Волгодонск Суббота, 23 ноября
Политика, 10.07.2024 19:03

Зарплата учителя без стажа и переработок в Волгодонске оказалась меньше, чем у продавца в «Пятерочке»: депутаты бьют тревогу

Стипендии для целевиков, компенсация аренды жилья: в Волгодонске планируют разработать меры поддержки для учителей.

9 июля на заседание депутатской комиссии городской Думы по социальному развитию была приглашена начальник управления образования Волгодонска Татьяна Самсонюк. Она представила народным избранникам по их просьбе доклад о проводимой работе по привлечению педагогических кадров в Волгодонск.


Начальник управления образования Волгодонска Татьяна Самсонюк

Из ее доклада депутаты узнали, что в образовательных учреждениях города Волгодонска трудятся 1 783 педагогических работника, среди них в школах – 835 человек. Как отметила Татьяна Анатольевна, в учреждениях имеются 32 вакансии педагогических работников, среди них в школах – 22 вакансии, что, по ее словам, очень много.

В текущих условиях учителя вынуждены перерабатывать, замещая недостающих работников, а количество набираемого персонала не сказать, что радует: с 1 сентября 2023 года на работу были приняты 17 молодых специалистов, получивших среднее специальное образование, а также 3 молодых специалиста, получивших высшее образование.

– Остается актуальной проблема нехватки квалифицированных педагогических кадров в образовательных учреждениях, причина которой заключается в «старении» кадров, а также в повышении динамичности внешней среды – как известно, молодежь мобильна, быстро и легко обучаема, полна идей, но не всегда готова к трудностям и обязательности.

К путям решения данной проблемы можно отнести повышение статуса педагога в обществе, привлечение и закрепление молодых специалистов в системе образования через реализацию программ наставничества, проведение профориентационной работы, в том числе работы с выпускниками школ, – сказала Татьяна Самсонюк.

После начальник Управления образования подробнее остановилась на том, какие мероприятия для привлечения педагогических кадров проводятся в Волгодонске. Среди них, к примеру – организация с 2022 года подготовки учителей математики в Волгодонском инженерно-техническом институте НИЯУ МИФИ, которых остро не хватает в Волгодонске. Правда, по данным Татьяны Самсонюк, из 19 абитуриентов, пожелавших получить высшее образование здесь, продолжают в настоящее время обучение лишь 9 студентов.

– В 2022 году в МИФИ поступили 19 абитуриентов, на сегодня в этой группе осталось 9 студентов, 2 из которых – педагоги города со средним специальным образованием. Связано это с личными причинами уже бывших студентов, в том числе с тем, что некоторые из них решили сменить профессию.

В этом году подано уже 10 заявлений на поступление, половина из которых – от педагогов города. У нас более 1 700 педагогов, но мы проводим работу по отбору и направляем поступать в МИФИ определенную категорию действующих сотрудников. В нее по понятным причинам не попадают те, у кого уже есть высшее образование, а также те, кто не будет уже получать его в силу возраста. И тех, и других у нас большой процент.

И вот с оставшимся небольшим ресурсом мы и работаем – убеждаем молодежь осваивать такие сложные специальности, как преподавание математики, физики и информатики. Именно по этим специальностям ведется обучение в ВИТИ НИЯУ МИФИ и именно по таким специалистам мы испытываем «безумный голод», – рассказала Татьяна Анатольевна.

Кроме того, сообщила депутатам начальник управления образования, в Волгодонске на базе лицея №16 и в школе №13 с 2022 и 2023 годов соответственно были сформированы классы психолого-педагогической направленности. Ученики этих классов погружаются в профессию педагога во время внеурочной деятельности, внеклассных мероприятий, на профильных тематических олимпиадах, конкурсах, конференциях и экскурсиях.

Из такого класса в лицее №16 в этом году выпустились два человека, которые поступают в Волгодонский педагогический колледж. Татьяна Анатольевна считает, что, исходя из этой цифры рано делать выводы о неэффективности программы, так как к ее реализации в Волгодонске приступили недавно, и со временем она будет корректироваться и улучшаться.


Волгодонский педагогический колледж

Что-то похожее организовано и в учреждении дополнительного образования «Центр детского творчества» для учеников 7-8 классов, где при участии Волгодонского педагогического колледжа в течение двух месяцев реализуется дополнительная образовательная программа «Введение в профессию». Ее участники знакомятся с теоретическими основами профессии педагога, а также проходят первые профессиональные пробы.

Помимо программы «Педагог», участниками которой за два года стали 158 человек, здесь реализуются такие программы, как «Сварщик», «Повар» и «Медицинский работник». Выводы о результатах по этим программам делать пока рано, так как первые ее участники окончили школу лишь в этом году, и информации о том, сколько из них намереваются и смогут поступить в педагогический колледж, пока нет.


Депутаты Волгодонской городской Думы Игорь Батлуков, Геннадий Кудрявцев, Виталий Цуканов и Сергей Ладанов

Как отметила Татьяна Анатольевна, делать вообще какие-либо прогнозы в отношении нынешней молодежи о ее дальнейшем профессиональном выборе достаточно сложно, и даже опрос среди студентов третьего-четвертого курсов Волгодонского педагогического колледжа не показателен.

– 20 июня впервые по инициативе Министерства образования совместно с Волгодонским педагогическим колледжем проведен Единый день карьеры. В мероприятии принимали участие руководители учреждений образования и лично я. Мы обращались и рассказывали студентам о преимуществах педагогической профессии, о ее сложностях, о социальной защищенности, которая существует в нашей стране. В мероприятии принимали участие 82 студента четвертого курса, 46 студентов третьего курса.

Опрос среди студентов показал, что 42 выпускника планируют трудоустроиться в городские образовательные учреждения, но здесь следует учитывать и учреждения культуры, спорта, а также особенность молодежи менять в последний момент свое решение. Так что цифра эта максимально приблизительная, хотя мы, конечно, всех ждем, – сообщила Татьяна Самсонюк.

Наконец, самой, пожалуй, эффективной мерой, которая может способствовать привлечению педагогических кадров, пока еще на уровне области не принята, но, по информации Татьяны Самсонюк, прорабатывается. Речь идет о региональных финансовых мерах поддержки студентов, которые заключают договоры о целевом обучении на педагога. Одним из условий таких договоров является работа по профессии в муниципальных учреждениях образования после окончания вузов и сузов.

Какие именно это будут меры, пока неизвестно, но муниципальные образования смогут дополнять их своими поощрениями студентов. Татьяна Анатольевна заверила депутатов в том, что как только правительством Ростовской области будет подписан соответствующий документ, она намерена обратиться к главе администрации Волгодонска с предложением о разработке и муниципальных мер поддержки студентов-целевиков.

Эти слова после доклада заинтересовали депутата городской Думы Алексея Плотникова. Он выразил мнение, что без дополнительных мер поддержки студентов педколледжа ситуация в школах города может оказаться столь же критичной, как в учреждениях здравоохранения, в некоторых из которых наблюдается 60%-й дефицит специалистов. Причем, корнем проблем в обоих случаях, считает депутат, являются заработные платы врачей и педагогов.


Слева - депутат Алексей Плотников

– Вы говорите о том, что Ростовская область сейчас прорабатывает меры поддержки для целевиков. Нам, как муниципалитету-соучастнику в этом вопросе, тоже нужно разработать дорожную карту по поддержке детей, которые идут учиться на педагогов – нам следует предусмотреть выплату им дополнительных стипендий из бюджета города.

Дело в том, что профессия учителя становится такой же дефицитной, как профессия врача или среднего медицинского персонала. Мы не можем остаться без педагогов. Татьяна Анатольевна проводит профориентационные мероприятия, а мы, в свою очередь, должны посодействовать дальнейшему трудоустройству выпускников в школы. Здесь, конечно, немаловажным является вопрос заработной платы – у нас сейчас, наверное, зарплата работников «Пятерочки» и учителей одинаковая, да? – затронул тему Алексей Плотников.

Как выяснилось, нет. По словам Татьяна Самсонюк, если молодой учитель в Волгодонске не будет брать на работе дополнительные часы, он будет получать в месяц 20 000 рублей, и это даже меньше, чем у работника торговой продовольственной сети. Так, например, в интернете можно найти объявление о работе продавцом в «Пятерочке» за 32 000 - 42 000 рублей в зависимости от премий и надбавок.


Вакансия о работе в «Пятерочке» в Волгодонске. Источник: «Авито»

В среднем же у работников дошкольных учреждений заработная плата в Волгодонске составляет 35 552 рубля, у работников общеобразовательных учреждений – 45 305 рублей, у работников учреждений дополнительного образования – 43 435 рублей. Но это, подчеркнула начальник горуо, с учетом тех самых переработок, которые в связи с дефицитом педагогических кадров есть у каждого учителя.

– В чем особенность этих цифр? У нас никто не работает на одну ставку. Чтобы получить такую заработную плату, нужно иметь стаж, а также нагрузку более чем в 30 часов в неделю при норме в 18. Если учителя не будут перерабатывать, они будут получать МРОТ (минимальный размер оплаты труда, – прим. ред.), – объяснила Татьяна Самсонюк.

– То, о чем я и говорю. Мы в свое время приняли решение о финансовой поддержке врачей узких специальностей, которые, впрочем, сейчас уже не совсем работают, а по педагогам такого решения до сих пор не принято. В итоге человеку выгоднее 2/2 работать в «Пятерочке», где меньше ответственности и нагрузки, чем в школах. Нужно поддерживать детей, которые решили стать учителями – без этой поддержки мы скоро скатимся в ту же яму, в которую скатились с медицинскими кадрами, – добавил Алексей Плотников.

Председатель комиссии Виталий Цуканов, в свою очередь, спросил у Татьяны Анатольевны, сколько получают учителя в соседних регионах, и, если зарплаты разнятся, то почему. Та объяснила, что не владеет соответствующими цифрами, но зарплаты действительно разнятся, исходя из того, какие меры поддержки предусмотрены в разных регионах России.

– Изначально заработная плата учителя устанавливаются на федеральном уровне, но регионы вправе устанавливать надбавки и другие меры поддержки. И в Ростовской области этот процесс уже запущен – уверяю вас, министр образования, руководство области знают, сколько получают у нас педагоги и как сильно перерабатывают.

Недавно на эту тему состоялось совещание, в котором принимали участие и депутаты Законодательного Собрания Ростовской области, и председатель Комитета по образованию, и министр образования, и первый заместитель губернатора региона Игорь Гуськов – все озабочены этим вопросом, и в регионе уже разрабатываются документы, которые позволят в том или ином виде финансово поддержать учителей. Какие именно это будут меры, я не знаю, но, вероятно, изменения вступят в силу уже в следующем году и будут внесены в том числе в бюджет Ростовской области, – сказала Татьяна Самсонюк.

Виталий Михайлович в ответ выразил мнение, что органы местного самоуправления Волгодонска должны «подталкивать» областных чиновников, в том числе в сфере образования, принимать соответствующие решения. Без этого, уверен депутат, их можно в итоге и не дождаться и прийти к той самой точке невозврата, когда учить детей в Волгодонске окажется некому.


Председатель комиссии Волгодонской городской Думы по социальному развитию

– Молодые специалисты не пойдут работать за 20 000 рублей, как бы их не звали. Еще 5-10 лет, и все учителя, которые работают еще со времен СССР «за идею», уйдут на пенсию, и мы с вами скатимся в ту самую яму, о которой ранее здесь говорилось.

Вы говорите о том, что в других регионах могут быть предусмотрены дополнительные выплаты педагогам – так наши туда и уедут, ведь у нас таковых до сих пор нет. Об этом нужно говорить нашим коллегам из области, ведь каждый регион думает в итоге только о себе. Мы же здесь, в Ростовской области, должны порекомендовать нашему министру образования: «Приезжайте к нам, посмотрите на ситуацию», а ситуация такова, что никто из молодых специалистов не устроится в наши школы за такие деньги. У учителей должна быть достойная зарплата – эти люди воспитывают нашу молодежь!

Проблема еще и в отсутствии к ним уважения… Раньше, при СССР, когда я ходил в школу, учитель для меня был всем, его все уважали! А сейчас, я разговаривал со многими, им проще быть репититорами, готовить детей к ЕГЭ, чем идти преподавать в школу. Я сейчас даже говорю не за конкретно Волгодонск, а за ситуацию в целом по стране. По медицине мы уже «скатились» – не хватает 300 000 специалистов, но это отдельная тема – нам ее еще предстоит обсудить на комиссии. Но вопрос педагогов тоже нужно поднимать – давайте запишем что-то по итогам сегодняшнего обсуждения, давайте готовить предложения на имя министра образования по реагированию на сложившуюся ситуацию. Нужны конкретные предложения, и от вас, Татьяна Анатольевна, в том числе – а мы их будем продвигать дальше, – сказал Виталий Цуканов.

У Татьяна Анатольевны такое предложение имелось. Она предложила всем молодым специалистам, которые устраиваются работать в школы Волгодонска, предоставлять по 15 000 рублей в месяц на расходы по аренде жилья. Ее поддержал депутат Алексей Плотников, который предложил включить соответствующие расходы в местный бюджет уже на следующий год. В итоге комиссия по социальному развитию решила рекомендовать администрации Волгодонска разработать меры поддержки и заложить их в бюджет 2025 года.

Андрей Мордвинов

Новости на Блoкнoт-Волгодонск
Волгодонскновостиучителязарплатадефицитпедагогидепутатышколыпедколледжмеры поддержкиПятерочка
1
0
Народный репортер + Добавить свою новость