая и летней кухни. В разгар строительных работ, в середине лета, когда я работал на сборе своего дома, вдруг на легковой машине подъезжает директор института Кириллов. «Вы почему не на работе?» – кричит. Я отвечаю, что обстановка такова, что её можно приравнять к стихийному бедствию. К тому же я ежедневно бываю на пункте и за всё несу полную ответственность. Он успокоился, и мы вместе пошли в Кумшацкую церковь, где тогда был ресторан. За рюмочкой водки мы договорились о том, что в распоряжение опорного пункта будет прислан большой грузовик ЗИС на перевозку имущества. Это было весьма выгодной для нас сделкой, ибо работы предстояло ещё очень много, - рассказывал Гельмбрехт.
Красная черепица крыш, положение на берегу моря придавали Цимлянску 50-60-х годов отчетливые средиземноморские мотивы. Застройку центра Цимлянска иногда увязывают с "таврическим стилем", отсылающим к архитектурным ансамблям Одессы, Севастополя и Херсона.
В 2002 году архитектурный комплекс площади Победы и Приморского парка в Цимлянске был отнесен к категории выявленных объектов культурного наследия регионального значения. При подготовке материала использовалась публикация "Гибель старой Цимлы" в альманахе "Донской временник".
Новости на Блoкнoт-Волгодонск