Волгодонск Понедельник, 23 декабря
АВТО, сегодня, 18:03

«Мы постоянно ходим с протянутой рукой»: депутат Алексей Плотников о том, почему в Волгодонске все так плохо с дорогами

«Блокнот» подводит итоги уходящего года в различных сферах городской жизни. Каким был в транспортной сфере и дорожном хозяйстве города 2024 год, узнаем в итоговой статье.

Каждый год «Блокнот Волгодонска» подводит итоги в различных сферах. В этом году мы изменили формат. После спорта, настала очередь дорог. Дороги, эта такая тема, о которой проще промолчать, чем что-то говорить. Иначе можно легко перейти на ненормативную лексику. Именно так думают многие автомобилисты Волгодонска.

 На противоположном полюсе горожан — тех кто чаще пользуются общественным транспортом, а не такси или собственным автомобилем, эмоции тоже зашкаливают. Цены на проезд растут, а за пределами центральных улиц (да и в центре тоже!) часто приходится ждать автобус или троллейбус по полчаса и больше. Ранним утром и поздним вечером общественный транспорт в Волгодонске вымирает, это факт.



Что дальше делать, и есть ли выход из такого тупика? В рамка подкаста «Блокнот» пообщался с депутатом Волгодонской городской Думы и членом постоянной комиссии по ЖКЖ и дорожному хозяйству Алексеем Плотниковым.

В уходящем году в транспортной сфере города были как успехи, так и достижения. Из хороших новостей можно отметить запуск в начале города электробусов. За 10 месяцев этот новый для города вид транспорта вполне прижился. Теперь синие электробусы на улицах города уже не вызывают удивления у волгодонцев. Первый год машины работают на регулярных маршрутах без заметных сбоев и поломок.


Запуск электробусов в Волгодонске 

В остальном же ситуация в общественном транспорте города остается стабильно-напряженной. И главной проблемой здесь является не дефицит подвижного состава, а острейшая нехватка водителей. В результате по графику работают только дачные автобусы, а ближе к вечеру передвижение на общественном транспорте по городу становится проблематичным. 

В декабре стоимость проезда в автобусах и троллейбусах выросла сразу на 7 рублей. Деньги, как уверяют перевозчики, пойдут на повышение зарплат и покупку запчастей. Впрочем, подобные заверения мы слышим в конце каждого года, когда и происходит рост тарифа. Сильно лучше после этого не становится. Единственной отрадой для жителей Волгодонска является тот факт, что есть в Ростовской области места, где ситуация с общественным транспортом еще хуже. В том же Сальске внутригородские перевозки на автобусах почти исчезли, а в некоторых сельских районах — прекратились целиком.

В дорожном секторе город продолжает жить в условиях значительной нехватки средств на качественный ремонт дорог. Перевод несколько лет назад в пользу муниципалитета всех поступлений от транспортного налога не смог компенсировать нехватку средств в дорожном фонде города.

В 2024 году удалось провести ремонт только двух улиц на дальней окраине — улицы Складской в поселке Шлюзы и улицы Отдыха в дачном секторе. На этом большая ремонтная компания в городе завершилась. В остальном муниципалитет занимался простым латанием ям на улицах города. Практика, когда Волгодонск сможет получать заранее оговоренные с правительством области целевые трансферты на ремонт дорог так и не была продолжена. Как результат — увидеть 50 оттенков серого на дорогах и почувствовать на себе одну из главных проблем на Руси, приехав в Волгодонск может любой автомобилист, стоит только машине пересечь границу города.



Если сравнивать ситуацию с содержанием дорог в Волгодонске по сравнению с другими городами в регионе, насколько у нас все плохо?

Ситуация сложная, назовем ее так. Города Ростовской области испытывают такую же нехватку бюджетных средств, как и Волгодонск. Но какие-то города все равно становятся лучше. Например, Таганрог, где ситуация меняется в лучшую сторону за счет увеличения вливания федеральных и областных средств. А в Волгодонске износ дорог уже достиг 70%. Сейчас бюджет Волгодонска с его долгами по кредитам не позволяет нам никоим образом исправить эту ситуацию. Но и деньги на дороги мы можем брать только из дорожного фонда. К сожалению, тех денег, которые есть в дорожном фонде, администрации не хватает даже на простую заделку ям.

Какой сейчас размер дорожного фонда в Волгодонске?

На 2025 год — это 253 миллиона рублей. Но мы должны понимать, что эти деньги идут еще и на содержание дорог: уборку, обновление разметки, ремонт и установка светофоров и прочее, все что связано с дорогами. На ремонт и те же асфальтовые латки остается не более четверти этой суммы или даже меньше.

Все, что мы можем привлечь - это деньги из бюджета Ростовской области, над чем сейчас и работает администрация. Два года назад нам дали более 300 миллионов рублей на ремонт 11 дорог. И мы помним, как все тогда радовались, когда «убитые» улицы были отремонтированы. И тогда нам говорили — если каждый год город будет получать такую сумму, то за три года все дороги Волгодонска можно будет привести в нормативное состояние. Но, к сожалению, больше таких денег город не видел.



Какие улицы и дороги в городе находятся в самом печальном состоянии?

В этом году нам выделили деньги на улицы Отдыха и Складскую, которые были разбиты в первом случае грузовиками строителей третьего моста, а во втором — дорогу попросту не ремонтировали десятилетиями. А дороги в центре Волгодонска осталась без хорошего текущего ремонта. Есть улицы, которые буквально «плачут» без ремонта — проспект Мира, улицы Гагарина, Горького и так далее. Всех в коротком эфире не перечислишь.

Ремонт улицы Отдыха — остался не сделанный участок? Контракт закрыт?

Когда нам привозят асфальт из других территорий, то качество ремонта дороги всегда страдает. В этом случае подрядчик довольно быстро реагирует на претензии и устраняет недочеты. По весне будет видно, что останется от этой дороги. Но вопросы к качеству работ есть, и это не только проблемы с асфальтом. Сейчас садоводы вынуждены сами отсыпать подъездные пути к улице Отдыха, чтобы заезжать на дорогу без риска повреждения автомобилей. Думаю, что подрядчик не обанкротится и исправит все недочеты. Если будет нужно — асфальт поменяют, как ранее был повторно отремонтирован старый путепровод. С улицей Отдыха есть еще более спорный момент. Там есть участок дороги, который просто не стали ремонтировать. Это настоящая правовая коллизия, которая происходит не в первый раз, когда проектом работа занимается Ростов. Дело в том, что одна и та же дорога, разрушенная строителями моста, состоит из двух улиц: Отдыха и Придорожная. Этот не отремонтированный участок и есть улица Придорожная, а деньги на ремонт дороги выделили для ремонтных работ на улице Отдыха. Поэтому фактически, дорога, отремонтировать которую предполагалось целиком, в итоге отремонтирована частично. Надеюсь, что в Министерстве транспорта обратят внимание на эту проблему.



Перспективы ремонта дороги на 2025 год? Где в городе планируется ремонтировать дороги? Виды планируемых ремонтов (капитальный, текущий)?

Мы можем только ходить с протянутой рукой в администрацию области. Но мы реально не можем деньги из других статей использовать для ремонта или строительства дорог. Самые затратные проекты — это строительство проспектов Лазоревый и Курчатова. Проект автомобильных подходов к новому мосту нужно закончить. Для города - это колоссальные вливания денежных средств. Скорее всего, в следующем году, дай Бог, нам дадут деньги на завершение. Мост, который идет в никуда - это совершенно неправильно. Необходимо добиться от администрации области, чтобы этот проект был завершен.

В остальном планы достаточно скромные. Что точно известно, это то, что улица Железнодорожная стоит в плане работ. В бюджете ее пока нет, но область подтвердила, что деньги у города будут. У области ведь тоже не бездонный бюджет, но большая часть денег на ремонт дорог достается Ростову и ряду других городов.

Как обстоят дела с ремонтом и строительством дорог в частном секторе?

Начать стоит с того, что в городе почти 100 грунтовых дорог, паспортизация которых началась только в этом году. До этого все эти улицы считались бесхозными. А отчего у нас грязь на улицах? Грязь формируется из трех вещей: стройка, отсутствие парковок - так как машины ставят на газонах, и грунтовые дороги. Кто при таком масштабе работ даст деньги на асфальтирование таких дорог, сложно сказать. Это большая и кропотливая работа, которая ранее не проводилась. Таких механизмов, к сожалению нет. То, что нам удалось сделать на комиссии по ЖКХ — это перевод таких улиц на баланс города с их обслуживанием и ремонтом. Работа по паспортизации таких улиц началась в 2024 году и будет продолжена в следующем году. На многих таких улицах люди уже самостоятельно оплатили асфальтирование. Но если такие проезды не обжуливать, они, рано или поздно придут в негодность.

Есть ли возможность проводить проводить качественный ремонт дорог за меньшие деньги?

Закон о закупках всегда говорит, что мы должны выбирать из меньшей цены. Это с одной стороны бред, потому что низкая цена не всегда означает качество. В прошлом году, чтобы увеличить ямочный ремонт пришлось полностью вычеркнуть затраты на содержание клумб. В какой-то степени что-то осталось, немного в итоге денег на цветы добавили, но в целом эту статью расходов мы вычеркнули полностью. Просто пришлось отказаться от клумб!

Много затрат из дорожного фонда идет на содержание дорог: очистку обочин от грязи, нанесение разметки, содержание светофоров. Эти 253 миллиона рублей только кажутся большой суммой. На комиссии мы сидели и думали, откуда взять еще денег на латки. Дороги в городе ведь реально посыпались. Мы же сами видим, что ездить в городе стало нереально. На днях заехал на СТО, придется втулки и сайлентблоки на машине менять. Это приличная сумма. Цены на автозапчасти растут, и траты на обслуживание поврежденных на улицах города машин — это прямые издержки от плохих дорог.



Будут ли строится новые сети освещения вдоль городских улиц, например улицы Энтузиастов в сторону Лазоревого проспекта?

Предусматривать может администрация. Мы эти предложения можем одобрять или не одобрять, если есть источник финансирования. Моя позиция в этом году была простой. Предлагать какие-то сверхрасходы в закредитованный бюджет за последние годы — это безрассудно. Содержание этих кредитов тянет нас в пропасть. Если брать освещение, то есть, несколько проектов по внутриквартальному освещению. Депутаты эти проекты отстояли, эта работа будет продолжена. По основным улицам города пока сказать не смогу.

На фоне такой постоянной нехватки денег в дорожном фонде и бюджете города на последнем заседании комиссии по ЖКХ прозвучало предложение попробовать сделать в городе проекционные световые переходы.

Сама идея хорошая. В Краснодаре такого рода переходы выглядят интересно и красиво. Но вопрос в другом. Есть первоочередные вещи для города — ямочный ремонт, для того, чтобы просто убрать все ямы. Это текущий ремонт. Другой вопрос — уборка грязи с дорог. Как выше говорил, в городе три основных источника грязи: стройки, отсутствие парковок и грунтовые дороги. Года 3-4 назад мы неоднократно поднимали этот вопрос, смотрели где и какие стройки ведутся в городе, и откуда берется эта грязь. Парковки также необходимы. В моем округе за несколько лет сделали порядка 6-7 парковок с твердым покрытием. И эту работу надо продолжать, потому что город, когда застраивался, никто не думал, что у жителей будет столько автомобилей. Когда машины во дворах автомобили паркуют на газонах,  эти же автомобили потом тащат эту грязь на улицы. Может быть, вот это и является первоочередной задачей, но и забывать о красоте улиц тоже нельзя. Но где взять на это деньги?

За последние 10 лет неоднократно понималась тема образования Волгодонской агломерации в контексте финансирования ремонта и строительства дорог. Есть подвижки в этом направлении?

Это, наверное, самая большая боль Волгодонска. Мы бьемся за это не первый год. Постоянно пытаемся объяснить в Ростове, что хотя по числу жителей мы не дотягиваем до статуса агломерации в их понимании, но транспортный поток у нас все равно очень большой. На нас завязан весь юго-восток Ростовской области. К нам приезжают из 14 районов области по детским врачам, больницы города обслуживают 11 районов по взрослой практике. Волгодонск в любом случае является центром агломерации с соответствующим транспортным потоком, который идет через нас. Но по этому дурацкому принципу не могут сделать для нас исключение. Это глупость неимоверная. Город стоит в такой точке, где на него все сельские районы завязаны. Если собрать все эти районы, то общая численность населения выйдет существенной. А по итогу нам всегда говорят: «Извините, вы под этот критерий не подходите!».



Есть надежда, что при новом губернатора решение данной проблемы сдвинется с мертвой точки?

Ожидать можно, все что угодно. Но в связи с тем, что Юрий Слюсарь — это человек-производственник, он вырос на «Роствертоле», погружен в проблемы региона. Его отношение к производственникам может измениться. Он должен четко понимать, что в Волгодонске находятся предприятия «Росатома». И уровень жизни в городе должен расти. Руководителям этих предприятий нужно удерживать эти коллективы. А как удерживать людей, если ситуация в городе с теми же дорогами становится все хуже? Для сотрудников надо создавать условия для проживания. Да, допустим на АЭС молодцы. Они много проектов в городе ведут. Посмотреть даже на поэтапный ремонт БСМП. Но в масштабах Волгодонска этого недостаточно.

Люди ведь посматривают в сторону других «атомных» городов, где условия для жизни комфортнее. Я не говорю, что в Волгодонске ничего не делается, но Волгодонск ведь в сравнении с другими городами «Росатома» просто больше. И подход к решению той же проблемы ремонта и содержания дорог в городе должен быть особым. Городу требуются большие вливания. Тому же самому Таганрогу такое внимание уделяют Валентина Матвиенко и прочие фигуры федерального масштаба. Почему такого не происходит с Волгодонском, для меня большая загадка, потому что такого скопления предприятий Росатома на юге, да и во всей России в целом, как в Волгодонске, больше нет нигде. И мы действительно - столица атомной энергетики юга России. АЭС в Волгодонске снабжает электричеством весь юг России, а мы идем с протянутой рукой, чтобы сделать какие-то дороги. Это неправильное отношение к городу Волгодонску. Наши проблемы по коммуникациям и дорогам сильно тянут город вниз. Если каждый год делать хотя бы 10-11 городских дорог, то все улицы города можно вывести на нормальный уровень за несколько лет. Но для этого требуется стабильное финансирование дорожного комплекса города, хотя бы, по 300 миллионов рублей в год. И это только на капитальный и текущий ремонты дорог.

Общественный транспорт города. В декабре стоимость проезда вновь выросла, и более ничего не изменилось. Есть масса жалоб по графику работ автобусов, но власти вдобавок пытаются ввести новые странные маршруты (вроде 11м), которые будут только отвлекать технику и водителей. Есть ли выход из этого порочного круга?

Ситуация сложная во всех отраслях, где есть человеческий фактор. Поднятие цен, насколько нам объяснили, должно помочь выравнять уровень зарплат в отрасли. В других городах водителям зарплаты предлагают на порядок больше, чем у нас. Вдобавок рядом есть новые территории, где уровень зарплат совершенно другой. Вот транспортники и настояли на том, что необходимо поднимать тарифы под предлогом роста зарплат. Сюда же относится подорожание ГСМ и запчастей. Мы же тоже понимаем, что многие запчасти являются импортными.

Я надеюсь, что те автобусы, что придут в ГПТ, позволят закрыть все болевые точки. Понятно, что очень хорошо все не будет, но работа общественного транспорта должна стать удовлетворительной. Жители должны иметь возможность уехать из любой точки Волгодонска, включая и вечернее время, а не так, как это происходит сегодня.

Где планируете провести Новый год?

Известно, с кем проведу, но не известно где. Новый год планирую провести в кругу семьи с женой. Где, пока не знаю. На 28 декабря назначено внеочередное заседание городской Думы по вопросу принятия поправок в Генеральный план города. 

Как дороги в городе оценивают люди

Дороги — это традиционная тема для злободневного комментирования читателей «Блокнота». По сравнению с другими отраслями городского хозяйства и социальной сферы, средняя оценка качества дорожного хозяйства в городе традиционно низкая. За последние годы она в среднем не превышает 2 баллов по 5-балльной шкале. В 2023 году читатели «Блокнота» оценили спорт в городе, как никогда высоко! Прошлый 2023 года стал некоторым исключением из общей тенденции. Тогда, после получения крупного транша из областного бюджета на ремонт дорог и открытия мостового перехода через Сухо-Соленовский залив, уровень удовлетворения состоянием дорог резко вырос в полтора раза до 2,76 баллов.



Какую оценку дорожной отрасли в этом году поставят читатели, и как, по мнению горожан, ситуация в данной сфере изменилась за год - в лучшую или в худшую сторону, проанализируем ровно через год.

Константин Прибрежный





Новости на Блoкнoт-Волгодонск

Автомир Волгодонска

  Тема: Итоги 2024 года в Волгодонске  
Волгодонскдорогиподкаститоги2024 годАлексей Плотников
1
0