Третий мост, да не тот: по проекту из СССР автомобили из нового города должны были выезжать на Морскую
Часть схемы третьего моста в Волгодонске, 1983 год
Читайте также:
- Новый мост в Волгодонске официально откроют 24 октября (23.10.2023 12:07)
- Почти готовый мост, брата политика признали мошенником, две смерти при падении с высоты: топ событий уходящей недели в Волгодонске (22.10.2023 18:34)
- В Волгодонске открыли транспортную развязку рядом с новым мостом (16.10.2023 13:45)
Спустя 40 лет после первых планов в Волгодонске открывают третий мост через Сухо-Соленовский залив.
День 24 октября 2023 года войдет в историю нашего города. Буквально через час в Волгодонске будет официально отрыт мостовой переход через Сухо-Соленовский залив.
Этого момента город ждал несколько десятилетий. Еще четыре года назад «третий мост» был предметом шуток и городского фольклора. О нем не раз вспоминали водители, оказавшиеся в пробке на путепроводе. А сейчас мост стал явью.
Сам мост имеет более чем 40-летнюю предысторию. Концепция проекта моста была разработана еще в начале 80-х годов. Третий мост через залив задумывался как необходимая часть городской инфраструктуры еще в 70-е годы. Тогда считалось, что проективная численность населения Волгодонска к началу 21 века достигнет 500 тысяч человек, а построенный ранее Путепровод перестанет справляться с потоком автомобилей. Пусть даже тогда уровень автомобилизации на душу населения в городе был меньше почти 10 раз, чем сейчас. Важным фактором проектирования моста стало и строительство Ростовской АЭС. Дополнительный мост был жизненно необходим для эвакуации 350-тысячного населения Нового города в случае ЧП на атомной станции.
Сохранилась часть плана перспективной застройки Волгодонска от 1983 года. На нем уже показан новый мост через залив. Трассировка мостового перехода совпадала с современной, но с некоторыми отличиями. Мост являлся продолжением проспекта Лазоревого и выходил на западный берег залива в районе железнодорожного переезда на улице Прибрежной (в те годы – Малой Морской). Предусматривалось строительство и путепровода над железной дорогой от 2-й Бетонной улицы до проходной ВКДП.
Перспективная схема строительства мостового перехода через Сухо-Соленовский залив в Волгодонске, 1983 год
Теперь об отличиях. Самым главным из них была конфигурация автомобильной развязки над улицей Прибрежной. Первая концепция строительства моста предусматривала появление второго путепровода над железной дорогой, который должен был являться продолжением мостового перехода с прямым выходом на улицу Морскую, над которой планировалось строительство еще одного путепровода. Дополнительная автомобильная развязка размещалась в районе современного перекрестка улицы Морской и бульвара Тяглового. Один из вариантов строительства моста вообще не предполагал наличие съездов на Малую Морскую. Второе важное отличие это расширение 2-й Бетонной улицы. Выезд на путепровод планировался без круговой развязки.
Строительство третьего моста было связано с реконструкцией лесоперевалочного комбината, ведь мост частично перекрывал доступ к лесобирже предприятия, часть которой в то время находилась напротив железнодорожного вокзала. От путепровода до нового моста по берегам залива со стороны старого города планировалась парковая зона. В конце 80-х годов лесобиржа действительно была закрыта, но парк на берегах залива так и не появился.
К этому времени разговоры о третьем мосте почти стихли. Стало ясно, что Волгодонск в итоге окажется меньше по площади и численности населения, чем думали раньше. А после 1991 года вопрос о мосте был снят с повестки вплоть до 2001 года, когда был запущен первый энергоблок Ростовской АЭС.
Но окончательно идея моста забыта не была. В действующий генеральный план города были внесены полосы отвода для размещения объектов будущего моста, где запрещалось капитальное строительство. Наглядным напоминанием об этом проекте является памятный знак «Слава труду!». Он закрывает собой разрыв в городской застройке, который отводился для строительства транспортной эстакады.
Прошли годы, население Волгодонска застыло на отметке в 170 тысяч человек, но уровень автомобилизации города по сравнению с советским периодом вырос на порядок. Теперь в городе больше легковых автомобилей, чем в советском полумиллионном мегаполисе.
Планы по строительству моста регулярно озвучивались с момента запуска первого энергоблока Ростовской АЭС в 2001 году. После 2010 года дело как будто сдвинулось с мертвой точки. В 2013 году РосдорНИИ по заказу администрации Волгодонска разработал комплексный проект мостового перехода. Тогда же под строительство моста были зарезервированы земли и получены согласования от всех соответствующих служб и организаций, включая РЖД. Но тогда средства на строительство моста так и не были выделены. Тема «третьего моста» регулярно поднималась перед выборами всех уровней, а волгодонцы стали воспринимать проект как несбыточные мечтания. Еще в конце июля 2019 года власти Ростовской области заявляли, что в ближайшее время денег на мост Волгодонск не получит, и предлагали городу подождать до лучших времен. За это же время стоимость моста успела вырасти более чем в два раза.
А в сентябре 2019 года город неожиданно для многих узнал приятную новость – мост будет построен. И все завертелось.
Константин Прибрежный
Новости на Блoкнoт-Волгодонск