«Все дело в карасях?»: появилась версия, почему бакланы массово заселили Дон и Цимлянское водохранилище
Вид на колонию больших бакланов со стороны речного порта. Фото Виктора Белика
Читайте также:
- Озеро Баклан исчезло под Волгодонском (08.09.2024 16:30)
- Это черная чума: рыбак призвал начать уничтожать бакланов на Цимлянском водохранилище (23.08.2024 16:03)
- Бакланы выгнали чаек и взяли контроль над рыбой у Цимлянской ГЭС (10.06.2024 12:02)
Ученые обследовали популяцию бакланов в Волгодонске.
Большой баклан является активным ихтиофагом, который ежедневно добывает в пищу как сорную, так и промысловую рыбу на естественных водоемах и на прудах рыбхозов. В связи с резким ростом численности и расселением большого баклана, начавшимся в конце ХХ века, он привлек к себе пристальное внимание орнитологов, ихтиологов и рыбоводов, пытающихся регулировать его численность разными методами.
В 2012-2013 годах в Европе была проведена детальная инвентаризация гнездовых колоний большого баклана, в том числе его региональных популяций в Крыму, в Восточном Приазовье, дельте Волги и др. Но колонии баклана в бассейне Дона остались практически не охвачены учётами, хотя сейчас здесь сосредоточена значительная по численности группировка этих птиц, играющих важную роль в экологии и экономике южного региона России.
Первая на Дону колония бакланов из 32 пар появилась в 1975 году в его дельте на самом берегу Азовского моря – в поселении цапель в ивовом лесу на островах Большой и Малый Дворян. В первые годы число бакланов в колонии на взморье колебалось в пределах 100-200 пар, но в 1982 году колония увеличилась сразу до 579 гнёзд, а в 1983 г. в ней загнездилось уже 1570 пар бакланов. Этот рост был связан, вероятно, с уничтожением в 1982 г. другой крупной колонии, находившейся рядом с рыбхозом возле Новочеркасска, и переселением птиц оттуда в дельту Дона. Но в 1984 году, а затем в 1985 году рыбоводы расстреляли также и колонию в дельте, после чего численность бакланов в ней в 1986 году сократилась до 180 пар.

Гнездовые колонии большого баклана на Нижнем Дону и Волге. Синими пуансонами показаны искусственные рыборазводные пруды.
В последующие годы число птиц в этой колонии восстановилось и колебалось от 500 до 1000 пар, однако в начале ХХI века оно вновь резко увеличилось до 1200-1800 пар, и колония опять подверглась целенаправленному разорению. В связи с этим часть бакланов выселилась из приморской колонии, и в 6 километрах к северо-западу от неё в ивняке по берегам дельтовой протоки птицы сформировали новое поселение. В 2008 году в колонии на взморье гнездились 2 026 пар бакланов и 2 300 пар – на протоке, в 2010 году – соответственно 2 477 и 611 пар, а в 2016 году – 2090 и 1950 пар. Наконец, в 2021 и 2022 годах поблизости образовались ещё две колонии из 600 и 900 гнёзд, в результате чего общая численность бакланов в дельте Дона достигла примерно 5 тысяч пар).
В середине 1970-х годов ещё одна колония бакланов появилась на правом берегу Дона в старом ветляннике среди лугов близ Новочеркасского рыбхоза. При её осмотре в начале августа 1981 году там оказалось 400-600 гнёзд бакланов, 70-80% из которых были заняты вторыми кладками или выводками. По окраинам колонии отмечались многочисленные гнёзда с оперившимися птенцами и слётками, тогда как в центре большинство гнёзд было с птенцами 5-10-15-дневного возраста, а в некоторых ещё находились яйца или шёл выклев птенцов. Можно полагать, что по периферии колонии располагались молодые, поздно загнездившиеся местные птицы, а в центре в рано освободившиеся гнёзда старых птиц отложили повторные кладки иммигранты из разорённой колонии, находившейся где-то выше по Дону. В следующем году местные птицы и иммигранты загнездились в обычные сроки, относительно синхронно, и колония, за счет слияния двух бакланников, весной 1982 года увеличилась до 837 гнёзд.

Мол в порту Волгодонска, облюбованный бакланами. Фото - Виктора Белика.
Таким образом, здесь в 1981 году наблюдалась картина повторного гнездования бакланов, ранее отмеченная также в дельте Волги. Летом 1982 году бакланник у Новочеркасска был уничтожен, и все птицы переселились, по-видимому, в дельтовую колонию, где тогда тоже произошло описанное выше резкое увеличение их численности. Но в 1985 году бакланы, разогнанные в дельте Дона, вернулись к Новочеркасскому рыбхозу, образовав там на прежнем месте колонию в 1 000 пар. Однако рыбаки сразу же сожгли здесь все гнёзда птиц вместе с лесом, и бакланы окончательно покинули это гнездовье. В 1978 году была найдена колония также на берегу Дона в Цимлянском районе. В начале августа там в колонии в конце лета была обнаружена лишь одна пара бакланов, однако в 1979 году это поселение увеличилось в 2-3 раза, и в нём было учтено уже не менее 100-150 гнёзд.
Но при осмотре колонии в конце июля бакланов там тоже не оказалось, хотя весной на пруды соседнего рыбхоза из колонии на кормёжку прилетали стаи бакланов численностью до 500 особей. Очевидно и здесь бакланов разогнали рыбоводы, заставив их переселиться на берега озёр среди лугов в пойме Дона, где в начале июля 1979 году в 25 километрах от колонии стало формироваться новое гнездовье Вследствие постоянного преследования бакланов рыбоводами и переселения птиц с места на место, в пойме Нижнего Дона в 1980-е годы образовались ещё две временные колонии в Семикаракорском и Константиновском районах. Но в самом конце ХХ века бакланы стали осваивать также Цимлянское водохранилище, где их гнёзда в труднодоступных колониях уже не разорялись людьми. В результате в затопленном ивовом лесу на правом берегу водохранилища у границы Ростовской и Волгоградской области сформировался крупный бакланник, в котором в 2006 году на площади около 9 га гнездилось не менее 3,5 тысяч пар. А дальше вверх по Дону в разные годы появились ещё 4-5 колоний.

В начале ХХI века в речном порту Волгодонска была основана ещё одна уникальная «городская» колония бакланов. Здесь бакланник был устроен на волнорезном молу, созданном в 1950‑е годы при строительстве Цимлянской ГЭС для защиты речного порта от восточных ветров. Этот мол протянулся на 1,6 км с ССЗ на ЮЮВ в виде узкого «острова» и изолирован от городского берега широкой протокой, затрудняющей его посещение людьми. С восточной, наветренной стороны он укреплен бетонными плитами, а с западной стороны за прошедшие 70 лет за счёт волнобоя и ветра среди камней скопился слой грунта, пригодный для развития древесной растительности. Бакланы гнездятся там на редких ивах и тополях, которые разрослись вдоль западной кромки мола. Многие из этих деревьев, особенно ивы, из-за щелочного помёта бакланов погибли, но по-прежнему привлекают птиц для отдыха и устройства гнёзд. Всего там, по ориентировочной оценке, проведенной в начале августа 2025 году в ходе экспедиции «ВНИРО», гнездилось не менее 150-200 пар бакланов.
В качестве причин спонтанного, взрывного роста численности и стремительной экспансии большого баклана в бассейнах Дона и Волги, начавшихся во второй половине ХХ века, иногда упоминается потепления климата и улучшение условий зимовки, сказавшееся на повышении выживаемости птиц, особенно молодняка, в зимний период. Важную роль сыграло также строительство прудовых рыбхозов в поймах рек, что существенно улучшило кормовую базу для большого баклана, особенно на Нижнем Дону, где в 60-70-е годы ХХ века было создано до 20 больших рыбовыростных хозяйств с площадью водного зеркала от 400 до 4 000 га в каждом. Подтверждает это облигатная трофическая связь бакланов с рыбхозами, расстояние до которых от бакланников составляло на Дону в среднем всего 4 километра, хотя бакланы нередко летают на кормёжку за 20-40 километров.
Важным триггером для эксплозивного роста численности большого баклана на Дону, особенно в его дельте и на Цимлянском водохранилище, было, несомненно, также быстрое распространение на юге России серебряного карася (Carassius gibelio), значение которого для ихтиофагов многократно выросло в последние десятилетия ХХ века. Этот вид начал интенсивно расселяться в Европейской части России только в середине ХХ века после его завоза в прудовые рыбные хозяйства с Амура. Вскоре была отмечена быстрая экспансия серебряного карася по всему бассейну Дона и по Волге, но лишь в конце ХХ века он стал играть существенную роль в рыбных ресурсах этих рек, а затем расселился также в опресненной части Таганрогского залива Азовского моря. В связи с этим в конце 80-х – начале 90-х годов ХХ века серебряный карась вошел в трофические спектры баклана в дельте Дона, а в 2000-2001 годах встречаемость карася в пище птенцов баклана составляла там уже 42-89%.
На Цимлянском же водохранилище, по официальной статистике, среднегодовой промысловый вылов карася увеличился с 92 тонн в 1957-1991 годах до 653 тонн в 1992-2005 году, а в 2006-2023 годах он достиг уже 4 348 тонн в год (50,8% всей добытой там рыбы). В 2012-2023 годах вылов карася равнялся 28-42%, или в среднем 37% от промысловых запасов этого вида в водохранилище. В целом же численность и биомасса серебряного карася в дельте Дона и на Цимлянском водохранилище в начале ХХI века увеличились примерно в 50 раз. Принимая численность бакланов, гнездящихся на Цимлянском водохранилище, ориентировочно в 6 тыс. пар, их общее число с молодняком может достигать там 25 тысяч особей, и за 8 месяцев в весенне-летний период бакланы, при средней норме потребления пищи 0,5 кг/день, могут ежегодно добывать до 3 тысяч тонн рыбы, в основном карася, что составляет около 25% его промысловых запасов в водохранилище, а это в 1,5 раза меньше, чем вылавливается промысловиками. Учитывая же, что ресурсы серебряного карася здесь в последние годы достаточно стабильны, можно полагать, что хищнический пресс бакланов не оказывает на популяцию этого вида рыб решающего влияния. Возможно, поэтому колонии баклана на Цимлянском водохранилище и не преследуются рыбаками. В связи с отмеченными выше процессами в динамике популяций большого баклана и серебряного карася сейчас крайне важно возобновить регулярный мониторинг колоний баклана на Нижнем Дону и других реках на юге России, особенно на Цимлянском водохранилище. Здесь желательна также организация специальных работ по изучению фенологии его миграций и гнездования, трофики, плодовитости и успешности размножения в нынешних условиях, складывающихся в последнее время в результате потепления климата, расселения серебряного карася и формирования новых гнездовых колоний баклана на больших водохранилищах.
Ранее "Блокнот" уже рассказывал о бакланах, которые заселили долину Дона, а после прилетели жить на Цимлянское водохранилище.Первая публикация: Белик В.П., 2025. Городская колония большого баклана на Дону // Мир птиц, № 60.- С.26-28.
Доктор биологических наук, профессор Виктор Белик
Читайте новости Волгодонска в удобном формате в нашем Телеграм-канале и в MAX.
Новости на Блoкнoт-Волгодонск