Волгодонск Четверг, 25 апреля
Общество, 29.12.2015 16:51

ТОП-10 историй о прошлом Волгодонска

В 2015 году Волгодонску исполнилось 65 лет. К этой круглой дате в самом начале 2015 года на сайте и на страницах «Блокнота Волгодонска» появилась новая рубрика «О тебе, любимый город». В ней мы размещали фотографии и статьи об истории города и его окрестностях. В материалах раздела рассказывалось как об истории самого Волгодонска, так и об истории местности, на которой и возник наш города. В завершении 2015 года можно подвести итоги нашей рубрики и вспомнить наиболее интересные материалы.

 

 

Столетние дубы за городской чертой

duby.jpg

На границе Волгодонска и Волгодонского района, за промзоной «Атоммаша», находится один из старейших рукотворных лесных массивов Ростовской области – бывшая Сальская лесная дача, или, как еще называли этот лесной массив, – Сальское лесничество, Панский лес или Панская дача. В степи на нескольких тысячах гектаров раскинулись посадки дуба, ясеня, акации. В сентябре 2015 году Сальской даче исполняется 127 лет, а решение о создании нового лесничества на востоке современной Ростовской области было принято 130 лет назад. Опыт внедрения лиственных пород в условиях засушливой степи широко применялся при создании колоссальной системы государственных лесозащитных пород в уже 50-е годы 20-го столетия. За свою более чем столетнюю историю, Сальская дача несколько раз едва не уничтожалась пожарами и интенсивными вырубками, но до сих пор буквально в нескольких сотнях метров от городской межи шумит крупнейших искусственный лес на востоке области

Какие населенные пункты располагались на территории будущего Волгодонска

zhd-most.jpg

На месте исторического центра (современная площадь Ленина), как и большей части территории города, 70 лет назад раскинулась степь. Но это не значит, что город строился на пустом месте. К 20-м годам в границах современного Волгодонска располагалось четыре населенных пункта – хутора Добровольский, Лагутники, Рынок Романовский и станица (ранее хутор) Соленовская.

Хутора и станицы, оказавшиеся на дне Цимлянского моря

kartinka-k-pereseleniyu.jpg

Одной из страниц истории строительства Цимлянского гидроузла стало массовое переселение жителей хуторов и станиц, попавших в зону затопления. В этом рассказе мы рассмотрим общую схему переселения в границах современной Ростовской области и постараемся ответить на вопросы «откуда и куда» были перенесены населенные пункты, оказавшиеся на дне степного моря.

Под переселение попали более 150 хуторов и станиц на территории Ростовской и Сталинградской областей. Уезжать от наступающего моря приходилось на разное расстояние. В одних случаях было достаточно передвинуть свой дом вверх по склону на несколько сотен метров, в других случаях пришлось отправиться в путешествие на несколько десятков километров. Переселение началось уже в 1948 году, с переноса станиц у строительной площадки гидроузла. Населенные пункты, лежащие выше по течению Дона и Цымлы, переселились вплоть до 1950 года включительно, по мере заполнения ложа водохранилища.

Имя Волгодонску придумали за много лет до возникновения самого города

карта.jpg

Многие люди, впервые попавшие в наш город, или вообще узнавшие о Волгодонске, задаются простым вопросом: «Почему город называется Волгодонском, если Волга от него отстоит на сотни километров?» Обычно следует ответ вроде: «Город строился при Цимлянской ГЭС и по каналу можно было проплыть на Волгу». Такой ответ может удовлетворить далеко не всех, но какого-либо подробного разъяснения происхождения названия Волгодонска никто представить не мог. Как выяснилось, впервые Волгодонск, как город или поселок при будущей гидроэлектростанции на Дону, был упомянут еще до Великой Отечественной войны, в статье будущего главного геолога стройки Василия Галактионова.

Почему 27 июля считается Днем города

67.jpg

В истории каждого города есть несколько дат, по которым и определяют рамки существования населенного пункта. За первые 20 лет существования Волгодонска утвержденной даты Дня города не существовало. Формально за день рождения города принималась дата  2 ноября 1956 года, в день, когда Волгодонск был утвержден в статусе города районного подчинения.

Идея утвердить День города как новый местный праздник возникла в начале 70-х годов. При определении времени праздника можно было отталкиваться от трех возможных дат: времени фактического начала заселения города (тогда днем рождения Волгодонска можно было считать основание рабочих поселков Новосоленовский и Шлюзы в 1948-1949 годах), начало строительства или заселения сохранившейся части города (тогда праздник выпадал на 1950 год) или получение Волгодонском статуса города (1956 год).

В итоге за конечную дату Дня города решили взять 27 июля 1950 года. Этот день условно стали считать датой начала строительства первых жилых домов в окрестностях площади Ленина. Инициаторами переноса  празднования выступила группа местных партийных работников и строителей города.

Новосоленовский — поселок-прародитель Волгодонска

Часть 1, часть 2.

sagin-e_a_-_-novo_solyenovskaya-s_sh_-1953_54-uch_-god_01.jpg

У современных жителей Волгодонска понятие «старый город» ассоциироваться с площадью Ленина и ансамблем зданий на ней, построенных классическом стиле обветшалых коттеджей или двухэтажных кирпичных домиков по улицам Ленина и переулку Донской. Время закладки первых домов в этом районе и считается датой основания города. Между тем в первой половине 50-х годов большая часть будущих Волгодонцев жила в двух временных рабочих поселках Ново-Соленовском и в Шлюзах. Если ехать на дачи в садоводства «Летний сад» и «Мичуринец», то у автобусной остановки «Столовая» за забором можно увидеть большое каменное здание с двухскатной крышей. Много лет назад здесь находилась столовая и ресторан «Пятиморск». Это здание – почти единственное оставшееся свидетельство существования на этом месте рабочего поселка, фактического предшественника Волгодонска.

Поезд едет в Волгодонск — история железнодорожного транспорта города за 50 лет.

Часть 1, часть 2.

4.jpg

Почти каждый крупный город России начинается с железнодорожного вокзала. В Волгодонск железная дорога пришла в момент рождения города. Вместе с городом железнодорожная станция Волгодонская росла, развивалась, находилась в упадке. Сейчас «железка» играет в жизни горожан относительно скромную роль. Многие волгодонцы наверное уже и не помнят, когда в последний раз они бывали в зале ожидания железнодорожного вокзала. Дальнего железнодорожного сообщения с другими городами России уже нет много лет, а утренним рельсовым автобусом до Ростова пользуются лишь немногие горожане. Тем не менее, история нашей станции является частью жизни города, и вспомнить, и зафиксировать основные моменты ее истории необходимо. История железнодорожного транспорта Волгодонска началась со станции Добровольская, возникшей как небольшой разъезд на подходах к строительной площадке Цимлянской ГЭС.

Спортивный ветеран Волгодонска — история стадиона «Труд»

2.jpg

Стадион «Труд» почти 60 лет является главной открытой спортивной ареной города. Сравнительно небольшой, без архитектурных излишеств, «Труд» по внешнему виду больше подходит районному центру средних размеров. В отличие от других объектов социальной и спортивной инфраструктуры города, «Труд» постепенно строился на протяжении 30 лет – начиная от простого футбольного поля до шеститысячного стадиона. Новый футбольный стадион, постройка которого намечалась в новом городе на конец 80-х годов, в Волгодонске так и не появился. Возведение стадиона не значится и в планах развития города на ближайшие 10-15 лет, поэтому «Труд» останется главной спортивной ареной Волгодонска и в будущем.

Как парк Победы в Волгодонске три раза закладывали

untitled.png

1 мая 2015 года горожане увидели обновленный парк Победы. Одновременно, через семь дней, главная зеленая зона Волгодонска будет отмечать свой юбилей – 30 лет со дня официального открытия парка. Впрочем, реальный возраст парка Победы на 20-25 лет больше. Некоторое время парк был простым безымянным сквером, а от решения о создании нового городского парка культуры и отдыха до его претворения в жизнь прошло почти 20 лет.

Подгоры — забытое место, где жили строители Ростовской АЭС

topokarta-podgor.jpg

Подгоры, успевшие просуществовать просуществовал чуть более 12 лет, успели побывать и вахтовым поселком, и военной частью. В 1999 году поселок был окончательно расселен, а все здания на его месте снесли. Теперь о Подгорах напоминают только заросшие фундаменты домов, кое-где сохранившиеся руины стен и оставшиеся нетронутыми замощенные бетонными плитами улицы поселка.

Новости на Блoкнoт-Волгодонск
  Тема: О тебе, любимый Волгодонск  
история Волгодонска
0
0
Народный репортер + Добавить свою новость