Волгодонск Пятница, 19 апреля
Общество, 25.08.2022 12:30

О чем говорят дети, и от чего это зависит: как влияет детский сад на личность ребенка

О чем говорят дети, и от чего это зависит: как влияет детский сад на личность ребенка

«Детей можно воспитывать по-другому»: Татьяна Петерсон об особенностях системы Монтессори и о частном детском саду «Сказка» города Волгодонска, который работает по данной системе.

Свое сердце она отдает детям. В 2013 году психолог Татьяна Петерсон, которая в то время и сама была мамой дошкольника, открыла в Волгодонске детский клуб для разностороннего развития детей по методу Монтессори. В дальнейшем по многочисленным просьбам родителей этот клуб был преобразован в полноценный частный детский сад «Сказка». Сегодня в группах этого сада воспитываются около 50 малышей разного возраста. О том, что это за детский сад, в чем его преимущества, и чем он отличается от государственного дошкольного учреждения, в рубрике «Комментарий недели» рассказала основатель и руководитель детского сада «Сказка» Татьяна Петерсон.


Татьяна, расскажите о вашем детище, как давно оно возникло. С чего начинали и к чему пришли?

- Мое детище возникло в 2013 году. Мы начинали с обычного детского клуба, и я, как мама, приняла решение его открыть, потому что я хотела чего-то иного для своего ребёнка. Собственно, это открывалась для моей дочери и для детей, чьи родители понимают, что их ребенку нужно что-то другое. Есть такой подход в рамках естественного родительства или осознанного родительства. В качестве образовательной программы был выбран метод системы Марии Монтессори, которая соответствовала тому стилю, в котором я и воспитывала свою дочь. Мы работали как детский клуб, у нас были постоянные клиенты. Но однажды произошла очень интересная ситуация: наша давняя клиентка, которая долго к нам водила свою малышку, забрала ее и отдала в детский сад. Спустя некоторое время, (это был октябрь месяц), открывается дверь, заходит мама с малышкой на руках, заходит папа, заходит брат и говорят: «Мы ничего не знаем, открывайте детский сад. Мы отдаем ребенка вам!». Это было предложение основанное на доверии мне как личности, мне как педагогу, как психологу. Поэтому детский сад мы создавали по инициативе родителей. Мы быстро заключили договоры. Изначально детки сами приносили с собой еду. То есть, начиналось это с идеи, а затем мы постепенно выросли. Сначала мы переехали в коттедж, а на сегодняшний момент это уже большой особняк, который соответствует всем требованиям, всем стандартам и даже, наверное, больше, чем стандартам.

Кроме того, мы имеем государственную лицензию, которая позволяет родителям получать налоговый вычет. Мы уже достаточно серьезное предприятие, которое выросло из маленького детского клуба до достаточно крупного детского сада. Работаем мы по системе Марии Монтессори.



Что такое система Монтессори?

- Многие родители считают, что эта методика для детей с особенностями в развитии. Но это глубокое заблуждение, потому что Мария Монтессори - это уникальная личность, она врач, она педагог, она философ, антрополог и действительно она начинала первую свою деятельность с работы именно с особенными детьми. Когда она разработала свою систему, в ходе одной аттестации умственно отсталые дети опередили в развитии обычных детей. Она тогда сказала такую великую фразу: «Как же современное образование тормозит развитие обычных детей, что умственно отсталые дети их догнали и перегнали». И с тех пор Мария Монтессори посвятила всю свою деятельность именно работе с обычными детьми. И всю свою оставшуюся жизнь она работала с обычными детьми. Система Монтессори признана эффективной во всем мире, площадки Монтессори есть во многих странах мира. В России они также набирают огромные обороты, а это достаточно серьёзные площадки, где очень высокая стоимость, и попасть туда не так просто. Поэтому то, что я наблюдаю своем садике, а я вижу, как работает эта система, какие ценности она несёт - это, конечно же, очень отличается от традиционного подхода. Собственно, это было моей идеей - привезти в город нечто иное, показать родителям, что есть другой взгляд на детей и на их развитие.

В чем принципиальное отличие вашего частного детского сада от государственного?

Одно из отличий нашего детского сада от государственного — это программа. Система Марии Монтессори работает в рамках гуманной педагогики. Что такое гуманная педагогика? Это глубокое уважение к личности ребёнка. В традиционном образовании воспитание рассматривается как: «воспитатель — план — и потом уже ребёнок». В программе Марии Монтессори на первом месте стоит - ребёнок. Он является субъектом образовательного процесса, затем идёт его индивидуальный план развития, потому что есть законы психического развития, а есть ещё темп и скорость непосредственно конкретного ребёнка. И только потом идёт уже педагог, который выступает в роли наставника, помощника хранителя и создателя той среды, в которой находятся дети. Конечно, это главное отличие.

Второе отличие от обычных программ, от обычных стандартов - это наши возможности. У нас есть возможность наблюдать за каждым ребёнком. У нас есть возможность увидеть, какой-то скрытый талант ребёночка, поддержать его, направить, обратить внимание на это родителей. Возможность увидеть индивидуальность в каждом ребёночке, связана с тем, что у нас другая система. Разновозрастные группы - это уникальный социум, где дети оттачивают такие социальные качества и навыки, как эмпатия, самоуважение, помощь, поддержка друг другу. Вы знаете, как интересно наблюдать, когда старшие детки становятся наставниками, учителями, опекунами для маленьких детей. Вы представляете, как у них повышается самооценка, от того, что они уже могут что-то передать. А как малыши малыши с уважением относятся к старшим, они делают колоссальный скачок в развитии, и затем в свою очередь эти малыши становятся наставниками других детей. Мы ведь живем в разновозрастном социуме, и нам очень важно учиться выстраивать взаимоотношения уже в раннем возрасте. А когда дети в одной возрастной группе, ну чему они у друг друга могут научиться? Ну, наверное, мало чему. А в нашем детском саду детки уже сейчас при помощи педагога учатся выстраивать здоровую, безболезненную коммуникацию. Я всегда говорю о том, что все знания мира сейчас можно получить одним нажатием кнопки. А вот научиться взаимодействовать в социуме, находить бесконфликтные способы взаимодействия, в то же время сохраняя свое достоинство и свои границы - это искусство общения.


Как вы считаете, на что стоит уделять внимание родителям при выборе частного детского сада?

- Если мы возьмём юридическую точку зрения, то, конечно же, мы прежде всего, смотрим на всю документацию, которая должна быть детском саду. Требования к нам предъявляются достаточно жёсткие. Одно из последних требований - это обеспечение антитеррористической безопасности, которая включает в себя обеспечение камерами внутреннего и наружного видео наблюдения, причём не просто для онлайн наблюдения, а по определённым параметрам: это аварийное освещение, это звуковое освещение, это пожарная сигнализация, это вывод на пульт «01», то есть - очень много требований. А в плане обеспечения именно физической безопасности всё это должно, конечно же, быть подтверждено документами, потому что это безопасность. Что касается образовательной программы, она позволяет работать с детьми в рамках тех психологических норм, которые ему необходимы, потому что большое изобилие дополнительных занятий очень пагубно влияет на ребёнка, на его незрелую нервную систему. А если выбирать детский сад с точки зрения психологической, тут родителям очень важно обратиться к своему внутреннему опыту, к своему внутреннему состоянию, понять, какие чувства, какие ощущения вы испытываете, посетив детский сад, в который планируете отдать ребенка? Мы всегда приглашаем родителей в работающую группу, где родитель, наблюдает за тем, как взаимодействуют дети, как они общаются, как работают с детьми педагоги - это же живой организм, детей невозможно подговорить или создать какой то план, а это все чувствуется. И вот если внутренним ощущением вы понимаете, что это ваш садик, значит он действительно ваш, потому что от спокойствия мамы, от внутренней уверенности мамы или папы во многом зависит и адаптация ребенка. Невозможно ребенка рассматривать отдельно, внутреннее состояние мамы очень влияет на самого ребёнка.


Какой квалификацией обладают специалисты, работающие с детьми в вашем саду?

- Помимо квалификации, которая предъявляется в соответствии стандартам: высшее образование, опыт работы и повышение квалификации, я как руководитель, предъявляю очень серьезные требования к личностным качествам самого работника. Я говорю о том, что педагогом работать нельзя. Это не работа, это призвание, оно либо есть, либо его нет. Невозможно прийти, 7 часов отработать с детками, что-то им выдать и уйти, забыв об этом. Это действительно призвание. В квалификационных требованиях к Монтессори педагогу есть такой пункт, что если у педагога происходят какие-то неприятные события в семье или дома, он имеет право не выходить на работу. Почему? Потому что внутреннее состояние личности сказывается на состоянии группы в целом, дети это чувствуют. Когда вы приходите в детский сад, очень важно понаблюдать, как говорят педагоги, и что они говорят. Потому что у детей активно развивается речь, и от того, как говорит педагог или руководитель, будет зависеть и то, как будут говорить ваши дети.

Какие игрушки и пособия используются в вашем детском саду? Любят ли их дети?

В среде Монтессори у нас нет игрушек. У нас пособия и материалы. Они выполнены все из натурального дерева, которое позволяет детям формировать бережные и трепетные отношения к предметам. Обратите внимание, что происходит с пластмассовыми игрушками: ребёнок сломал, бросил, мама с папой новую купят! А потом ребёночек вырастает и начинает терять более ценные вещи. Откуда всё это идёт? Идёт с детства, когда мы не ценим то, что у нас есть. Все наши пособия выполнены из натурального дерева, при работе и взаимодействии с ними ребёнок получает тактильные ощущения, у него развивается головной мозг. Это важный критерий, и каждое пособие направлено на развитие того или иного навыка, чувства или качества. То есть, у нас нет бесцельно выставленных пособий. Это чётко организованная, чётко упорядоченная, ясная и понятная для ребенка среда. Когда ребёнок приходит, ему показывают, как работать с материалом, как его взять, как его перенести, и как его вернуть на место.


Очень важный критерий еще при выборе педагога - это знание нейрофизиологии развития мозга, потому что у детей дошкольного возраста активно развивается мозг, высшие психические функции. И от того, с чем взаимодействует ребенок, напрямую зависит развитие его высших психических функций. Это тонкий момент, о котором многие не знают. Если начать стимулировать ту психическую функцию, которая ещё не активна, это достаточно опасно для самого ребенка. Поэтому в нашей среде выстроено все таким образом, что каждый ребеночек разного возраста может удовлетворить свои возрастные задачи. У кого-то это развитие речи, у кого-то - сенсорика, кто-то изучает цвета, кто то пишет, кто-то читает, и за всем этим наблюдает, помогает и направляет к этому педагог. Это очень важный момент здесь ведётся такая ведущая роль самого педагога, который является наблюдателем.

Вновь прибывших детей мы берём буквально по одному ребеночку для того, чтобы максимально комфортно ввести его в нашу среду. Как у нас говорится: в первые полгода педагог ползает на корточках, чтобы показать все детям, а потом он просто становится наблюдателем, готовым прийти на помощь, потому что дети действительно способны к самообучению к саморазвитию. Они чётко знают, что им нужно. Педагог просто направляет, подсказывает и что-то вводит новое, выступая своего рода хранителем и создателем среды, в которой дети сами развиваются.

Поговорим о питании, расскажите, что кушают дети в вашем саду? Каким должен быть рацион ребёнка?

- Питание, прежде всего, зависит от возможностей частного детского сада, в том числе нашего. Мы шагнули чуть дальше, и поскольку мы целостный комплекс, мы подходим к личности ребёнка и к его здоровью. Мы заключили договор с ассоциацией нутрициологов, которые разработали нам меню специально для нашего садика, оно соответствует требованиям СанПиНа. Единственное, что если взять предлагаемое меню СанПиНа, там мы увидим огромное количество калорий за счёт большого количества сахаров и хлебобулочных изделий. Мы от этого ушли и заменили их нутриентами и микроэлементами, так необходимыми для детского возраста. Питание у нас подаётся тоже определённым образом. У нас выставляется еда, детки сами себе накладывают. А у них всегда есть желание, способность и стремление прийти за добавкой, то есть, дети кушают в неограниченном количестве. Если хотят, они берут добавку.


 Питание у нас трёхразовое, полноценное, плюс у нас есть перекус - сейчас огромное количество овощей, которые мы сами выращиваем. Детки, с удовольствием кушают. Питание отличается тем, что мы убрали сахар, мы заменили его натуральными продуктами. Сейчас - это фрукты, зимой - сухофрукты, мы ушли от чая, как от пустой еды. Мы заменили его компотами, которые сами готовим. В рационе у нас огромное количество белка, клетчатки, и всё это в тех соотношениях, которые необходимы именно растущему ребеночку. Мы заменили муку на овсяную муку, добавляем рисовую муку, стараемся максимально выходить из шаблонов стандартного института питания, тем самым сохраняя ценность питания для ребёнка. У нас недопустимо в садик приносить какие-то конфеты. Когда у нас дни рождения празднуются, мы готовим детям торты из фруктов, из ягод, дети с удовольствием это кушают. Мы говорим им, что такое правильная еда, что такое неправильная. То есть, ценность питания мы прививаем с детства.


Как вы считаете, что главное для ребенка, который впервые приходит в детский сад?

- Для ребенка главное — безопасность. Если мы посмотрим на всем известную пирамиду Маслоу, мы увидим, что пока не будет удовлетворена потребность в безопасности, ни о каком развитии речи быть не может. Именно поэтому на адаптацию мы берём буквально по одному ребёночку. Когда заходит ребёнок, он должен чувствовать, ощущать именно чувства счастья, спокойствия, поддержку, чувствовать, что для него все открыто, к нему всегда готовы прийти на помощь. Есть семьи, где в силу определённых обстоятельств мама находится с ребёнком 24 часа, и, конечно же, ребёночку очень сложно. Есть определённые техники, которые мы применяем, например, совершаем домашний визит. То есть, педагог, работающий в этой группе, идёт на территорию ребенка и там с ним занимается. И когда ребёночек видит, что вот, к примеру, Светлана пришла ко мне, значит она безопасна, и к ней можно идти. Это первый момент, есть и другой момент. Ребёнок начинает истерить и капризничать там, где у него не удовлетворяются возрастные потребности. Детки, они открыты, они проявляют свои чувства. И тогда мы проговариваем эти чувства: «Ты грустишь, да? Давай с тобой вместе погрустим», вот мы садимся и вместе грустим. То есть, мы позволяем ребёнку прожить эти эмоции, мы их не купируем, не говорим: «прекрати плакать, мама скоро придёт, всё пойдём», мы стараемся переключать его внимание. Очень важно, чтобы ребёночек легко прожил эти эмоции, и с каждым разом таких эмоций становится всё меньше и меньше. Если предложить ребенку право выбора: «что ты будешь делать, грустить или мы пойдём играть?», он скорее всего ответит: «пойдем играть». И грусть сразу проходит, а все дело в правильном вопросе. Педагог обязан уметь задавать правильные вопросы.


Сколько человек в группах вашего сада?

В разновозрастную группу входит до 15 человек. Многие родители считают, что чем меньше детей, тем лучше. Это очередная ложная установка. Ну представьте, будет 5 детей одного возраста. Да, но они же через месяц «покусают» друг друга, им же будет неинтересно, а чем больше деток разного возраста, тем больше социальных контактов они усваивают, тем больше у них права выбора себе партнёра по игре. 15 человек - это то количество, которое абсолютно комфортно и адекватно может обслужить и отработать педагог. На каждой группе работает Монтессори педагог и ассистент Монтессори педагога, ну и плюс ещё не нянечка. Это связано с тем, что Монтессори среда — другая. Там дети абсолютно самостоятельны, они знают, что им нужно делать, они умеют это делать, потому что педагог их этому научил.


До 15 человек входит в каждую группу. У нас три разновозрастные группы, первая — от полутора до трех лет, вторая — от трех до пяти лет, и третья — от 5 до 7 лет. Но это градация условная, потому что мы обращаемся к индивидуальному темпу развития. И есть дети, которые в 4 года уже переходят в старшую группу, потому что они отработали уже навыки самостоятельности, способности слышать и слушать педагога, у них есть состояние внутреннего порядка, и тогда они переходят уже в старшую группу, где общаются и учатся вместе со старшими. Бывает такое, что четырехлетний ребенок приходит из другого сада, и нам приходится его возвращать чуть ли не в младшую группу, потому что у ребёнка еще не развиты многие навыки. Бывает, ребенок приходит и спрашивает: «А что я сейчас буду делать?», мы ему предлагаем: « А давай мы с тобой выберем, давай посмотрим, чем ты хочешь заниматься», а он смотрит и не знает, потому что он не умеет выбирать. Он уже зависит от взрослых. Он привык, что ему говорят, что ему нужно делать. И эта зависимость впоследствии переходит во взрослую жизнь. Начальник на работе поругал, и человеку от этого плохо. И вот именно зависимые отношения должны прорабатываться с детства. Психотерапия начинается вот с такого маленького возраста, когда, казалось бы, а что здесь такого? Скажу нет, всё очень глубоко и очень тонко.


Как быстро адаптируются дети  в вашем детском саду?

У нас в первую неделю дети остаются на сон. Это связано с тем, что они полностью удовлетворяют свои возрастные потребности, когда мы видим где-то на улице хаотичного ребенка, который плачет, который истерит, который капризничает — это яркий признак того, что у ребенка не удовлетворяется его задача, а он не может найти способы решения этих задач, и он начинает проявлять себя эмоционально, как только он находит то, что его удовлетворяет, он моментально превращается в другого ребёнка. А вообще адаптация, как и испытательный срок на работе, длится 3 месяца. Это говорит о том, что когда ребеночек полностью входит в среду, когда он уже привыкает к среде, когда он выдаёт уже результаты дома, в среднем — это 3 месяца. Конечно, бывает раньше, всё абсолютно индивидуально, но практика показывает, что первую неделю мы уже благополучно остаёмся на сон, чему родители очень сильно удивляются.


Ваш сад работает уже много лет, какова судьба ваших выпускников? Общаетесь с ними?

- Это наша гордость. Это моё достоинство и моё восхищение. У нас все гораздо глубже. У нас не просто дети дружат друг с другом, у нас семьи дружат друг с другом, а самые старшие выпускники, например - моя дочь, которая сейчас уже в 6 классе, она успешная спортсменка, она абсолютно самостоятельная девочка, она хорошистка в школе, другие наши выпускники сейчас учатся во 2, 3 и 4 классах. Они все общаются друг с другом, их семьи общаются друг с другом. Наши выпускники до сих пор приходят в гости, даже те, кто давно выпустились, они до сих пор приходят к нам садик. Они звонят и говорят: «Татьяна Владимировна, можно к вам прийти?». Они с радостью приходят, это очень теплые, очень дружеские отношения. Все наши дети абсолютно успешные, они очень хорошо учатся в школе. У них прекрасная социальная коммуникация, все они достигают серьёзных результатов в спорте, они здоровы и психологически, и физиологически. Это очень серьёзный показатель нашей работы, и та тесная взаимосвязь, которая у нас есть, конечно же, говорит о том, что мы действительно можем дать что-то детям. Мы действительно способны дать им, и мы это видим. Это, конечно, очень ценно.

Скажите, пожалуйста, как понять родителям, что они выбрали правильный детский сад для своего ребёнка?

- Вы это почувствуете, обращайтесь к своему внутреннему опыту. Вы знаете, я всегда говорю, что семья и садик работают вместе. Ценности семьи и ценности садика должны совпадать, а когда вы приходите на экскурсию в детский сад, узнавайте максимально подробно, кто и как работает с вашими детьми. Я глубоко убеждена, что руководитель детского сада просто обязан иметь специализированное образование. Потому что в противном случае мы будем полагаться на опыт наемных работников. И какими бы они замечательными не были, они наёмные работники. Руководитель отслеживает весь методический, психологический и педагогический процесс и может в любой момент вмешаться. Мы ведём дневники наблюдений за ребёнком, мы даём обратную связь родителям. Мы вместе выстраиваем план и путь развития. Когда родители приходят в сад, у них возникает внутреннее ощущение, внутреннее чувство — оно, как правило, самое верное. Я почему я никогда не даю рекламу детского сада, потому что маркетинговые уловки - они все прекрасны. Но дети - это живой организм, где царит тепло душа, чистота, уют и порядок, и это всё считывается. Вы увидите это по своему ребёнку, когда ребёнок бежит в садик, или когда он выходит и приходит домой, приносит что-то новое, какие-то новые навыки и родители открывают своего ребенка в новом свете, родители это понимают уже буквально через неделю.


Что бы вы хотели передать родителям, которые пока выбирают детский сад для своего ребенка и рассматривают в качестве дошкольного учреждения именно ваш?

Уважаемые родители, я обращаюсь к вам с небольшой просьбой - посмотреть, что детский сад - это не про подготовку к школе, это не про присмотр и уход за детьми. Это не про выполнение каких-то ваших ожиданий в отношении ребёнка. Это глубокая личностная работа именно формирования будущей личности ребёнка. Вы знаете, дошкольный возраст - это самый важный возраст. Те убеждения, те установки, которые вкладываются в головку ребенку от значимого взрослого, в том числе от педагога, будут влиять на будущее ребенка в целом. Что мы мы привыкли видеть? «Я тебя научу, ты ничего не умеешь, ты сделал неправильно, делай так! У тебя ничего не получается? Откуда ты такой неумелый?» и так далее. Что в этот момент испытывает ребенок?. Некоторые считают, что жизнь сложна, и пусть ребёнок с детства привыкает бороться со сложностями. Мы все это проходили, и всё нормально. А что если обратиться к другим установкам? Например: «Этот мир увлекателен, прекрасен, в нем огромное количество чудес. У тебя обязательно всё получится, если ты попробуешь, попробуй 100 раз , и на 101 раз у тебя обязательно получится! Ощути первое состояние успеха, первое состояние победы!». Я обращаюсь к родителям, чтобы они обратили внимание на то, что можно воспитывать детей по-другому, что есть другой взгляд, где есть уважение к личности ребёнка, где царит понимание и принятие ребёнка. Вот это - очень ценно и очень важно. Детский сад - это первая ступень к формированию личности ребёнка. И то, каким вырастет ребенок, во многом зависит от детского сада и от сознательного выбора родителей, - рассказала в интервью «Блокноту» руководитель и основатель частного детского сада «Сказка» Татьяна Петерсон.


*Видео и фото предоставлены заказчиком.

Частный детский сад «Сказка» расположен в Волгодонске по адресу: улица Гагарина, 38А.

Контактный телефон: 8 (919) 883-16-30

Официальный сайт:skazkamontessori.ru

Новости на Блoкнoт-Волгодонск
  Тема: Рубрика "Комментарий недели" Волгодонск   
новостиВолгодонскчастный детский сад "Сказка"
3
0
Народный репортер + Добавить свою новость