Волгодонск Воскресенье, 24 ноября

«Осуществим мечту русского народа - соединим Дон с Волгой»: документальный фильм о создании Цимлянского гидроузла

Как строители Цимлянской ГЭС победили Дон с помощью камней и самосвалов.

В это Рождество «Блокнот» предлагает зрителям посмотреть фрагмент документального фильма, повествующего о том, как в сентябре 1951 года состоялся один из важнейших моментов строительства Цимлянской ГЭС, когда была выполнена операция по перекрытию старого русла Дона. Для гидростроителей перекрытие реки является точкой отсчета времени функционирования плотины, которая до этого момента представляла собой просто «мертвое» сооружение из песка и железобетона.

Цимлянская ГЭС, как известно, построена на прочном свайном основании в ежегодно затопляемой пойме Дона.  Сейчас Дон «выходит» из водохранилища прямо от самой ГЭС и ее водосливной плотины. Но до 1951 года река протекала примерно в полукилометре севернее. Еще и сейчас на аэрофотоснимке можно увидеть место, где Дон протекал на месте современной плотины. Обширное расширение Дона перед ГЭС, как и многочисленные котлованы в этом районе, появилось уже во время стройки, когда огромные массы песка из поймы реки были в буквальном смысле вырыты и вымыты для сооружения плотины ГЭС.

За два с небольшим года – с лета 1949 года по лето 1951 года, были намыты обе части плотины на левом и правом берегах Дона и сооружены нижние уровни Цимлянской ГЭС и водосливной плотины. Сама строящаяся Цимлянская ГЭС оказалась в окружении двух рядом временных дамб, которые со стороны будущего водохранилища защищали ее от паводковых вод, а со стороны Дона – от воды вырытого котлована. В 1951 году строители долго ждали окончания весеннего паводка. Он оказался на редкость грозным и обильным. Весной расход Дона у Цимлянска превышал шесть с половиной тысяч кубометров воды в секунду (в 10 раз выше, чем во время весеннего половодья 2020 года).


Цимлянская ГЭС строилась примерно в 500 метрах от русла Дона

Только в конце июля, после ухода большой воды, строители приступили к намыву частей плотины, непосредственно примыкавших к Дону. К 10 сентября Дон на этом участке превратился в бурлящий поток, шириной в 80 метров. Именно его и предстояло перекрыть строителям.  Этому предшествовала и подготовка к пропуску воды через железобетонную плотину ГЭС.

В ее основании были проделаны временные водопропускные отверстия, рассчитанные в том числе и на пропуск паводковых вод, проведены дополнительные отводящие каналы, котлован перед ГЭС был очищен от техники и временных построек и частично замощен и забетонирован. Были перенесены на более высокие насыпи и мосты временных линий железной и автомобильных дорог.

Времени у строителей оставалось не так мало: синоптики сообщали о грядущих сильных осенних дождях в верховьях Дона, что грозило подъемом воды в реке и усложнением всей операции.

Перекрыть русло Дона обычным способом - путем намыва плотины из песка было нельзя, ведь вода просто снесла бы такую насыпь. Требовалось за считанные часы соорудить надежную преграду из тяжелых камней. А засыпать камни планировалось со специального моста.


Схема перекрытия русла Дона

Для этого в начале сентября через Дон в месте перекрытия реки за несколько дней соорудили прочный деревянный мост из 8 пролетов по 10 метров каждый. На мосту не было сплошного настила. В середине проезжей части были сохранены открытые пролеты, через которые грузовики с камнем могли сбрасывать свой груз прямо в бурлящую воду. Ширину проемов для сброса камня специально рассчитали, исходя из размеров грузовиков МАЗ, которые и предполагалось использовать для этой операции.

17 сентября было объявлено об окончательной дате перекрытия Дона – 19 сентября. Об этом начальник стройки Василий Барабанов сообщил на митинге, который прошел на площадке рядом с ГЭС.

Командиром этой операции стал Федор Иванович Резчиков, личность на стройке не менее известная, чем Василий Барабанов. Военный инженер, участник Великой Отечественной войны, Федор Резчиков. Во время войны Резчиков был одним из руководителей строительства «волжской рокады», стратегической железной дороги Иловля – Свияжск, которая по прямой связала советский фронт у Сталинграда со средним Поволжьем. Железная дорога протяженностью в 978 километров была построена и сдана во временную эксплуатацию в 1942 году всего за несколько месяцев. В 1944 году Резчиков занимался восстановлением Ливадийского дворца в Крыму, в котором прошла Ялтинская конференция с участием Сталина, Рузвельта и Черчилля.


Слева - Дон перед перекрытием русла. На фотографии хорошо различим деревянный мост, с которого будет производиться отсыпка русла Дона камнем. Справа - митинг перед пуском воды. Люди гуляют по дну нового русла Дона перед строящейся Цимлянской ГЭС. Через несколько дней это место будет затоплено. Фотографии из фондов Государственного историко-мемориального музея-заповедника "Сталинградская битва"

В ночь на 19 сентября котлован перед ГЭС был очищен от людей и техники. Земснаряды стали размывать земляные перемычки, которые отделяли подводящие воды к плотине каналы от Дона. К 14 часам дня сотни людей заполнили строительную эстакаду над плотиной ГЭС и берега будущего котлована перед плотиной. На портальных кранах и эстакаде к этому дню повесили несколько лозунгов. Один из них гласил, что «Сталин – это мир», а другой нес надпись: «Осуществим вековую мечту русского народа, соединим Дон с Волгой». Побывавший на стройке московский журналист Евгений Рябчиков передал напряжение этого момента.

- Грянула музыка. В небо взлетели стаи голубей. Под тысячекратное «Ура!» прозвучали слова Барабанова о том, что Цимлянский гидроузел готов к пропуску вод Дона по новому руслу. Мощные динамики передали приказ специального штаба: «Всем очистить котлован». В 13 часов 23 минуты раздалась команда: «Поднять шандорные затворы!». Медленно и осторожно портальный кран потянул огромный щит, закрывавший первое донное отверстие. В напряженной тишине послышался легкий шум, и из образовавшейся бреши широким валом устремилась вода по бетонному ложу. Открылись и последующие отверстия. К вечеру по легким волнам в нижнем бьефе уже поплыли первые лодки, - рассказывал Евгений Рябчиков.


Василий Барабанов (на фоне плотины Цимлянской ГЭС третий мужчина справа, фотография из фондов Волгодонского эколого-исторического музея ) и Федор Резчиков (правая фотография)

Теперь Дон был разделен на два потока. Один из них тек под плотиной ГЭС, а другой – продолжал бежать по старому руслу реки. Теперь старый Дон требовалось завалить камнем и быстро нарастить до нужной высоты и ширины недостающий участок плотины. Два дня ушло на окончательную подготовку техники и людей.  Операция по перекрытию старого русла Дона стартовала с наступлением темноты вечером 21 сентября. На укрощение реки отводилось 35 часов.  Писатель Анатолий Калинин, неоднократно бывавший на строительстве Цимлянский ГЭС, оставил любопытные воспоминания об этих днях. Очерк «Цимлянские записки» был опубликован в 1981 году.


Временный автомобильный мост и грузовики с камнем для засыпки русла Дона. Справа видна строящаяся Цимлянская ГЭС. Коллаж из трех фотографий, хранящихся в фондах Государственного историко-мемориального музея-заповедника "Сталинградская битва"

- Начальник правобережного района Федор Иванович Резчиков ждал сигнала, все было организовано, дороги для движения самосвалов по кольцу устроены, технология засыпки продумана, и люди стояли на местах - лучшие люди, но сигнала не было. Почему-то не давал сигнала начальник стройки Барабанов.

Резчиков выходил из дощатого домика командного пункта, построенного на правобережном взгорье, смотрел на Дон, потом шел на проран, все проверял, возвращался на КП, передавал по радиотелефону распоряжения, уточнения, опять выходил посидеть на лавочке, томился. У него были причины для тревоги. Выше, по реке Чир, выпали дожди, уровень воды в Дону поднялся, в шестом пролете скорость течения превысила все расчеты, подходила к четыремстам сантиметрам в секунду. Проран гудел. Почему медлил начальник стройки, не отдавал приказа? Это так не пристало Барабанову, так было на него не похоже.

Чтобы понять это, надо вернуться во времени назад, на одни сутки. За эти сутки Барабанов пережил немало нелегких часов и, должно быть, имел большой разговор с самим собой - самокритичный, жестокий. До перекрытия русла надо было затопить забетонированный котлован ниже плотины. Чтобы при перекрытии русла вода, сразу очутившаяся со всей своей мощью перед преградой - прораном, не снесла его, как щепку, часть ее отводили по каналу, прорытому выше прорана и дальше - через отверстие плотины - в котлован.

Барабанову доложили, что все готово к затоплению. После митинга Барабанов отдал приказ через три часа поднять «шандоры» - заслонки, закрывающие отверстия в плотине, и начать затопление. Но приказ этот через три часа не был выполнен и не мог быть выполнен. Девятнадцать плит так называемой гибкой рисбермы - продолжения забетонированного днища котлована - оказались с изъянами, их нужно было снова заливать бетоном.

Мужество надо было иметь, чтобы отодвинуть затопление котлована в тот момент, когда все уже были подготовлены к этому, нацелены на это, когда столько ждали этого дня. Мужество, чтобы не согласиться и с теми, кто предлагал все же затопить котлован. Нашлись и такие. Они говорили, что несколько плит ни в коем случае не повлияют на прочность всего сооружения Барабанов отсрочил исполнение своего приказа, - вспоминал Анатолий Калинин.


Русло Дона до и после перекрытия.Фотографии из фондов Государственного историко-мемориального музея-заповедника "Сталинградская битва"

Для такой ответственной работы было выделено 120 грузовиков с наиболее подготовленными водителями. Машинам предстояло больше суток курсировать по кольцевому двухкилометровому маршруту от складов с камнем до моста и обратно на минимальной дистанции между самосвалами. Для организации работ был создан отдельный оперативный штаб из 15 отдельных служб. Вдоль дороги были установлены пункты связи с телефонами и выставлены оперативные дежурные.


Дон был перенаправлен через водосливные отверстия в основании железобетонной плотины Цимлянской ГЭС. Фотография из фондов Государственного историко-мемориального музея-заповедника "Сталинградская битва"

Первыми свой груз сбросила в воды Дона группа из четырех самосвалов. В дальнейшем на мосту интервалом в 3-5 минут заезжали колонны из 7-8 машин. На пролетах моста дежурили наблюдатели, следившие за равномерным распределением камня в русле реки. Всю ночь машины непрерывной колонной сновали между берегом и мостом. Через семь с половиной часов Дон был перекрыт. Теперь в дело вступили 6 земснарядов, приступившие к намыву плотины.


Митинг на плотине Цимлянской ГЭС в день перекрытия русла Дона. Фотография из фондов Волгодонского эколого-исторического музея

Главным героем это ночи стал Федор Резчиков. С вечера до утра он лично контролировал весь процесс работ.

- И вот наступил день Резчикова - день перекрытия русла Дона. Собственно, это началось не днем, а уже вечером и закончилось глубокой ночью. Когда сигнал наконец был подан, Барабанов вошел в дощатый домик КП правобережного района, сел у окна, выходившего на проран, и так просидел все время, ни во что не вмешиваясь.

Перекрытие русла проходило на редкость организованно. «Медлительный» Резчиков все предшествующее время употребил на то, чтобы засыпка прорана была только завершающим звеном уже выигранного дела. Самосвалы шли по кольцу, разгружали камни в Дон, и тот сначала гудел в пролетах, рвался, потом стал потише, зазвенел по камням, начал жаловаться, а скоро уже только плескался и совсем смолк, угомонился.

Воды Дона поднялись у прорана, покружились и все сильнее, все естественнее потекли по отводному каналу влево через плотину и котлован и дальше, через ворота, прорытые бульдозерами в перемычке, вернулись в свое русло. Резчиков спокойным голосом отдавал по радиотелефону приказания, ходил на мост, на месте руководил перекрытием и возвращался, в нем не было медлительности, которую подозревал Барабанов, которая так настораживала его.

Барабанов бросал на него взгляды, в которых все чаще вспыхивали огоньки изумления. Так вот, оказывается, где подоплека этой медлительности! Резчиков исподволь обеспечивал и обеспечил успех дела, - вспоминал Анатолий Калинин.

Через двое суток старое русло Дона было навсегда скрыто под слоем песка. А через 55 дней на месте русла был намыт недостающий участок плотины высотой в 35 метров. Еще несколько месяцев воды Дона продолжали сбрасываться через строящуюся плотину. Но 15 января уже следующего 1952 года строители стали перекрывать водопропускные отверстия под Цимлянской ГЭС. Именно в это день и родилось Цимлянское водохранилище.

Анатолий Козин

Новости на Блoкнoт-Волгодонск
  Тема: О тебе, любимый Волгодонск  
ДонВолгодонскЦимлянское водохранилище
3
0
Народный репортер + Добавить свою новость