«Турецкий реактор и бангладешские парогенераторы»: «Атоммаш» отгрузил самую крупную партию оборудования для АЭС
На переднем плане - корпус реактора, за ним - парогенераторы
Читайте также:
- «Сразу после вуза решил связать судьбу с «Атоммашем» и не прогадал»: Сергей Подольский (13.09.2020 18:05)
- «С заботой о будущих мамах»: Атоммаш оказал благотворительную помощь волгодонскому роддому (11.09.2020 14:03)
- «Атоммаш» начал делать реакторы для АЭС на берегу священной реки в Бангладеш (12.03.2019 20:58)
Волгодонский завод «Атоммаш» отправил заказчикам в Турцию и Бангладеш самую крупную партию ключевого оборудования для атомных станций с 1991 года.
25 сентября, накануне Дня машиностроителя (в этом году профессиональный праздник отмечается в воскресенье 27 сентября), филиал «АЭМ-Технологии» в Волгодонске «Атоммаш» в торжественной обстановке отгрузил корпус реактора для АЭС «Аккую» в Турции и два парогенератора для АЭС «Руппур» в Бангладеш. В прошлом месяце «Атоммаш» уже отправил четыре парогенератора (полный комплект для одного энергоблока) для АЭС «Аккую» и корпус реактора для АЭС «Руппур».
Утром в главном «реакторном» пролете в корпусе №1 выстроилась целая колонна из тяжелых колесных транспортеров. Ее возглавил 330-тонный корпус реактора для первого энергоблока АЭС «Аккую». Огромное 12-метровое сооружение покоилось на специальном колесном транспортере, прицепленном к тягачу на шасси «Мерседеса». Следом за реактором пристроились и два парогенератора, установленных на специальных транспортерах с дистанционным управлением.
- Эмоции во время каждой такой отгрузки переполняют. Спасибо вам за это! Для «Атоммаша», машиностроительного дивизиона «Росатома» и всей отрасли в целом это большая победа. В этом году «Атоммаш» идет на рекорд в своей истории. В 2020 году завод должен закончить цикл производства сразу трех реакторов и 17 парогенераторов. В свое время завод проектировался для изготовления сразу 8 энергоблоков АЭС. Но, к сожалению, время внесло свои коррективы, и завод не был полностью достроен. Сейчас «Атоммаш» должен выйти на производство четырех корпусов реакторов и четырех комплектов парогенераторов в год. Для этого мы реализуем большую программу модернизации стоимостью в 5 миллиардов рублей на ближайшие годы. Так получилось, что по нашим производственным графикам исполнение такого рекорда совпало с юбилейными датами 75-летия атомной промышленности России и нашего профессионального праздника Дня машиностроителя, - отметил гендиректор «АЭМ-Технологий» Игорь Котов.
По словам Котова, такой рекорд на производстве был поставлен в условиях «коронавирусных ограничений», которые продолжают влиять на работу завода.
- Следует помнить, что на площадке «Атоммаша» постоянно присутствуют и представители заказчика. Сейчас все оборудование, которое изготавливается на «Атоммаше», за исключением Курской АЭС-2, идет за рубеж. На площадке «Атоммаша» постоянно присутствуют представители турецкой стороны, наши индийские коллеги пока не в полном составе, ожидается и приезд наших китайских партнеров, но с ними есть проблемы из-за коронавирусных ограничений на границах, - подчеркнул Котов, - Для устранения таких ограничений мы начали тестирование приемки оборудования по видео. Даже используем очки дополненной виртуальной реальности, - продолжил он.
После церемонии выкатки оборудования из корпуса, атоммашевцы и гости завода приняли участие в закладке именной аллеи «Аккую», которая разместилась между корпусом №1 и Центральной заводской лабораторией. Традиция посадки деревьев в честь крупнейших зарубежных АЭС, куда поставляет оборудование «Атоммаш», зародилась два года назад с закладки аллеи в честь индийской АЭС «Куданкулам». Сегодня деревья сажали и представители турецкой стороны, в том числе и государственного Турецкого института стандартов и Управления по атомной энергии Турции. Представители этих двух надзорных организаций осуществляли контроль сборки оборудования для АЭС «Аккую» на «Атоммаше» на всех стадиях производства.
- 2020 год стал для нас рубежом, к которому мы шли последние пять лет. При таких длительных сроках производства в несколько лет у нас не было права на ошибку. При этом завод постепенно сокращает сроки производства ключевых изделий. Например, корпус реактора для «Руппура» был сделан на два дня быстрее, чем почти аналогичный корпус реактора для АЭС «Аккую». А за пять лет мы научились делать корпус реактора почти в полтора раза быстрее, - рассказал директор волгодонского филиала «АЭМ-Технологий» Ровшан Аббасов.
В путь к спецпричалу «Атоммаша» эта процессия из необычных транспортных средств отправилась поздно вечером. После 22 часов транспортер с реактором достиг перекрестка спецдороги с проспектом Строителей. Вслед за ним, но с меньшей скоростью, по окраинам нового города проследовали и два более медленных транспортера с парогенераторами.
Через несколько дней реактор и парогенераторы будут погружены на баржи, после чего их путь будет лежать в Новороссийск. Там крупногабаритное оборудование будет перегружено на морские суда, после чего пути «турецкого» и «бангладешского» заказов «Атоммаша» разойдутся. По словам Игоря Котова, срок поставки реактора в Турцию составляет 45 дней, но отправленные из Волгодонска парогенераторы добрались до окрестностей города Мерсин в средиземноморском побережье Турции всего за 30 дней. Путь в Бангладеш займет гораздо больше времени. Парогенераторам из Волгодонска предстоит приплыть через Черное и Средиземное моря, Суэцкий канал, Красное море, после чего оказаться в Индийском океане. Промежуточной точкой маршрута станет крупнейший порт Бангладеш Читтагонг, где парогенераторы в очередной раз перегрузят на судно меньшего размера, на котором они и будут доставлены по великой реке Ганг к стройплощадке АЭС «Руппур».
Всего же на заводе к концу 2020 года находятся на разных стадиях производства 5 корпусов реакторов и 28 парогенераторов. Помимо уже упомянутых выше АЭС в Турции и Бангладеш, «Атоммаш» выполняет заказы на производство реакторов и сопутствующего оборудования для АЭС «Куданкулам» в Индии и для Курской АЭС-2 в России. Последняя станция строится для постепенного замещения мощностей действующей Курской АЭС. Корпус ВВЭР-ТОИ (он станет головным в серии наиболее мощных и современных реакторных установок в России) для «Курска» будет готов к концу 2020 года, но его транспортировка на север начнутся только весной 2021 года, с началом навигации на Дону.
Анатолий Козин
Новости на Блoкнoт-Волгодонск