Волгодонск Суббота, 27 апреля

Учитель-потрошитель из школы №5: как был пойман и казнен первый маньяк Волгодонска

В 1985 году в Волгодонске произошло одно из самых страшных преступлений в истории города. В одном из микрорайонов были обнаружены останки тел сестер Журавлевых. Убийцей оказался бывший учитель школы №5.

6 декабря по Волгодонску поползли страшные слухи. В одном из дворов в новой части города были обнаружены останки 3-летней девочки и 13-летней ученицы школы №15. Они были родными сестрами. Сестры Журавлевы пропали в разгар рабочей недели 4 декабря. В последний раз сестер видели гуляющими рядом с остановкой общественного транспорта.

И вот — страшные находки, которые заставили сжиматься сердца у самых опытных сотрудников городской милиции. Некто с неописуемым садизмом надругался над школьницей и ее маленькой сестренкой, а после расчленил их тела, останки которых были обнаружены в мусорной куче на одном из пустырей и под чердаком многоквартирного дома.

Сестер Журавлевых  знали как добрых, милых и жизнерадостных девочек. Похороны жертв маньяка превратились в огромное шествие, в котором приняли участие тысячи людей. Для Волгодонска страшное и беспричинное убийство стало колоссальным шоком.

- Я жила в соседнем с девочками домом. Младшую не помню, а ту, что была постарше, как сейчас вижу перед глазами. Она была очень активной. С ребятней организовала спектакль, сама играла принца. Нарядилась в бело-голубой комбинезончик, завила локоны. Написали бабулькам пригласительные билеты. Те вышли во двор со своими скамеечками. Все довольные, - вспоминает одна из жительниц микрорайона В-5.



Дом №46 по улице Энтузиастов в микрорайоне В-5, наши дни.  Построен в 1980 году. Именно здесь на четвертом этаже четвертого подъезда семья Якимовичей получила новую квартиру.

Убийца был задержан в тот же день, благо следователи сразу смогли найти свидетелей, которые видели, как девочек увел некий мужчина. Сразу был определен и дом, где проживал предполагаемый убийца, который вскоре был арестован.

- Мы жили в одном подъезде с ним. Кстати, до этого как сосед он себя ни как не проявлял, был как все соседи обычный мужик. Брали его ночью, мой отец был сантехник в нашем доме, его дернули ночью, чтоб он снял всю сантехнику в квартире для экспертизы. Помню домой в эти дни приходилось заходить через толпу людей, все ждали, что этого изверга привезут на следственный эксперимент и его привозили, только ночью. Девчонки жили в соседнем доме, в день похорон было ощущение, что весь город собрался на В-5, - вспоминает те тяжелые дни один из волгодонцев.

Личность подозреваемого повергла в шок многих волгодонцев. Им оказался сотрудник филиала градостроительного НИИ и в недавнем прошлом учитель школы №5, бывший офицер Советской Армии Сергей Сергеевич Якимович. Еще больший вопрос вызвала его биография — в Волгодонске в школу устроился уже будучи судимым за убийство.

Как такое могло случиться? Родился Сергей Якимович на Урале в семье высокопоставленного военного и врача. После школы он решил пойти по стопам отца и закончил высшее военно-политическое училище, некоторое время служил на офицерских должностях в армии. А затем произошло событие, полностью перечеркнувшее его военную карьеру.

В 1980 году Сергей Якимович совершил свое первое убийство. Его жертвой стала молодая женщина, с которой офицера связывали интимные отношения. Во время пьяной ссоры он убил свою пассию. По одной из версий следствия, орудием убийства могла стать остро заточенная лопата. Тело жертвы убийца вывез на отцовской машине в лес, где и закопал. Тело было обнаружено и эксгумировано только через два года, тогда же была установлена и причастность Якимовича к убийству.

А дальше начинается странное. Суд оказался неожиданно снисходителен к убийце. Решением суда убийство было квалифицированно как непреднамеренное, совершенное под действием алкоголя. Не был учтен и факт осознанного сокрытия трупа, и предположение следствия, что женщина была еще жива перед моментом погребения, а Якимович хладнокровно добил ее лопатой.

Якимович был осужден всего на три года заключения, а через полтора года вышел на свободу по амнистии и сразу отправился на юг в Волгодонск, где без особых хлопот получил место учителя в школе №5. По официальной версии, после приезда в Волгодонск Якимович исправил в своем военном билете год увольнения из Советской Армии с 1983 на 1985, чего хватило для сокрытия судимости и отбывания наказания в местах лишения свободы. Впрочем, уже тогда в городе судачили, что в Волгодонске Якимовичу помог устроиться на новом месте некий влиятельный родственник. Иначе как молодой специалист мог попасть на работу в одну из самых престижных на тот момент школ города?



Учителя школы №5, первая половина 80-х годов

Пятая школа как раз открылась за несколько месяцев до появления в городе Якимовича. Отбор учителей туда был особенно строг, в 80-е годы школа №5 считалась одной из лучших в городе. На фоне своих коллег Якимович был настоящей «белой вороной». В школе Якимович проработал около года. В восьмых классах он читал курс права, а в старших классах занимался начальной военной подготовкой. В школе Якимович считался просто странным, и мягко говоря, подозрительным человеком. Иногда он становился объектом травли со стороны старшеклассников.

- Странный был учитель. В военной форме смотрелся как кукла: суетливо задранный нос, жирное лицо, небольшой рост, прямые черные волосы, пивное пузо. Выглядел нелепо, особенно в военной форме. Иногда ширинку забывал застегнуть, как входил в класс. Дефектом речи страдал, весь был какой-то неуклюжий, - рассказал «Блокноту» один из бывший учеников школы №5.



Страница дневника ученика школы №5. Якимович - учитель права.

Уважением среди школьников новый учитель не пользовался. Характер у него был вспыльчивый, но трусоватый. Встретив отпор от подростков учитель быстро тушевался и не знал, как себя вести с подростками. На уроки он заходил как в гражданском костюме, так и в военной форме с погонами старшего лейтенанта. Один из учеников школы припоминает, как Якимовича однажды просто унизила на уроке группа наглых старшеклассников.

- Заходит Якимович как-то на урок. И обращается к нам: «Здравие желаю, товарищи учащиеся!». А ему хулиганы с задних парт: «Здравия желаем, товарищ ефрейтор!», хоть все и знали, что он старший лейтенант. Был и другой случай. Моего одноклассника он за что-то ударил указкой. А парень на Якимовича сразу как попер: «Право не имеешь бить, знаете, что за это будет!». Так учитель сразу стушевался и стал выглядеть как-то испуганно, - вспоминает еще один ученик школы. - И на оценки он жадным был. Мог отличникам и медалистам тройки в табель поставить, всю учебу портил, - рассказывает волгодонец.



Отметка, поставленная Якимовичем, в дневнике школьника

Ходили слухи и о запойном алкоголизме учителя. Когда из школы Якимович был уволен, его сменщик зашел в комнату, где хранилось снаряжение и муляжи оружия в классе начальной военной подготовки. За шкафом он нашел целую батарею пустых бутылок из-под водки. Как оказалось, слухи, что Якимович сильно выпивает после отработки уроков на рабочем месте, подтвердились.



Школа №5, наши дни

Из школы Сергея Якимовича уволили. За короткое время он побывал еще на двух работах — в профессионально-техническом училище и в местном филиале Киевского зонального НИИ экспериментального проектирования жилых и общественных зданий. Именно в качестве сотрудника НИИ Якимовича и арестовали.

Во время следственных действий в доме, где жил Якимович, он был едва не растерзан возмущенными волгодонцами. По городу его всегда перемещали под уличным конвоем.

Сразу после задержания Якимович дал признательные показания, но через несколько дней заявил, что он невиновен. Стратегию защиты он выбрал самую наглую. По его словам, 4 декабря 1985 года, в день исчезновения детей, весь вечер был в ресторане «Орбита» в компании своих бывших коллег по школе, а когда пьяный пришел домой, то у своей двери увидел мешок с кровоподтеками. Он решил что это кем-то забытое мясо, из которого можно приготовить что-то вкусное. Затем он, якобы, занес окровавленный мешок домой и оставил его в ванной, после чего лег спать. Утром он развязал мешок и обнаружил в нем обезглавленное тело девочки. Испугавшись увиденного, он отнес окровавленные останки в соседний дом и спрятал их в нишу под крышей. 

Впоследствии его показания после предъявления новых улик поменялись. Теперь Якимович настаивал на том, что он действительно привел сестер к себе в квартиру, но из-за сильного опьянения вскоре уснул. Утром он увидел девочек мертвыми и решил избавиться от них, для чего расчленил трупы и вынес части тел из дома. Он подробно в присутствии понятых показал и рассказал, где и как он прятал человеческие останки. Но сам факт убийства он продолжал отрицать, ссылаясь на временное беспамятство.

Впрочем, медицинская экспертиза, проведенная специалистами из Ростова и Москвы показала, что на убийство Якимович пошел в полном осознании своих действий. Сестры Журавлевы жили в соседнем доме. Их он и заманил в свою квартиру, якобы под предлогом необходимости «срочной помощи». Дома никого не было. Жена Якимовича в это время находилась в роддоме. В дальнейшем во время судебного процесса она была единственной, кто дала показания в его пользу.




Микрорайон В-5 и улица Энтузиастов в 1986 году спустя несколько месяцев после трагедии. Фотография из фондов Волгодонского эколого-исторического музея. От остановки, где убийца нашел своих жертв, до дома, где было совершено преступление, всего несколько десятков метров. Микрорайон еще строился, стройплощадка находилась и на месте школы №24, открытой только в 1988 году. Поэтому старшая из сестер Журавлевых посещала школу №15 в соседнем микрорайоне. 

В косвенных свидетелях убийства недостатка не было. Следовали опросили сотни людей. Многочисленные очевидцы подтвердили, что видели, как Якимович общался девочкой-подростком, которая держала за руку маленькую сестричку, на автобусной остановке. Другие свидетели видели их по дороге к дому и даже столкнулись с ними в лифте. Более того, один из жителей дома рассказал, что в тот день он слышал крики из квартиры бывшего учителя. На утро после убийства Якимович вышел из дома с мешком на плечах, в котором спрятал окровавленные остатки старшей девочки. В это время на улице его окликнул сосед, который в это время сидел в машине, на что Якимович только махнул рукой, скрывшись за углом дома.

На суде были обнародованы и жуткие подробности убийства. Старшую девочку маньяк опоил и довел ее до сильнейшего алкогольного опьянения, а затем в извращенном виде изнасиловал сестер, включая и трехлетнюю малютку, сообщалось в газетном отчете о ходе расследования резонансного дела. В квартире убийцы были найдены парашютные стропы, с помощью которых он душил девочек и большой разделочный нож. Везде были впопыхах замытые следы крови.



ДК "Октябрь", ноябрь 1985 года. До убийства сестер Журавлевых осталось менее месяца. Фотография из фондов Волгодонского эколого-исторического музея.

Дело маньяка было передано в областной суд, но приговор был вынесен в ДК «Октябрь» в Волгодонске в ходе выездного заседания суда. Следствие заняло год и 2 месяца. Вердикт суда был оглашен в феврале 1987 года. В тот день вся площадь перед ДК «Октябрь» была заполнена народом, почти 10 тысяч человек ждали решения суда. Самые горячие головы предлагали отбить убийцу во время его конвоирования и расправиться с ним тут же. Через динамики велась трансляция из зала суда. Вся милиция города была мобилизована на поддержание общественного порядка.

Приговор суда был единогласным: «Смерть убийце!». Люди на площади Победы встретили это решение одобрительным гулом. В последнем слове экс-учитель заявил о своей полной невиновности: «Я не виновен, фамилия Якимовичей не запятнана преступлением». Репортаж из суда указывает, что после этого кто-то из публики крикнул: «Живой труп!».

Из Волгодонска Якимовича вывезли в другой город для исполнения приговора через расстрел, который и был незамедлительно приведен в исполнение.

Анатолий Козин

Новости на Блoкнoт-Волгодонск
  Тема: О тебе, любимый Волгодонск  
Волгодонскисторияманьяк
22
0
Народный репортер + Добавить свою новость