Волгодонск Пятница, 19 апреля

В волосах «Аксиньи» Василий Поляков зашифровал имя любимой женщины

Более трех лет минуло с того дня, как остановилось сердце скульптора Василия Полякова, но его творческое наследие продолжают любить и ценить, а многие памятники стали настоящей визитной карточкой города, без которых невозможно представить современный Волгодонск.

За годы работы в Волгодонске Василий Поляков оставил после себя большое наследие. В Волгодонском художественном музее до 27 августа проходит выставка фотографий работ скульптора, относящиеся не только к Волгодонску, но и к периоду жизни Василия Полякова в Краснодарском крае. «Блокнот Волгодонска» решил вспомнить некоторые малоизвестные подробности из биографии известного скульптора.

Василий Поляков родился 29 июня 1944 году в поселке Орловский. В 1959-1964 годах он учился на скульптурном отделении в художественном училище Луганска, а в 1964-1969 годах – на отделении промышленного дизайна Харьковского художественно-промышленного института.

В родные края Василий Поляков решил вернуться после прочитанной в одной из центральных газет большой статьи о строительстве «Атоммаша». Супруга скульптора Лариса Полякова вспоминала, что в 1978 году муж отправился в Волгодонск «на разведку» для того чтобы узнать о возможности работать в городе по специальности. Работа сразу нашлась. Тогда быстрорастущему Волгодонску потребовались собственные художественные кадры, которые смогли бы на регулярной основе заняться украшение облика города. В бюджете строительства города были зарезервированы отдельные средства на работу скульпторов, художников, граверов.


Поляков.JPG
Часть триптиха авторства Георгия Лиховида "Мастерская скульптора Василия Полякова" из экспозиции Волгодонского художественного музея.

- Мы добились, что часть средств из бюджета могли пускать на художественное украшение города. Благодаря этому появилась возможность приглашать в город художников, скульпторов, графиков и на постоянной основе загружать их заказами. Другие города области, даже такие крупные как Ростов-на-Дону или Таганрог не могли себе такого позволить. В Волгодонск Поляков приехал в 1979 году. Тогда город через «Атоммаш» пригласил трех человек для работы в сфере прикладного искусства: Василия Полякова, Егора Дердиященко и Георгия Лиховида. Для каждого из художников и скульпторов было свое направление работы. Георгий Лиховид должен был заниматься художественным оформлением общественных и жилых зданий. Василий Поляков больше занимался монументальной скульптурой и рельефами, а Егор Дердиященко - малыми архитектурными формами, - рассказал председатель волгодонского землячества Григорий Платонов, в те годы курировавший экономику города.

В Волгодонске первая встреча Полякова состоялась с начальником ДСК-7 Георгием Чеакадзе. Чеакадзе направил Полякова к начальнику стройки Александру Полтавскому. Во время собеседования с руководством стройкомплекса города Поляков выразил желание переехать в в Волгодонск поближе к родным местам (в Орловском тогда проживали его родители) и поработать над украшением города. Заинтересованные предложением Полякова, Чеакадзе и Полтавский устроили ему встречу с главным архитектором Волгодонска Александром Фроловым. После собеседования, на котором Василий Поляков продемонстрировал образцы работ и поделился творческими планами, его официально пригласили в Волгодонск на постоянную работу. В 1979 году супруги Поляковы переехали в Волгодонск в выделенную городом однокомнатную квартиру на проспекте Строителей.  

Первой работой Полякова в городе стала скульптура «Мать и дитя» у городского роддома. В Волгодонске Поляков оставил после себя 39 выявленных авторских работ, которые и сейчас украшают улицы и дома города. Среди них не только известная скульптурная группа «Корчагинский поход продолжается», фонтан в парке Победы, горельефы на стеле Победы, но и более камерные скульптуры. Для аптеки на первом этаже дома по улице 30 лет Победы Василий Поляков создал целую пристенную скульптурную группу с доктором Айболитом и его друзьями. Через много лет новый Айболит, уже в виде отдельно стоящей скульптуры появился на набережной Анапы.

Василий Поляков в Волгодонске создавал свои скульптуры в разных местах. Он работал и в бывшей трансформаторной подстанции на химзаводе, в корпусе Атоммаша», на ВОЭЗе Нормальной мастерской долгое время не было. Через несколько лет чета Поляковых получила от города новую квартиру в доме №64 по улице Морская. Здесь Поляковы прожили много лет вплоть до отъезда из города. К квартире по отдельному проекту была пристроена двухэтажная мастерская (это помещение и сейчас существует рядом с аркой).

aksinya.jpg

В работе над "Казачкой"

Наиболее «творческим» местом Полякова в Волгодонске оказался химзавод. Там были созданы скульптуры «Казачка» (Аксинья), «Счастливая старость», «Доктор Айболит», «Мать и дитя», бюст Дзержинскому, памятник летчику Виктору Лецко. Над самыми крупными и массивными памятниками Поляков работал на отдельном участке в корпусе №1 «Атоммаша» (большая часть работ и так получила финансирование по титулу стройки завода). Там были созданы бюст Курчатову, горельфы на обелиск Победы и скульптурная композиция «Корчагинский поход продолжается», размещенная на фонтане у кинотеатра «Комсомолец». На ВОЭЗе скульптор работал в литейном цехе. Лариса Полякова вспоминала, что ее супруг особо ценил работу сотрудника литейного цеха ВОЭЗа Петра Васильевича Коваленко, настоящего «литейщика от Бога», создавшего многие литые элементы памятников в городе.

В Волгодонске Василий Поляков получил известную свободу творчества. Его активно поддерживал секретарь горисполкома, а с 1980 года и первый секретарь Волгодонского горкома КПСС Александр Тягливый. Лариса Полякова вспоминала, что позднее большую поддержку творческим планам скульптора оказывал влиятельный комсомольский активист, секретарь ЦК ВЛКСМ по всесоюзным стройкам Иосиф Орджоникидзе, в постсоветский период истории ставшим вице-мэром Москвы.

- Василий Петрович был по-настоящему профи высочайшего класса, влюбленным в искусство человеком. У него сложился плодотворный тандем с Александром Тягливым. Они хорошо понимали друг друга и определяли, где ставить новые работы. Сам Тягливый живо интересовался художественным обликом города. Вспоминаю, что во время одного из визитов в Москву мы побывали в мастерской скульптора и резчика Виктора Сосунова, автора известного в городе «Стеньки Разина со товарищами». Он тогда делал памятник Нестору-летописцу, тоже из дерева. Тягливый посмотрел на уже почти готовую работу и говорит: «Жаль, что нам никто не разрешит его поставить в Волгодонске». Это было начало 80-х годов, времена атеизма. Были и удачно реализованные проекты. Тягливый вместе с Поляковым и задумали построить комплекс «Лазоревая степь» на въезде в Волгодонск со стороны Цимлянской ГЭС. Сам Тягливый родился под Таганрогом, поэтому местная казачья культура и память ему были не чужды. Идея нашла поддержку и у Михаила Шолохова. Он тогда был одним из самых влиятельных людей в области, на закрепленном за ним самолете мы даже летали в Москву решать городские проблемы. Поляков всегда называл скульптуру девушки у источника просто казачкой, но народная молва сразу присвоила ей имя Аксинья, в честь героини «Тихого Дона», благо в другой части «Лазоревой степи» были установлены шолоховские герои Дед Щукарь и Нахаленок, - вспоминает Григорий Платонов.

В некоторых известных всему городу памятниках Василий Поляков отразил черты близких ему людей и обычных волгодонцев. Так натурщицей для памятника «Казачка» стала супруга Василия Полякова Лариса. Григорий Платонов вспоминает, что мастер перенес на скульптуру прическу своей супруги и верхнюю часть лица. «Казачка» стала и своеобразным признанием любви к нежно любимой жене. В прическе «Казачки» Василий Поляков вставил слово «Лора», производного от «Лариса». О таком послании скульптор вначале не рассказал даже самым близким людям. Лариса Полякова рассказала, что для нее это стало большим сюрпризом, когда муж подвел ее к скульптуре и показал ее имя на голове «Казачки». Также известно, что прообразом колхозницы с горельфа на обелиске Победы послужила родная тетя Василия Полякова из Орловского. Для этого она несколько дней позировала скульптуру с платком на голове.

Казак.jpg

Тот самый казак, оказавшийся без бочки

Благодаря инициативе Полякова в городе появился и первый в СССР памятник Владимиру Высоцкому. Скульптурная группа в сквере Машиностроителей получила незамысловатое название «Любовь». Тогда весь город знал и говорил о памятнике Высоцкому и его подруге жизни Марине Влади, но официально «мужчина с гитарой» и его «слушательница» оставались безымянными молодыми строителями «Атоммаша» и Волгодонска. Уже через несколько лет, когда памятники Высоцкому стали массово появляться в России и за рубежом, авторам памятника пришлось доказывать настоящую идею, заложенную в него.

- Поляков был «фанатом» Высоцкого. Сразу после смерти певца и актера он загорелся идеей поставить ему памятник. Лично подбирал одежду, прически для натурщиков. Фигуру Высоцкого Поляков вылепил со своего помощника Юрия Клепицкого. Тягливый был в курсе, что в Волгодонске поставят памятник Высоцкому, для этого в концепцию памятника внесли элементы маскировки: над фонтаном поставили арку, символизирующую обечайку и назвали сам фонтан «Любовь». Хотя конечно, все знали, кому этот памятник, - рассказывает Григорий Платонов.

Но на творческие планы могла налагаться самым причудливым образом текущая политическая ситуация. Так на художественном совете не утвердили эскизный проект памятнику казаку. За его основу Поляков взял герб Войска Донского времен Петра Великого, на котором был изображен голый казак на бочке. Но во времена антиалкогольной компании, стартовавшей в 1985 году, демонстрация бочки с вином, была признана невозможной. Дело «казака на бочке» рассматривалось даже в Ростове. В итоге казак все же появился в Волгодонске, но без емкости с алкоголем.

фото Александр Тихонов.jpg
Василий Поляков незадолго до отъезда из Волгодонска. Автор фотографии  - Александр Тихонов. Фотография предоставлена Григорием Платоновым.

Плодотворный период работы Василия Полякова завершился с распадом Советского Союза. «Атоммаш» вместе со всей экономикой страны и городом погрузились в пучину экономического кризиса. О твердом заказе на художественные работы со стороны города и завода больше не могло идти и речи. Несколько лет Василий Поляков прожил без постоянных заказов. По воспоминаниям друзей скульптора, Поляков долго надеялся, что ему удастся наладить работу в Волгодонске, но когда ситуация не изменилась он принял трудное решение об отъезде.

- В 90-е годы Василий Поляков попал ужасную ситуацию. Почти 8 лет у него не было ни одного заказа. А работа и была его жизнью. В это время ему пришлось содержать и пожилых родителей. Приходилось перебиваться случайными заработками. Его пригласил работать глава Тимашевского района в Краснодарском крае. Василий Петрович поехал в Тимашевск, а глава района в это время скоропостижно скончался. Из Тимашевска наудачу он отправился в Анапу. Там он попал на прием к главному архитектору города Юрию Рысину. Поляков представился, показал свои фотографии работы, Рысин сразу сказал: «Оставайся все твои проблемы мы решим». Василий Петрович получил в Анапе отдельную мастерскую на берегу моря. Для Анапы Поляков сделал несколько десятков работ. Отдельные скульптуры появились и в других городах и станицах Краснодарского края. Уже когда Василий Петрович жил в Анапе, ему предложили стать создателем памятника Екатерине Второй в центре Краснодара. Тогда главный архитектор Анапы Юрий Рысин перешел на повышение в Краснодар и не забыл, как Поляков украшал приморский город. Но по состоянию здоровья Василий Петрович отказался, - вспоминает Григорий Платонов.

С 2006 года в Анапе Василий Поляков стал автором 15 памятников. Еще десять скульптур авторства Василия Полякова были установлены в другом курортном городе края — Ейске. Для станицы Старощербиновская скульптор создал бронзовый бюст казачьему атаману, герою Кавказской и Отечественной войн Алексею Безкровному. В столице Хорватии Загребе Поляков стал автором памятника «Сердце Хорватии».

vasiliy-polyakov.jpg

Василий Поляков в своей мастерской в Анапе

Уехав в соседний регион, Василий Поляков не забывал о родном городе. В конце 90-х годов он стал автором создания на площади Победы сквера Шолохова. Туда планировали перенести восстановленные скульптуры «Казачки» (Аксиньи) и Деда Щукаря. В центре сквера Поляков видел бюст Михаилу Шолохову. Нашлись даже деньги - 1,2 миллиона рублей. Но сработал человеческий фактор, проект забуксовал и так и не был реализован. Перенос, а фактически новое изготовление, памятников «Казачке» (Аксиньи) и «Деду Щукарю» на территорию Городской больницы №1 доставили Василию Полякову много неприятностей. По словам Григория Платонова, Поляков собирался поучаствовать в восстановлении дорогих его сердцу памятников. Но всю работу сделали за него, причем пропорции и черты лица «Аксиньи» оказалась искажены, утверждает Платонов. Волгодонцы не забывали о своем земляке. Когда Василию Полякову пришлось делать операцию на сердце, неравнодушные жители жители города помогли собрать необходимую сумму денег. Василия Полякова нет с нами уже три года, но память о нем будет жить вместе с его скульптурами.



Андрей Горбунов

Новости на Блoкнoт-Волгодонск
  Тема: О тебе, любимый Волгодонск  
Василий Поляковскульпторпамять
10
0
Народный репортер + Добавить свою новость