Волгодонск Вторник, 07 октября
Краеведческий музей, сегодня, 11:20

Водонапорная башня в Волгодонске может оказаться потерянным объектом культурного наследия

В Волгодонске разгорается общественная дискуссия вокруг будущего единственной сохранившейся в муниципалитете водонапорной башни времен основания основания города.

11 сентября на последнем заседании Волгодонской городской Думы седьмого созыва депутаты одобрили план реализации с торгов в 2026 году старой водонапорной башни и земельного участка рядом с ней. На этом месте планируется построить очередные магазины.

Сама башня давно пришла в упадок. Железной дорогой объект не используется более 40 лет (с момента закрытия регулярного движения под паровой тягой), а город за это так и не смог найти применения башни, хотя около 10 лет назад планы по ее использованию как культурно-исторический объект были. Но обследования башни с точки зрения ее ценности как памятника транспортной и промышленной архитектуры так и не было произведено. Фактически она были признана малоценным объектом только на основании отсутствия подтверждающих этого документов.

Но, как выяснилось, железнодорожная водонапорка в Волгодонске относится к весьма редкому на просторах бывшего СССР типу водонапорных башен, а в Тверской области башню аналогичной серии уже признали «выявленным объектом культурного наследия».

Водонапорная башня на улице Морской относится к достаточно редкому типовому проекту, который использовался в конце 40-х - начале 50-х годов для снабжения водой поселков при железнодорожных станциях и обеспечения работы паровозов как на новых железнодорожных линиях (Морозовская — Куберле), так и при восстановлении или модернизации паровозного хозяйства.



Водонапорная башня на улице Морской

На линии Куберле - Морозовская водонапорная башня, как в Волгодонске, была построена в единственном числе. На соседнем станции Цимлянской была возведена кирпичная башня другого типа. Такой разнобой в строительстве был связан с тем, что в 1950 году станции относились в разным железным дорогам, а их сооружение осуществляли железнодорожные войска в Цимлянске и структуры МПС в будущем Волгодонске (в нашем городе на тот момент станция носила название Добровольская).

К настоящему времени частично или полностью сохранились водонапорные башни этой конструкции в Тверской области (станции Жукопа, Охват на малодеятельной железнодорожной линии Селижарово—Соблаго), Московской области (станция Сазоново на востоке региона недалеко от города Шатура), на железнодорожной станции Ольховая в ЛНР и Караванная в ДНР, а из ближнего зарубежья - на узловой станции Макат на западе Казахстана. В Тамбове сохранилась водонапорная башня схожей конструкции, но с двумя баками.



Водонапорная башня на Морской в последние годы рабочего состояния, 1976 год. Правее  - дом отдыха локомотивных бригад, снесенный несколько лет назад для строительства магазинов.

Все башни этого типа схожи между собой по количеству ригелей, на которых устанавливается бак для воды (их всегда десять); при этом материалы, используемые для устройства шатра, а также для заполнения пространства между колоннами, могут различаться. В разных вариантах башен может использоваться кирпич, камень, железобетон, дерево.

В 2017 году Главное управление по государственной охране объектов культурного наследия Тверской области признало водонапорную башню на станции Жукопа выявленным объектом культурного наследия. Правда охранный статус не привел к выделению средств на консервацию башни. Но и сносить ее никто не собирается в силу того, водонапорная башня находится в глуши на заброшенной станции в полумертвом поселке.

 В других местах водонапорные башни также не используются и разрушаются. Из крупных городов только водонапорки  в Тамбове и d Волгодонске имели шансы на новое использование. Но в Волгодонске идея музеефикации башни так и не была применена ни в советский период, ни в постсоветское время. А между тем, башня продолжает разрушаться, несколько лет назад лишившись крыши. Именно под предлогом того, что никто не знает, что с ней делать, а денег в городской бюджете нет, башня и была выставлены на продажу для последующего сноса под строительство очередных торговых рядов.



Колонка для заправки водой паровозов на станции Волгодонская

Кстати, подобным же образом Волгодонск остался и без раритетной коронки для заправки паровозов водой. Ее бережно сохраняли сотрудники железнодорожной станции, но прибывший как-то с ежегодным объездом в плохом настроении начальник Северо-Кавказской железной дороги приказал немедленно «срезать эту старую рухлядь». Его приказ был исполнен.

Константин Прибрежный

Новости на Блoкнoт-Волгодонск
Волгодонскводонапорная башняулица Морская
1
1