Волгодонск Пятница, 26 апреля
Общество, 03.08.2021 16:00

«Рейдерский захват» по-заветински: как 20 гектаров земли у реки стали «лакомым кусочком» для петербургских бизнесменов

«Рейдерский захват» по-заветински: как 20 гектаров земли у реки стали «лакомым кусочком» для петербургских бизнесменов

В Заветинском районе Ростовской области местные жители пытаются отстоять свои реки - на них «положили глаз» петербургские предприниматели, которые, похоже, не намерены ни перед чем останавливаться.

Заветинский район является самым восточным муниципальным образованием Ростовской области, большая часть территории которого - это степь. Климатические условия здесь достаточно суровые, особенно летом, когда наблюдается низкая влажность воздуха, засуха, а реки в этот период часто пересыхают. Немудрено, что в таких условиях наблюдается дефицит водных биологических ресурсов, которые нужно беречь как зеницу ока.

Местные же браконьеры этого либо не понимают, либо не хотят понимать. Согласно сведениям из «Экологического вестника Дона», в период с 2016 по 2020 год запасы кубанского рака в бассейне реки Сал снизились на 10 тонн с 55,8 тонн до 44,9 тонн. При этом в большинстве водоемов преобладают мелкие и средние раки размером всего в 5-7 сантиметров. Причину снижения популяции экологи называют открыто - незаконная деятельность браконьеров.

Динамика запаса раков в водоемах Ростовской области 2016-2020.jpg

Динамика запаса раков в водоемах Ростовской области в период 2016-2020 годов


Под ударом оказываются не только раки, но и рыбы. Браконьеры продолжают осуществлять свою незаконную деятельность в реках Кара-Сал и Джурак-Сал, где водится карась, занесенный в Красную книгу России и судак, который относится к ценным видам водных биоресурсов. Узнав об этом, съемочная группа «Блокнота» решила выехать в Заветинский район и разобраться, как здесь ведется борьба с браконьерами и являются ли они единственной «головной болью» для местных жителей и водных обитателей.

Рыбы, занесенные в Красную книгу России.jpg

По информации Федерального агентства по рыболовству, в реках Заветинского района водятся рыбы, занесенные в Красную книгу России

Как стало известно «Блокноту», о проблеме известно администрации Заветинского района, которая совместно с правоохранительными органами пытается бороться с правонарушителями. В одном лишь 2017 году было проведено множество рейдов, по итогам которых браконьеры лишились своих орудий лова. За шесть рейдов было изъято и уничтожено 967 раколовок, размеры которых превышали разрешенные законом параметры.

Уничтожение раколовок.jpg

Уничтожение орудий лова браконьеров после очередного рейда

Вторая «головная боль» - это предприниматели, которым «приглянулись» реки в Заветинском районе. Их стремление разводить и выращивать рыбу здесь может показаться для обывателей спасением, но не для местных жителей, потому что те научены горьким опытом - дело в том, что ранее некоторые бизнесмены брали в аренду рыбоводные участки, и ничего хорошего из этого не вышло: береговая линия превратилась в место строительства, приема пищи и даже туалет, а любителей рыбалки предприниматели просто перестали пускать к арендованным водным объектам.

Деятельность предпринимателей в Заветинском районе.jpg

Так выглядели участки, которые предприниматели уже получили по договору аренды в Заветинском районе

Повторения сценария местные жители боятся и теперь. С 2016 года группа предпринимателей пытается заполучить рыбоводные участки на территории Заветинского района. Сделать это можно только с согласия жителей, и для этого бизнесмены то и дело инициируют проведение общественных обсуждений, на которых жители в подавляющем большинстве высказываются против формирования новых рыбоводных участков.

К примеру, в 2018 году в хуторе Никольском против высказались 66 человек из присутствовавших 67, в селе Заветном - 200 человек из 200, в хуторе Фомин - 64 человека из 64, в хуторе Шебалин - 157 человек из 157, в селе Киселевка - 61 человек из 61.

Причина проста - на общественных обсуждениях предприниматели зачастую не способны объяснить, для чего им эти рыбоводные участки, а их программа состоит из одного листа А4 без какой-либо конкретики с одними лишь громкими и красивыми фразами по типу «производство рыбных полуфабрикатов». На это местным жителям ничего не остается, кроме как смеяться - о каком производстве может идти речь с пересыхающими реками и малыми объемами рыбы?

Программа петербургских предпринимателей.jpg

Программа индивидуального предпринимателя Виталия Сухоносова

Кто же они такие, «спасатели» водных биоресурсов Заветинского района? Основных действующих лиц трое - это индивидуальный предприниматель Виталий Сухоносов, его приближенный Александр Авдюхин и отец Александра Геннадий Авдюхин. При попытке установить некоторые данные из биографии этих людей становится понятно, почему население так категорично в вопросе предоставления предпринимателям рыбоводных участков в аренду.

Виталий Сухоносов, Александр Авдюхин и Геннадий Авдюхин.jpg

Слева направо: Виталий Сухоносов, Александр Авдюхин, Геннадий Авдюхин

Во-первых, данные люди хоть и являются уроженцами Заветинского района, но его жителями уже давно быть перестали. Во-вторых, недоверие вызывает и репутация предпринимателей. В распоряжении «Блокнота» оказалась кадры с камеры видеонаблюдения в одном из продуктовых магазинов, где видно, как Александр Авдюхин бьет продавца, от чего тот падает на пол. Личность Виталия Сухоносова, которого местные жители считают «пешкой» Александра Авдюхина, тоже вызывает недоверие - по некоторым данным, в 2019 году этот человек был пойман на браконьерстве.

В 2021 году Александр Авдюхин все еще продолжает претендовать на рыбоводные участки, но, судя по недавним событиям, выбрал другую тактику - информационно-пропагандистскую. В качестве мишени был выбран депутат законодательного собрания Шебалинского сельского поселения Михаил Излигощин, которому принадлежит земельный участок возле реки Кара-Сал.

Его Александр Авдюхин также пытался несколько раз заполучить, но население высказывалось против. Логику предпринимателя понять сложно еще и потому, что как такового водного объекта здесь нет. В зависимости от времени года балка просто-напросто пересыхает. И как Александр Авдюхин собирается здесь разводить рыбу, да еще и в промышленных масштабах - непонятно.

Михаил Излигощин.png

Депутат законодательного собрания Шебалинского сельского поселения Михаил Излигощин

- Некоторые предприниматели чертят эту «балочку», как водный объект, и они хотят тут разводить рыбу. Этот объект создавался искусственно советской властью еще в 80-е годы для поливки огородов, но сейчас вода здесь бывает только весной - и то, водоем наполняется на 10-15 сантиметров. А сейчас (июль 2021 года - прим.ред.) там 5-10 сантиметров, через 10 дней воды здесь вообще не будет. В связи с этим я хотел бы обратиться в Министерство сельского хозяйства и продовольствия Ростовской области, которое выделяет квоты на разведение рыбы, с просьбой обратить внимание на те участки, на которые претендуют предприниматели. Как можно разводить тут рыбу или какие-то биоресурсы? - рассказал «Блокноту» Михаил Излигощин.

Отсутствие воды в реке Кара-Сал.png

Состояние балки на июль 2021 года

Впрочем, данный факт Александра Авдюхина, похоже, мало волнует. Желая добиться своей цели, в начале июня 2021 года он приехал на участок к Михаилу Излигощину, а вместе с ним были два сотрудника волгодонской инспекции Нижнедонского отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биоресурсов Азово-Черноморского территориального управления Росрыболовства, а также неизвестные мужчины с профессиональными видеокамерами.

Официальная цель визита - предупредить владельца участка о необходимости согласования хозяйственной деятельности для сохранения водных биоресурсов. Вот только через несколько дней в сети интернет появится ролик, выставляющий Михаила Излигощина браконьером и злостным нарушителем закона в области сохранения биоресурсов, а сам ролик заканчивается призывом передать предпринимателям водоемы.

Михаил Излигощин рассказал «Блокноту», что визит был спланированным, а Александр Авдюхин теперь прибегает к помощи своего родственника, сотрудника Росрыболовства Игоря Ливенского. По информации народного избранника, Ливенский был подозреваемым по делу об угрозе убийством и призвал прокуратуру и следственный комитет Волгодонска проверить личность этого человека на предмет соответствия занимаемой должности.

Александр Авдюхин, Игорь Ливенский и Михаил Излигощин.jpg

Александр Авдюхин, Игорь Ливенский и Михаил Излигощин

- Теперь мы находимся на другой стороне земельного участка, который принадлежит мне на правах частной собственности. Здесь русло реки Кара-Сал, и это место является самым глубоким на протяжении 50-60 километров с глубиной около 2-3 метров. На сегодняшний день эта зона является местом купания жителей Шебалинского сельского поселения, и никакой платы я за это не взимаю - это было бы кощунством с моей стороны.

Некоторые предприниматели хотят взять этот водоем для разведения и вылова биоресурсов. Я, как депутат, 25 мая 2021 года выступил на видеоконференции, которая проводилась при Министерстве сельского хозяйства и продовольствия Ростовской области, высказав мнение народа, которое против выдачи квот на разведение и вылов биоресурсов. После этого предприниматель Александр Авдюхин снял на меня сфабрикованный ролик - они свезли раколовки со всей реки и выложили у меня. Там их не было, да и кто ставит раколовки на пляже?

Эти люди хотят осуществить рейдерский захват, потому что ранее отдыхали в этом месте, и оно им понравилось. Для этого они и привезли Рыбинспекцию в лице Романа Макарова, который «терроризировал» меня, рассказывая, что постройки на участке влияют на биоресурсы. По факту здесь просто комната для раздевания - на что она может влиять? Вторым инспектором был Игорь Ливенский - он уроженец села Заветного, но в последнее время проживал в Санкт-Петербурге. Непонятно, как он вообще попал в Рыбинспекцию - дело в том, что мы знаем всю его подноготную, у него не совсем порядочное прошлое. Есть данные, что он привлекался к уголовной ответственности. Как такой человек, которому положено носить оружие, может работать на такой должности? Очевидно, что произошло внедрение своего человека для того, чтобы забирать реки и давить на людей. Я бы хотел попросить следственный комитет и прокуратуру города Волгодонска проверить его на соответствие занимаемой должности, - рассказал Михаил Излигощин «Блокноту».

Место купания.jpeg

Место купания на участке Михаила Излигощина

«Одним можно все, а другим ничего» - такой тезис озвучивается в ролике, сфабрикованном против Михаила Излигощина. Но правильнее его было бы сформулировать следующим образом: «Одни поступают по-человечески, по закону, а другие используют самые грязные методы, чтобы дорваться до еще больших денег». И население это понимает, понимает, как никто другой - им и их детям здесь жить и пользоваться водными объектами. Можно ли доверить эти объекты людям, которые даже не проживают в Заветинском районе, да еще и имеют сомнительную репутацию? Вопрос риторический.

Андрей Мордвинов

Новости на Блoкнoт-Волгодонск
ВолгодонскЗаветинскийрайонновостибраконьерыарендаводныеобъекты
8
1
Народный репортер + Добавить свою новость